Семинар-практикум для педагогов «Пальчиковые шаги»

Семинар-практикум для педагогов «Пальчиковые шаги»

02.05.22

Автор: Воспитатель Кузнецова Александра Александровна

МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский ХМАО-Югра, Тюменская область, Советский район

Скачать материал: Семинар-практикум “Пальчиковые шаги”

________________________

Источник творчества способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский

Цель: познакомить педагогов с пальчиковыми шагами и их использование.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с эффективными методами использованияигровых технологий в жизни ребёнка.
  2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению пальчиковых шагов.

 

– Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на своем семинаре – практикуме.

Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы).

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Ум ребёнка находится на кончике его пальцев”, а философ И. Кант, что “Рука-это вышедший наружу мозг человека”, “Готовить глаз к видению, руку – к действию и душу к чувствованию”, были слова М. Монтессори.

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Я предлагаю вашему вниманию пальчиковые шаги, которые я использую в своей работе с детьми:

Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:

Массаж пальчиков.

Игра с мячиками:

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет,

Взад – вперёд его качу,

Вправо – влево как хочу.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю браво.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку .(гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

          Пособие представляет собой упражнения на развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста. Большое внимание уделено ценностям дошкольного детства, решается целый комплекс актуальных задач: развитие речи, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, чувства ритма. Восприятия, внимания, памяти, мышления и творческих способностей.

         Сенсорные дорожки, они же пальчиковые шаги, представляют собой ряд упражнений, с помощью которых у ребенка будут развиваться, и совершенствоваться движения кистей и пальцев рук.

         Пальчиковые шаги – это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно – пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи.

         Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой.

         Эффективно использовать «шагающие» пальчиковые игрушки под стихотворное, а также ритмическое сопровождение.

         Активность ребенка является важным фактором развития, залогом эффективности обучения. Пальчиковые игрушки стимулируют две важные формы активности – движение и речь.

         «Божья коровка»

         Божьи коровки,

         Черные головки

         Утречком проснутся,

         Сладко улыбнуться

         Полетят к цветочкам

         За росой с листочков.

Помоги божьей коровки дойти до цветочка и обратно. «Прошагай» пальчиками руки по дорожке: большим и указательным, указательным и средним, средним и безыменным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

         «Сугробы»

         На прогулку мы пошли

И в сугробы забрели

По сугробам мы шагаем

Выше ножки поднимаем!

«Прошагай» пальчиками руки по сугробам: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

         «Мячик»

         Разноцветный мячик

         По дорожке скачет

         Прыгает, не бьется,

         В руки не дается!

Помоги мальчику (или девочке) пробежать за мячиком. «Прошагай» по ступенькам пальчиками руки вверх: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

                       «Мячик»

Мячик, мячик, прыг-скок,

Догони меня, дружок,

От меня не убегай,

Поскорее догоняй.

«Проскачи» пальчиками правой руки по кружочкам, как мячик, и дого­ни мальчика. У  каждого пальчика своя дорожка: большой и указатель­ный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и сред­ний

Активно работает кисть рук.

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка; функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом; развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Игра «Закончи предложение».

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

Список использованных источников:

1.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. —  32 с, ил.