“Заключительный урок по творчеству Ф. Шопена”

“Заключительный урок по творчеству Ф. Шопена”

31.10.22

Автор: Преподаватель Маркова Екатерина Петровна

МБУДОСК «Детская музыкальная школа № 1» г. Вилючинска Камчатский край

_________________________________

Разработка урока по музыкальной литературе для 6 класса 8 (9) летнего курса обучения.

Тип урока: закрепление и обобщение пройденного материала.

Цель урока: применить полученные знания по творчеству Ф. Шопена для создания сценария фильма о композиторе.

Форма урока: урок – модель. Учащимся предлагается выступить в роли сценаристов и музыкальных редакторов.

Задача:

  • Прокомментировать кадры презентации, озвучить основные события биографии, рассказать о музыке композитора. Обобщить и закрепить изученный материал:
  • Основная тема творчества;
  • Основные жанры;
  • Основные биографические сведения;
  • Круг общения.
  • Повторить и закрепить пройденный музыкальный материал, подобрать музыку к определённым «кадрам фильма».
  • Расширить музыкальный кругозор, познакомится с новой информацией и музыкальными произведениями – Баллада соль минор Ф. Шопена, Полонез М. Огинского.

Слайд 1.

  1. Назвать произведения Ф. Шопена, с которыми мы познакомились на уроке.
  2. Предлагается оформить 1 кадр фильма. Спросить мнение учащихся о музыкальном материале на титульную страницу.
  3. Зачитать письмо Ф. Шопена под звучание Прелюдии ми минор (назвать).

Звучит прелюдия ми минор.

Из письма Ф. Шопена:

«Милая моя, далёкая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой…?»

  1. Спросить у учеников о том, кому может быть адресовано это письмо Ф. Шопена (Польше, Родине Ф. Шопена).

Слайд 2.

Под музыку ми минорной прелюдии зачитать продолжение письма.

«Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая Родина! Каждую ночь ты приходишь мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Вывод: главная тема творчества Ф. Шопена – тема Родины.

  1. Родина Шопена. Рассказ о его детстве. Место рождения композитора. Какой мелодией мы можем проиллюстрировать рассказ о Желязовой Воле.

Предлагается выбрать из определённого жанра (мазурка, прелюдия, этюд).

Слайд 3

Этот жанр связан с музыкальной эмблемой Польши в творчестве Шопена.

Выслушать предположения.

Что это за танец, ответ на этот вопрос нам помогут названия – «куявяк», «оберек». Даются понятие «куявяк», «оберек», определение танца «мазур».

Вывод: музыкальной эмблемой Польши можно назвать танец Мазурка.

Слайд 4

Тест по теме «Мазурки Ф. Шопена»

  • Назвать количество мазурок.
  • Шопен использовал жанр мазурки и в других произведениях, в том числе в известном нам? Назвать Прелюдию Ля мажор.
  • Объяснить слово «образки». Назвать мазурки, пройденные на уроках, определить их образное содержание и характер.

Мини викторина: мазурки Шопена.

По выражению Г. Нейгауза, “Чтобы его /Шопена/ до конца понять и передать, надо всецело, всей душой погрузиться именно в его единственную душу”. Добавлю, в душу “поэта фортепиано”…А для этого побывайте там, где он родился, – в Желязовой Воле…

Слайд 5.

Музыкальные редакторы высказывают своё мнение, какая из этих Мазурок подойдёт к иллюстрации Желязовой Воли.

Слайд 6

  1. Разбор Мазурки До мажор.

Предложить для музыкальной иллюстрации мазурку До мажор. Почему эта мазурка созвучна. Характер мазурки – народная. Обратить внимание на картинку – деревенский оркестр, перечислить инструменты оркестра.

Определить типичные и оригинальные черты данной мазурки.

Слайд 7

  1. Информационный. Назвать:
  • Учебные заведения
  • Фамилии учителей
  • Год открытия Варшавской консерватории.
  • Конкурс имени Шопена.
  1. ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Предлагается нова информация:

  • О конкурсе имени Ф. Шопена.

Конкурс академических пианистов, проходящий в Варшаве один раз в пять лет и посвящённый исключительно музыке Фредерика Шопена.

Конкурс был впервые проведён в 1927 г. по инициативе польского пианиста и музыкального педагога Ежи Журавлева. Председателем жюри первого конкурса был выдающийся польский композитор и педагог Витольд Малишевский. До начала Второй мировой войны конкурс состоялся трижды, и все три раза его выиграли советские пианисты. В 1949 г. прошёл четвёртый конкурс, а с 1955 г. восстановился нормальный пятилетний цикл.

На первом конкурсе выиграл пианист Лев Оборин. В 17 международном конкурсе имени Ф. Шопена в 2015 году первую премию завоевал пианист из Южной Кореи – Сон-Джин Чо. Хочется упомянуть ещё об одном очень талантливом молодом пианисте – это пианист из Японии, слепой от рождения Нобуюки Цудзии, который на конкурсе 2005 года вышел в полуфинал и получил специальную награду критиков «Diplomas – TiFC».

  • Из истории Варшавской консерватории.

В 1830 года указом императора Николая I институт был временно закрыт на большой период времени. В 1861 он открылся вновь под названием «Варшавский институт музыки».  В 1918 году институт получил государственный статус и стал называться Варшавской консерваторией. Во время Второй Мировой войны старое здание консерватории было полностью уничтожено. После войны, в 1946 году вместе с новым зданием консерватория получила новое название — Высшая государственная школа музыки. В 1979 году ей было присвоено имя Фридерика Шопена В 2008 году учебное заведение получило своё современное название — музыкальный университет имени Фридерика Шопена.

Почему Варшавская консерватория была закрыта в 1830 году?

Слайд 8.

Из истории: национально-освободительное (в польской и советской историографиях) восстание против власти Российской империи на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины началось 29 ноября 1830 года и продолжалось до 21 октября 1831 года, 

Называется «Революционный этюд».

Звучит «Революционный этюд». 

  1. Рассказать об истории создании и о музыке этюда.

Вопрос к музыкальному редактору: эту страничку из жизни Шопена может проиллюстрировать ещё одно произведение. Назовите его.

Называется прелюдия до минор.

  1. Рассказ о прелюдии до минор (обратить внимание на характер, тональность и нюансировку, динамику. Шопен тонко чувствующий человек. В своих произведениях он передаёт широкий спектр чувств).

Звучит прелюдия до минор.

Слайд 9,10

  1. Творчество. Первое опубликованное произведение – Полонез. Ф. Шопен написал 16 полонезов, мы слушали с Вами полонез Ля мажор. Дать Характеристику Танцу (или рассказать о Полонезе Ля мажор).

Музыкальный редактор выбирает полонез, который больше подойдёт для иллюстрации слайда.

Звучат Полонезы Шопена и Огинского. Объяснить выбор.

Слайд 11.

  1. Объяснить почему два сборника нот И.С. Баха и Ф. Шопена можно поместить рядом.
  • Прелюдия
  • 24 тональности.
  • Отметить отличия – у Баха Прелюдия – это вступление к фуге, а у Ф. Шопена – самостоятельное произведение.
  • Шопен был настолько впечатлен циклом прелюдий и фуг Баха, что и сам решил написать нечто подобное. Но здесь романтик, как это часто с ним бывало, превзошел своего учителя, его произведения получили личностную окраску. Прелюдии Шопена представляют собой небольшие, глубокие зарисовки внутренних переживаний автора, написанные в виде музыкального дневника.

Слайд 12

  1. Поставить «Желание», предвосхитить кадр Имена.

Не знакомое имя. Но, именно Костанции Гладковской были посвящены эти произведения.

Если б я солнышком на небе сияла,

Я б для тебя, мой друг, только и блистала.

А не для леса, а не для речки,

Для тебя я б сияла

Под твоим оконцем,

На твоём крылечке,

А не для леса, а не для речки.

Если б я птичкой на небе летала,

Все свои песни для тебя б я пела,

А не для леса, а не для речки,

Для тебя я бы пела

Под твоим оконцем,

На твоём крылечке,

А не для леса, а не для речки.

  1. Есть ещё одно имя, которое связано с лирической и немножко грустной страничкой биографии композитора. Это… (Мария Водзинская, подсказка иллюстрация на слайде 12).

Какое музыкальное произведение может иллюстрировать этот кадр и почему?

 Звучит Вальс до диез минор.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

  • Вальс в творчестве Ф. Шопена считают настоящим автобиографическим жанром, тесно связанным с событиями личной жизни музыканта.
  1. Слайды 13 – 16 проговорить имена, назвать кто эти люди и какое отношение они имеют к Ф. Шопену (или составить рассказ «Окружение Ф. Шопена»).

***(Интересные факты об окружении Ф. Шопена можно опустить. Возможен вариант, если дети готовят рассказ, что они сами найдут информацию, которая покажется им интересной).

  • Ф. Лист и Ф. Шопен были очень разными и в человеческом и в творческом плане. В течение длительного периода они дружили и давали совместные концерты. По воспоминаниям современников Шопен был очень чувствителен, хрупок и раним. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения, мягкостью звучания инструмента. Лист поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый немецкий поэт Г. Гейне упрекал его в том, что его пальцы нередко «слишком бешено носятся по клавишам».
  • Г. Берлиоз утверждал, что Шопен играл предельно тихо и мягко, “будто это не человек играет, а эльфы или сильфиды – так и подмывало подойти и приложить ухо к инструменту”.
  • Девятнадцатилетний Шопен услышал “Венецианский карнавал” (очень популярное сочинение Паганини, основанное на венецианской народной песенке “О мама, мама дорогая!”) на концерте Паганини в Варшаве написал на эту тему свои маленькие изящные вариации в память об этом концерте (“Воспоминания о Паганини”).
  1. Слайд 16

 ЭТО ИНТЕРЕСНО!

  • Открытие Ф. Шопена и как оно связано с именем Адама Мицкевича.

В своем творчестве Ф. Шопен сделал открытие, создал новый жанр инструментальной музыки – баллада. Слово баллада было уже очень хорошо известно людям 19 века. Этот жанр был необычайно распространен в поэзии – это были произведения, рассказывающие об истории или связанные с фантастическими образами.

В музыке баллада появилась сначала как жанр вокальный, а его основоположником считается Франц Шуберт. Ф. Шопен же явился создателем фортепианной баллады.

Баллады Адама Мицкевича, польского писателя и близкого друга Ф. Шопена, были связаны с патриотическими, революционными настроениями. Конечно же Ф. Шопен читал баллады своего друга и может быть именно они вдохновили композитора создать музыкальную версию этого жанра. Шопен написал 4 баллады и некоторые из них созвучны настроению балладам Мицкевича. А мы с вами послушаем первую балладу и подумаем о чём она, и где бы она могла звучать в нашем фильме.

Звучит баллада соль минор

  1. Слайд 17

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Художник Эжен Делакруа поддерживал дружеские отношения с писательницей Жорж Санд (Авророй Дюдеван) и искренне восхищался композитором Фридериком Шопеном. Он был частым гостем в их доме в Ноане и однажды решил написать их парный портрет.

На картине Жорж Санд увлеченно слушала играющего на фортепиано Шопена. Но после смерти Делакруа портрет был разрезан пополам, и теперь эти половины хранятся в разных музеях мира. Что способствовало такому странному поступку, и почему писательница и композитор были разделены?

  1. Слайды 18 – 19

Зачитать высказывания о Шопене.

  1. Слайды 20 – 22

 Настроить на финальные кадры фильма. Это три зарисовки, на которых изображена дорога. К этим картинам уже подобрана музыка – это Ноктюрн фа минор. Почему выбрано это произведение? Потому что в этой музыке мы слышим ритм шага. Это дорога, по которой прошёл свой жизненный путь Ф. Шопен.

Звукооператорам предлагается послушать финальные кадры и определить насколько хорошо подобрана к ним музыка? Объяснить свой ответ.

В заключении урока учащимся задаётся вопрос: «Был ли Ф. Шопен счастливым человеком?»

  1. В качестве ответа на этот вопрос показать последний слайд со словами Ф. Шопена:

«Счастливый, кто может быть композитором и исполнителем».

  1. Викторина Послушать и назвать музыку, которая использовалась для озвучивания фильма.