Открытое занятие по актёрскому мастерству “Театральные этюды, как источник творческого воображения”

Открытое занятие по актёрскому мастерству “Театральные этюды, как источник творческого воображения” (+ “Технологическая карта занятия” и “Самоанализ занятия”)

Автор: Сафонова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования ВКК, МБОУ ДО «РДДТ»

   Цель: продолжить знакомство воспитанников с  видами театральных этюдов.

   Задачи: 

Образовательная:

 – дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;

 – познакомить с видами театральных этюдов;

Развивающая:

 – развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

 – формировать способности к импровизации;

 – развивать навыки актерского мастерства через работу над этюдами;

 – развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики                      и  дикционных упражнений на основе разученных скороговорок;

 – развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

 – развивать умения взаимодействовать с партнёром;

Воспитательная:

 – сформировать навыки КТД;

 – прививать навыки взаимодействия с партнером;

 – научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом,    анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.

Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников к перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.

Методы обучения: Словесный метод, метод практической работы, метод получения новых знаний,  метод игры.

Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютер

Продолжительность занятия: 45-60 мин в зависимости от сложности упражнений                           и этюдов.

       План занятия:

  1. Приветствие 5 мин.
  2. Разминка 15 мин
  3. Теоретическая часть 5 мин.
  4. Практическая часть 15 мин.
  5. Домашнее задание 5 мин.
  6. Заключение 5 мин.

 

                                      Ход  занятия.

  1. Приветствие. Организационный момент

Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия.

1) Упражнение-игра «Здравствуйте». 

Педагог здоровается с воспитанниками, показывая: радость, печаль, удивление, обиду, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность.

Воспитанники приветствуют педагога  согласно, тому настроению, с которым пришли                   на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Вопрос педагога: Что такое эмоции?

Ожидаемые ответы воспитанников:  проявление чувства, переживания.

  1. Разминка.
    1) Артикуляционная гимнастика
    (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики).

    Цель:подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы

1.Упражнение «Заборчик».

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

2.Упражнение «Трубочка». 

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

3.Упражнение «Заборчик +трубочка».

4.Упражнение «Уколы».

Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5.Упражнение «Весёлый пятачок».

сомкнутые вытянутые губы  двигаются сначала вверх и вниз, вправо и влево;

затем делаем круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

(закончить упражнение – фыркнуть как лошадка.)

6.Упражнение «Шарик».  В спокойном темпе поочерёдно надуваем правую и левую  щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Упражнение «Почистим зубчики». Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны                  в сторону.

2).Упражнения на три вида выдыхания.

Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

 

Свистит ветер – ССССССССС…

Шумят деревья – ШШШШШШШ….

Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…

 

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!

Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!

 

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила – С! С! С! С! С!

Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!

 

3).Дикционное упражнение на силу голоса на основе скороговорок.

Описание упражнения:

1.Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук,                           а потом постепенно переходить к скороговарению.

От топота копыт пыль по полю летит
– Бык тупогуб, тупогубенький бычок, убыка бела губа была тупа
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку

2.Упражнение «Кнопки»
«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

 

4). Актёрский тренинг (элементы актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского).

1.Упражнение «Камень, бревно, собака»:
Встать напротив педагога стайкой, в свободном положении. По команде начать бег на месте. Педагог может регулировать бега, показывая рукой «выше/ ниже», что означает «быстрее/медленнее». Согласно следующим командам, выполнять определённые действия:
– «камень слева!» – отклониться вправо
– «камень справа!» – отклониться влево
– «камень сверху!» – пригнуться или присесть
– «бревно!» – подпрыгнуть на месте
– «собака!» – повернуться назад и гавкнуть.
Начать со средней скорости, затем увеличить скорость, к концу выполнения
Упражнения – снова замедлить.

  1. Упражнение «Мизансцена».
  2. Упражнение «Оправдать свою позу»

Ребята ходят по кругу. По хлопку педагога каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. По команде «Отомри» продолжайте это действие.

  1. Упражнение «Расслабление по счёту».

Вся группа стоит. Руки вверх, ноги на ширине плеч. Педагог считает. Во время этого счета учащиеся расслабляют постепенно все части тела.

На счет «раз» – расслабляются кисти рук,

На счет «два» – расслабляются локти рук,

«три» – плечи, руки;

«четыре» – голова,

«пять» – туловище полностью расслаблено, держится только на ногах;

«шесть» – полное расслабление, учащиеся садятся в «точку».

Затем по хлопку, учащиеся встают.

 

III. Теоретическая часть. 

Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала

Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.
Тема нашего занятия «Театральные этюды, как источник творческого воображения».

Это очень непростая, но удивительно интересная тема.

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?

Ожидаемые ответы воспитанников.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене. 
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?

Ожидаемые ответы воспитанников.

Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего,                      зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.

Этюд состоит из:

  1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
    2. События;
    3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
    4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
    Вопрос:Какие этюды мы с вами уже выполняли?

Ожидаемые ответы воспитанников: на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда  требует ряд логических и взаимосвязанных действий                               в предлагаемых обстоятельствах.

IV.Практическая часть.

 Педагог: Сегодня мы познакомимся с этюдами на развитие творческого воображения.

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств.

Вот несколько тем для подобных упражнений: (педагог читает, а ребята выполняют задание)

  1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

королевский трон

аквариум с рыбками

костер

куст цветущих роз.

  1. Передать книгу друг другу так, будто это:

кусок торта

хрустальная ваза

кирпич

  1. Взять со стола карандаш, как будто это:

горячая печеная картошка

маленькая бусинка

червяк.

  1. Выполнять различные действия:

чистить картошку

нанизывать на нитку бусы

есть пирожное.

5.Упражнение «Напишите письмо»

Возьмите воображаемый лист бумаги, воображаемую чернильницу, воображаемую ручку. Обмакните воображаемое перо и пишите. Пишем письмо-протест, письмо-разоблачение, шутливую записку, прощальное письмо, анонимку. Письмо пишет малограмотный человек, может – близорукий. Письмо можно писать лениво, небрежно, осторожно выбирая слова. Наконец, саму ручку можно взять в пальцы нежно, зло, аккуратно, брезгливо.

6.Упражнение “Зонтик

 Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Представьте себе, что пошел дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены.

Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтиком. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас из рук зонтик. Еще чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе.

Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь.

 

Педагог: А теперь, давайте проверим ваше домашнее задание: театральные этюды на  логичность и последовательность действий.

 

Вопросы для обсуждения:

Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?

Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?

В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?

  1. Заключительная часть.

Итак, мы познакомились на занятии с театральными этюдами творческого воображения.

Что получилось, понравилось? Что оказалось самым трудным?

Хотели бы вы продолжить изучать эту тему?

 

Рефлексия.
Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».

Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.

 Воспитанники прощаются друг с  другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие)  с которым покидают занятие, стараясь,                    как можно точнее передать эмоциональное состояние.

_______________________________________________________

Технологическая карта занятия «Театральные этюды, как источник творческого воображения»

  Деятельность педагога                                       (с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения) Деятельность обучающихся                    (с  обозначением видов и форм активности) Планируемый результат. Комментарии
I этап – организационный – 2 мин
1.1 Приветствует воспитанников.                                  Упражнение-игра «Здравствуйте»                        Дети приветствуют педагога, изображая эмоции, мимику которых показывает учитель. Создание психологического настроя на занятие.
II этап – мотивационно – проблематизирующий -5 мин.
2.1 Разминка

Артикуляционная гимнастика: упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик + трубочка», «Уколы», «Веселый пятачок», «Шарик», «Почистим зубчики»

Упражнения на три вида выдыхания.

   Дикционное упражнение: скороговорки, с условием, что сначала скороговорку следует произносить медленно, артикулируя каждый звук, потом постепенно переходить к скороговарению

  

 

 

Учащиеся упражнениями разогревают речевой, дыхательный аппарат

Дети повторяют                        за педагогом, стараясь сделать лучше него.

 

Умение выполнять упражнения на подготовку речевого, дыхательного аппарата для дальнейшей работы на занятии    

 

2.2 Актёрский тренинг

(по системе К.С.Станиславского)

Упражнения:

«Камень, бревно, собака»;

«Мизансцена»;

«Оправдать свою позу»;

«Расслабление по счету»

 

Дети встают напротив педагога в свободном положении. По команде начинают бег на месте, выполняя команды педагога.

Ходьба по кругу. По хлопку педагога каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу.

 Стоя на месте, вся группа выполняет следующее упражнение, по команде расслабляя части тела.

 

 

 

Умение готовить свое тела для выполнения театральных этюдов

III этап – основной – знакомство с новым материалом – 5 мин
3.1 Введение в тему занятия.

Показ слайда – название темы занятия

 

  Вопросы воспитанникам:

1.      Что вы знаете о театральных этюдах?

2.      Чем отличается этюд от упражнения?

3.      Какие этюды мы с вами уже выполняли?

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

Дети вспоминают теоретический материал предыдущих занятий

IV этап – практическая работа – 25 минут
4.1 Упражнения на развитие творческого воображения:

1)Подойти к столу и рассмотреть его, будто это

– королевский трон;

– аквариум с рыбками;

– костер;

– куст цветущих роз

2)Передать книгу друг другу так, как будто это:

– кусок торта;

– хрустальная ваза;

– кирпич

3)Взять со стола карандаш, как будто это:

– горячая печеная картошка;

– маленькая бусинка;

– червяк

4)Выполнять различные действия:

– чистить картошку;

– нанизывать на нитку бусы;

– есть пирожное

5)Упражнение «Напишите письмо»:

Взять воображаемый лист бумаги, воображаемую чернильницу, воображаемую ручку. Обмакнуть перо в чернильницу и написать письмо:

– письмо-протест;

– письмо-разоблачение;

– шутливую записку;

– прощальное письмо;

– анонимку

6)Упражнение «Зонтик»

– идет дождь, нужно раскрыть зонт, но он не раскрывается;

– зонт раскрылся, вы стоите под зонтом. Вдруг сильный порыв ветра начинает вырывать зонт из рук;

– дождь закончился, вы складываете зонт, улыбаетесь

 

 

Дети выполняют задания учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задания, стараясь предельно точно показать нужную мимику лица, движение частей тела

 

 

 

Дети рассматривают жесты и пластику, определяют,                            что обозначают различные жесты,                    определяют положение тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жесты и пластика – язык тела – знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые  движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мимика помогает актеру                       в создании сценического образа, в определении  психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа

 

 

 

 

 

 

4.2 Проверка домашнего задания:

Театральные этюды на логичность и последовательность действий.

Вопросы для обсуждения:

1.      Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?

2.      Вы угадали цель партнера? Если нет, то почему и в чем причина?

3.      В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?

Дети наблюдают, выражая свое одобрение или замечание.

 

 

Ответы детей

 

 

По ходу выполнения упражнений педагог корректирует и оказывает нужную помощь.

Благодарит воспитанников        за работу.

Vэтап – подведение итогов- 3 мин.
5.1  Рефлексия:

Вопросы: помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить некоторые актерские хитрости?

Как вы считаете, какие этюды удались и почему?

Какие этюды сегодня не получились                  и почему?

Игра-упражнение на проявление эмоций:

«До свидания»

 

Дети отвечают на вопросы, подводя итог занятию:                              чему мы с вами сегодня научились?

Были ли какие-нибудь трудности?

5.2 Итог занятия:

Удовлетворительно:                                      рука на уровне пояса;

Хорошо:                                                   рука на уровне головы;

Отлично:                                                                    рука выше головы.

– Спасибо, мне приятно было с вами поработать.

Воспитанники прощаются друг с  другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие),                               с которым покидают занятие, стараясь,                    как можно точнее передать эмоциональное состояние.

 

_____________________________________

Самоанализ занятия “Театральные  этюды, как источник творческого воображения”

Состав группы 10 человек, возраст от 12-14 лет,   4-6 год обучения;                        способность группы средняя; оснащенность занятия: экран, средства обучения

Тема занятия:                                                                                                                      «Театральные  этюды, как источник творческого воображения».

Место занятия в календарно-методическом плане:                                                                                                    второе занятие по теме: «Театральные  этюды»

Сложность занятия для данной группы: средняя

Задачи.

Образовательная:

 – дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;

 – познакомить с театральными этюдами на развитие творческого воображения;

Воспитательные цели занятия:

 – сформировать навыки КТД;

 – привить навыки взаимодействия с партнером;

 – научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом

Развивающие:

 – развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

 – сформировать способности к импровизации;

 – развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами;

 – развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики                         и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок;

 – развивать физические возможности тела, через актёрский тренинг;

 – развивать умения взаимодействовать с партнёром

 

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия:                            слайды, карточки для этюдов.

Задания для самостоятельной работы детей на занятии:

  • исполнение эмоциональных упражнений
  • исполнение этюдов;

Цель:  продолжить знакомство воспитанников с  видами театральных этюдов.

Задачи:

 1.Дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд, виды этюдов»;

 

 На занятии было дано определение понятия «Этюд», раскрыто значение и важность таких упражнений. Для чего нужен этюдный метод в работе над собой.  Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.

 

  1. Познакомить с театральными этюдами на развитие творческого воображения;

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств.  В игровой ситуации воспитанники легко приняли эти условия и начали действовать в вымышленной ситуации.

            Занятие имеет этапы, их последовательность, что обеспечивает целостность занятия.

            Работа начинается с разминки: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на дикцию и произношение, актёрский тренинг.

            Главным этапом занятия является «Театральные этюды, как источник творческого воображения».  На занятии выполнялись определённые этюды на заданную тему. Сначала простые доступные этюды, затем более сложные. В процессе работы проходили

обсуждения увиденного, были внесены поправки,  давались рекомендации. При необходимости этюды повторялись. Лучшие работы отмечались. В процессе занятия воспитанники учились дисциплине, уважительному отношению друг к другу, терпению и трудолюбию. Считаю, что содержание занятия полностью соответствует целям занятия. Развивает творческие способности воспитанников, способствует развитию интереса к обучению.

Самым главным в ходе занятия был  микроклимат в коллективе, взаимоотношения между педагогом и воспитанниками.

     Я думаю, что цель занятия была достигнута. Дети с удовольствием выполняли упражнения, показали свои творческие способности, фантазию.

___________________________

Скачать материалы:

Конспект занятия “Театральные  этюды, как источник творческого воображения”

Самоанализ занятия “Театральные  этюды, как источник творческого воображения”

Технологическая карта “Театральные  этюды, как источник творческого воображения”

zanyatie-po-aktyorskomu-masterstvu-teatralnye-etyudy