Статья «Образовательная программа «Секреты компьютерной полиграфии»

Статья «Образовательная программа «Секреты компьютерной полиграфии»

10/02/22

Автор: Педагог дополнительного образования Хващевская Дарья Игоревна

МБОУ ДО ЦДО №5 г. Красноярск

Скачать материал:Секреты компьютерной полиграфии

________________________________________________________

Образовательная программа «Секреты компьютерной полиграфии».

 

Настоящая программа имеет техническую направленность  и является продолжением образовательной программы «Компьютерная азбука». Обучающиеся начинают работать с графическими пакетами, которые представляет собой настольную издательскую систему. Они дают возможность детям легко и просто создавать электронные или печатные публикации вне зависимости от их особенностей и уровня сложности. На занятиях по данной программе дети учатся создавать визитные карточки, рекламные брошюры, пригласительные билеты, поздравительные открытки, приглашения и объявления, подарочные календари и наградные грамоты, используя готовые шаблоны или применяя к данным публикациям собственный дизайн.

В ходе реализации программы «Секреты компьютерной полиграфии» происходит знакомство обучающихся с простыми современными настольными издательскими программами, которые дают детям возможность самостоятельно проявлять все свои знания, умения и навыки при создании творческих работ, а также формируют первоначальные представления о мире профессии дизайнера полиграфической продукции. Актуальность всех этих требований и определили содержание данной программы и ее отличительную особенность.

         Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она направлена на развитие способности обучающихся к использованию информационных технологий и приобретению теоретических знаний,  практических навыков в творческо-дизайнерской деятельности. При создании полиграфической продукции ребенку необходимо обладать не только базовыми понятиями при работе на компьютере, но и иметь представление о процессе и методах работы с изображениями. Поэтому особое внимание должно уделяться созданию и редактированию изображения с применением программ растровой графики, получению начальных знаний в области издательской деятельности, обучению и созданию полиграфических продуктов (буклет, газета, брошюра, журнал и т.д.)  на компьютере в различных графических программах.

Новизна и актуальность. Обучение ориентировано не только на освоение технологии работы в графических программах, но и на развитие творческого потенциала обучающихся, способствует формированию навыков проектирования и макетирования. Программа построена по принципу последовательного усложнения заданий, на занятиях детям приходится осваивать различные программные продукты, частично используя сеть Интернет.

Обучение строится на следующих принципах:

  • воспитывающего обучения,
  • коммуникативной направленности,
  • активности,
  • наглядности,
  • доступности.

Усвоение материала идет в определенном порядке, предполагая доступность и привлекательность предлагаемой информации. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

Цель программы – формирование у обучающихся навыков практической работы с различными графическими программами и простыми настольными издательскими системами.

Задачи программы:

обучающие:

  • познакомить с методами и способами построения и обработки графических изображений;
  • познакомить с современными графическими пакетами, применяемыми при создании полиграфической продукции;
  • познакомить обучающихся с простыми настольными издательскими системами;
  • сформировать умения обрабатывать иллюстративный материал и проектировать эстетически привлекательную полиграфическую продукцию.

развивающие:

  • развивать коммуникативность, настойчивость в достижении поставленной задачи;
  • развивать память, внимание, художественное мышление;
  • развивать умение находить оптимальные решения в поставленных задачах.

воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества у обучающихся: взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность;
  • воспитывать чувство коллективизма.

здоровьесберегающие:

  • научить правильно работать за компьютером, соблюдать режим работы в соответствии с санитарными нормами.

Характеристика контингента обучающихся: программа рассчитана на обучающихся 2-5 классов (8-12 лет), начинающих изучение информационных технологий.

Сроки реализации: настоящая программа рассчитана на 1 год обучения, максимальное количество детей в группе: 8-12 человек (зависит от количества компьютеров в классе).

         Формы и методы занятий: при проведении занятий используются следующие формы работы:

  • словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
  • наглядный (показ, видео просмотр, работа по инструкции);
  • практический (выполнение заданий);
  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, поощрение);
  • обсуждение и презентация творческих работ;
  • частичная реализация организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Режим занятий: смешанное обучение – занятия представляют собой последовательность фаз традиционного (очного) и электронного обучения (с применением дистанционных образовательных технологий /ДОТ), которые чередуются во времени); 144 часа в год при недельной нагрузке 4 часа. В соответствии с санитарными нормами продолжительность занятий составляет 45 минут для детей  возрасте до 12 лет.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

К концу года обучающиеся сформируют запас знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего изучения информационных технологий.

Обучающийся должен знать:

  • технику безопасности при работе на компьютере;
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения полиграфической продукции с помощью современных графических программ;
  • основные приемы оформления публикаций;
  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики.

Обучающийся должен уметь:

  • обрабатывать цифровые фотографии;
  • владеть навыками работы с редактором растровой графики Microsoft Office Picture Manager и в сети Интернет;
  • создавать различные публикации в Microsoft Publisher и в других графических программах;
  • создавать несложную полиграфическую продукцию.

В результате изучения программы обучающиеся получат возможность формирования следующих метапредметных и личностных результатов: 

  • определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
  • соблюдать этические нормы при создании полиграфической продукции и личную ответственность за результаты своей работы;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать собственное мнение и собственную позицию;
  • слушать, слышать и понимать речь других.

Формы итоговой реализации программы

           Выполнение обучающимися тестовых заданий, заданной практической работы, выполнение творческих заданий по пройденным темам.

№ п/п Сроки проведения Какие знания, умения, навыки контролируются Форма подведения итогов
1 последняя неделя декабря Знать:

– назначение пакета Microsoft Publisher,

– основные способы работы в Microsoft Publisher.

Уметь:

– создавать различные публикации в Microsoft Publisher,

создавать собственную полиграфическую продукцию в Microsoft Publisher.

индивидуальная творческая работа, тестирование
2 последняя неделя мая Знать:

– назначение различных графических программных продуктов,

– простые настольные издательские системы,

– основные способы работы в графических программах.

Уметь:

– создавать публикации в различных графических программах,

создавать собственную полиграфическую продукцию, используя различные графические программы и простые настольные издательские системы.

презентация итоговых творческих работ

Способы проверки результатов освоения программы

Для предметных результатов оцениваются по трёхбалльной системе:

  • «освоил» (обучающийся полностью и самостоятельно справляется с заданиями),
  • «изучил» (обучающийся при выполнении заданий допускает незначительные неточности),
  • «прослушал» (обучающийся справляется с заданиями только с помощью педагога).

Для метапредметных результатов используется карта оценивания обучающегося с тремя уровнями: высокий (3), достаточный (2), низкий (1).

Для успешности овладения обучающимися программы используются следующие методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение,
  • педагогический анализ участия детей в мероприятиях (конкурсах, выставках), а также активности обучающихся на занятиях.

При проведении промежуточных и итогового оценивания ожидаемых метапредметных результатов освоения программы используется следующая карта критериев:

Уровни Критерии Баллы
Умеет воспроизводить предмет по его образу и подобию, а также то, что видел или слышал, повторить то, что наблюдал.
Высокий Самостоятельно воспроизводит образ. 3
Достаточный Воспроизводит образ с частичной помощью педагога. 2
Низкий Воспроизводит по заданному образцу. 1
Сформированы усидчивость, способность контролировать свое поведение.
Высокий Выполняет задание, не отвлекаясь на внешние факторы, умеет контролировать свое поведение. 3
Достаточный Выполняет задание, отвлекаясь на внешние факторы, не всегда может контролировать свое поведение. 2
Низкий Выполняет задание, многократно отвлекаясь на внешние факторы, не умеет контролировать свое поведение. 1
Способен принимать и удерживать цели, предполагающие промежуточные требования.
Высокий Способен самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу. 3
Достаточный Способен формулировать и удерживать учебную задачу с помощью педагога. 2
Низкий Не способен формулировать и удерживать учебную задачу. 1
Сформированы навыки конструктивного общения и взаимопонимания.
Высокий Общается со сверстниками, умеет вести диалог, решая конкретную поставленную задачу. 3
Достаточный Прислушивается к партнёру, но настаивает на своей позиции по заданной теме, часто отвлекается. 2
Низкий Не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера и не включается в работу. 1
Умеет не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Высокий В конфликт не вступает, соблюдает правила поведения при работе со сверстниками. 3
Достаточный Участник конфликта, готов уступить. 2
Низкий Участник конфликта, не готов уступить. 1
Умеет представлять свои работы, выступать перед аудиторией
Высокий Свободно выступает перед аудиторией, презентует свою работу с развернутыми комментариями. 3
Достаточный Выступает перед аудиторией, но не всегда может презентовать работу. 2
Низкий Не способен выступить перед аудиторией, презентовать свою работу. 1

 

Методическое обеспечение:

Изучение содержательного материала данной программы происходит по восходящей и расширяющейся дидактической спирали. В календарно-тематическом планировании предусмотрены часы для выполнения практических работ. Занятия проходят в виде занятий-презентаций, практических работ, упражнений различного уровня сложности. Эффективность занятий можно проследить, наблюдая за тем, насколько правильно выполнены практические работы и упражнения, усвоены отдельные знания. Применяются различные системы оценки деятельности обучающегося – рефлексия, самоанализ, самоконтроль, само- и взаимооценка.

В ходе изучения программы происходит постепенное знакомство детей с различными возможностями компьютера, технологиями и инструментами (графическими и текстовыми).

Дидактический и наглядный материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме).

Материально-техническое обеспечение: обучение проводится в кабинетах, оборудованных компьютерами, проекционным оборудованием. Кроме этого используется мультимедийное оборудование для записи, редактирования и воспроизведения мультимедийной информации.

Предпочтительная конфигурация технических и программных средств: учебный компьютерный класс, компьютеры объединены в локальную сеть, подключены к серверу.

Программное обеспечение:

  • операционная система «Windows»,
  • сетевые программные средства: браузеры,
  • программа Microsoft Publisher, текстовые и графические редакторы.

Список литературы:

  1. Использование Microsoft Office (Полное руководство по всем программам пакета).

 

Приложение

Технологическая карта занятия

 (2 – 5 класс)

Тема: «Создание открытки».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:  знакомство с шаблонами Microsoft Publisher на примере создания открытки.

Задачи:

  • научить приёмам изменения внешнего вида публикации,
  • научить создавать открытку по шаблону,
  • сформировать способность к практическому применению полученных знаний.

Программное обеспечение: операционная система «Windows».

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, доска.

Методы обучения:  лекция, демонстрация, фронтальная работа, индивидуальная работа.

План занятия:

Время Ход занятия Организационные формы Действия педагога Действия обучающихся Планируемые результаты
1-5 мин. Организационная часть.

Приветствие, проверка присутствующих.

фронтальная Вступительное слово.

Объяснение выполнения заданий.

Слушают предметные – умеют работать  в графическом редакторе,  находить и копировать информацию в Интернете, умеют работать с текстовыми и графическими полями шаблона открытки;

 регулятивные – умеют определять и формировать цель на занятии с помощью педагога, проговаривать последовательность действий, преобразовывать практическую задачу в познавательную;

познавательные – умеют ориентироваться в своей системе знаний.

личностные – формируется способность к самооценке.

  коммуникативные – умеют оформлять свои мысли в устной форме, слушать, слышать  и понимать других.

10-15 Объяснение хода занятия и выполнения заданий.      
15-20мин. Практическая работа за компьютером. фронтальная Объяснение нового материала (презентация). Слушают
5 мин. Итог занятия.

Выставление обучающимися выполненных работ на портале.

индивидуальная   Слушают и обсуждают результаты

примернОЕ заданИЕ для ОБУЧАЮЩИХСЯ

Задание по теме «Создание открытки».

  1. Создать в программе Microsoft Publisher открытку, используя один из макетов.
  2. Поменять у выбранного макета цветовую и шрифтовую схемы.
  3. Заменить текст на свой, переместить текстовые поля и изменить их размеры.
  4. Заменить рисунок на другой, скопированный из Интернета.
  5. Изменить размеры рисунка.
  6. Изменить фон публикации.