Взаимодействие педагогов и родителей в художественно-творческом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Статья “Взаимодействие педагогов и родителей в художественно-творческом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования”

03.07.2022

Автор: Преподаватель Колесникова Лариса Васильевна

МАУДО ДШИ ЗАТО Северск

Скачать материалСтатья “Взаимодействие педагогов и родителей в художественно-творческом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования”

________________

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Колесникова Лариса Васильевна

 

преподаватель фортепиано,

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств»

 

Права и обязанности родителей по отношению к своим детям определены в основных законодательных документах РФ: Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Законе «Об образовании». В соответствии с последним, где сказано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», новым содержанием наполняется и работа педагога дополнительного образования в работе с семьей. Более того, в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», включающего продолжение реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», предусмотрено доведение к 2024 году охвата детей с ОВЗ и инвалидностью программами дополнительного образования до 70% от общего числа детей указанной категории.

Взаимодействие преподавателей дополнительного образования и родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ, выражается в их воспитательных функциях. Хотя эти функции различны, их взаимодействие необходимо для всестороннего развития ребенка, раскрытия его личностного потенциала. Только в этом случае можно говорить о положительной динамике в развитии ребенка. Взаимодействие педагогов и родителей предполагает равенство и сотрудничество позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу. Мы стараемся установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.

Семьи, в которых растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, можно отнести к категории семей с особым психологическим статусом, поскольку они имеют специфические, порой очень сложные психологические и социальные проблемы.

Главная задача – оказать психологическую помощь и поддержку таким семьям, познакомить с доступными способами преодоления недостатков развития своих детей, способствовать налаживанию детско-родительских и семейных отношений. От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции ребенка в общество.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье и развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Поддержкой родителей обязательно следует заручиться с самого первого момента поступления ребенка в ДШИ и сделать их активными соучастниками педагогического процесса. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», – так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители, поэтому очень важно уделять внимание не только самому ребенку, но и его родителям. Эту же мысль подчеркивает в своем высказывании выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» [4]. Таким образом, создание эффективной целостной системы работы с родителями является не менее актуальной проблемой в организации занятий с особенными детьми.

Микроклимат в семье, заинтересованность родителей в развитии своего ребенка, активное взаимодействие родителей с педагогами станут благоприятной средой успешного развития личности ребенка. К сожалению, иногда родители ведут себя пассивно, объясняя подобное поведение нехваткой времени, занятостью на работе, недооценивают проблему здоровья своего ребенка. С другой стороны, часто родители детей с ОВЗ занимают позицию чрезмерной опеки, пытаясь оградить детей от трудностей и неудач. Это препятствует раскрытию его способностей и тормозит развитие, поэтому воспитание в семье детей с проблемами здоровья должно сочетать поддержку и поощрение его самостоятельности. Отсюда повышение эффективности воспитательной деятельности родителей, которая будет способствовать реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Конструктивные, гибкие отношения родителей и ребенка, их постоянная совместная деятельность, вера родителей в успех ребенка и его сильные стороны способствует тому, что дети приобретают определенную самостоятельность с учетом специфики болезни, познавательную и творческую активность.

Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными. Они могут включать: анкетирование, выяснение их отношения к обучению игре на инструменте или к музыкальному искусству, консультации по вопросам художественно-эстетического воспитания детей, проведение разъяснительной работы с родителями в форме индивидуальных бесед, которые проводятся с целью углубления их знаний о специфике реабилитационной творческой деятельности, ее целях и ожидаемых педагогических результатах.

При обучении игре на инструменте наряду с учебным планом занятий и посещением уроков по специальности, где деятельность ребенка осуществляется с помощью и под контролем преподавателя, необходимо предусмотреть время для домашней работы, которая предполагает непосредственное участие родителей, так как самостоятельно ребенок, имеющий ограниченные возможности, заниматься не может. В этом случае заинтересованность родителей, их желание помочь ребенку имеет приоритетное значение.

Система обучения в ДШИ может легко адаптироваться под потребности любого ребенка благодаря следующим факторам: творческий характер обучения основам искусств, сочетание в учебном процессе индивидуальных и групповых форм обучения и коллективных мероприятий.

В нашей школе, если еще не полностью, но создаются условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в соответствии с требованиями законодательства РФ. Для них разрабатываются индивидуальные образовательные программы: для каждого ребенка – своя программа с учетом специфики заболевания. Можно отметить, что изначально дети, принятые на обучение в ДШИ, приобщались к искусству в наиболее общих чертах. В дальнейшем преподаватели, занимающиеся с данной категорией обучающихся, смогли выявить в своих учениках творческие способности и постарались максимально их развить. Благодаря этому стало возможно участие детей-инвалидов в различных конкурсах исполнительского мастерства, где их выступления отмечались заслуженными наградами.

В целях достижения практической направленности и публичного представления результатов обучения мы успешно участвуем в муниципальном проекте «Солнечные зайчики», фестивале-конкурсе, где предоставляется возможность детям с ОВЗ блеснуть своими талантами. Наши дети участвовали во многих конкурсах: в XIII областном фестивале детских театральных коллективов «Безграничный театр» и представляли свой коллектив в номинации «Инсценированная песня»; в мероприятии «Специальная олимпиада России» для людей с ограниченными возможностями здоровья; в Международном детско-юношеский конкурсе рисунка и прикладного творчества. Все э\ти достижения были бы невозможны без помощи и поддержки родителей.

В нашей работе очень часто родители включаются в совместную деятельность по подготовке и проведению праздников, конкурсно-игровых мероприятий. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Возможна организация выставок совместного творчества. Совместные выступления создают ситуацию успеха, заставляют детей поверить в свои возможности, раскрывают их творческий потенциал.

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Родители могут и должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, что явится залогом успешности его развития. Для педагогов же основополагающим моментом будет постоянный поиск новых форм сотрудничества с родителя/ми.

Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции физических и умственных отклонений как один из возможных способов познания мира, а родители в этом сложном процессе оказываются незаменимыми помощниками педагога.

 

Литература

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005.
  2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Микляева Н.М. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
  4. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Просвещение, 1977.