Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства

Статья “Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства”

03.07.2022

Авторы: Преподаватель Колесникова Лариса Васильевна, преподаватель Пастухова Юлия Сергеевна

МАУДО ДШИ ЗАТО Северск

Скачать материалСтатья “Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства”

________________________

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Колесникова Лариса Васильевна

преподаватель фортепиано,

Пастухова Юлия Сергеевна

преподаватель фортепиано

 

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств»

 

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями на участие в программах дополнительного образования является одной из приоритетных задач государственной образовательной политики. Социализация таких детей заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и искусства, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.

Проблема воспитания и развития творческих способностей у детей сложна и актуальна одновременно. Недаром ее называют «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Особую значимость приобретает эта проблема в развитии особенного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В решении коллегии министерства образования РФ от 18 января 2000 года «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ» отмечается, что «назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ…».

В отечественной педагогике накоплен большой опыт по реабилитации особых детей в целом и средствами музыкального воспитания, в частности. Проблемы всестороннего воспитания и развития личности особых детей освещались в работах ряда ученых: Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, В.П. Кащенко, В.В. Лебединского, Ю.А. Костенкова, В.И. Лубовского, М. Монтессори, Л.П. Назаровой, Л.П. Носковой и др. В музыкальной педагогике творческая деятельность рассматривается как естественная для возможностей каждого ребенка в трудах Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, А.А. Мелик-Пашаева и др.

Несмотря на большой объем научных публикаций по данной проблематике анализ литературы и программ развития творческих способностей детей дошкольного возраста показывает, что проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ внимания уделяется недостаточно. Отсутствие методических разработок по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ, с одной стороны, и огромные потенциальные воспитательные возможности музыки, с другой, и определяют актуальность затронутой тематики.

Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ являются занятия различными видами искусства, в которых ребенок может осознать себя личностью и ощутить собственную значимость. Искусство в данном случае является эффективным каналом интеграции, адаптации и социализации, так как позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и помогает гармоничному развитию личности.

Музыка в воспитании таких детей выступает как одна из ценностных составляющих. Музыка – это чудесный дар, данный человечеству свыше. Музыка – прекрасный воспитатель и значимость ее заключается в том, что она совершенствует духовный потенциал личности, стимулирует ее развитие. Музыка отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об окружающем мире, о природе, о традициях и обычаях народа. Воздействие музыки у детей с ОВЗ благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, психических процессов, а также является продуктивным средством эмоционального равновесия. Музыка расширяет кругозор, стимулирует мышление, способствует развитию внимания, памяти, т.е. содержит в себе огромные воспитательные возможности.

Основной технологией при работе с детьми с особыми образовательными потребностями является использование игровых методов для развития музыкальных способностей. Включение в занятия игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности дошкольников, она способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Игровой метод придает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения материала, повышает эмоциональный фон занятий.

Творческая реабилитация посредством различных видов искусства – это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями, навыками, приобрел психологическую уверенность в своей полноценности и значимости. Комплекс различных видов творческой деятельности позволяет сочетать фазы психической нагрузки, двигательной активности и снятия психосоматического напряжения посредством элементов музыкотерапии. В ходе общения с искусством у детей с ОВЗ формируется потребность к музицированию, устойчивый интерес к исполнительской деятельности, развивается способность исполнять музыку индивидуально и в ансамбле.

Виды творчества могут быть разными в зависимости от склонностей детей. Одним из видов деятельности, в которой могут проявиться творческие способности человека, выступает музыкальное искусство. Музыка – универсальный и удивительный инструмент, позволяющий раскрыть творческие способности ребенка, помочь ему преодолеть страхи и приобрести уверенность в собственных силах. Она включает в себя исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность, активно воздействует на развитие воображения, которое составляет основу творческих способностей. В коллективном творчестве дети учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, приобретая навыки социализации в совместной деятельности.

Таким образом, раскрытие личности ребенка с ОВЗ возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, на его саморазвитии на основе сотрудничества с педагогом с использованием только гуманных методов и приемов.

Средствами искусства у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижается напряженность, скованность, закомплексованность, поведение принимает характер открытости, детской непосредственности. Воспитание особого ребенка должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, эстетическом наслаждении.

Мы убеждены, что ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития, является маленькой звездочкой, которой важно творчески реабилитироваться, то есть необходимо помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

 

Литература

  1. Выготский Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте. //Психологический очерк. – М.: Перспектива, 2020. – 125 с.
  2. Как определить и развить способности ребенка? Сост. В.М. Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996. – 426 с.
  3. Шулятьева Л. Обучение детей игре на музыкальных инструментах и развитие детского творчества. – Дошкольное воспитание, 1983, №7.