Статья «Образовательная программа «Секреты компьютерной полиграфии»
10/02/22
Автор: Педагог дополнительного образования Хващевская Дарья Игоревна
МБОУ ДО ЦДО №5 г. Красноярск
Скачать материал: “Секреты компьютерной полиграфии“
________________________________________________________
Образовательная программа «Секреты компьютерной полиграфии».
Настоящая программа имеет техническую направленность и является продолжением образовательной программы «Компьютерная азбука». Обучающиеся начинают работать с графическими пакетами, которые представляет собой настольную издательскую систему. Они дают возможность детям легко и просто создавать электронные или печатные публикации вне зависимости от их особенностей и уровня сложности. На занятиях по данной программе дети учатся создавать визитные карточки, рекламные брошюры, пригласительные билеты, поздравительные открытки, приглашения и объявления, подарочные календари и наградные грамоты, используя готовые шаблоны или применяя к данным публикациям собственный дизайн.
В ходе реализации программы «Секреты компьютерной полиграфии» происходит знакомство обучающихся с простыми современными настольными издательскими программами, которые дают детям возможность самостоятельно проявлять все свои знания, умения и навыки при создании творческих работ, а также формируют первоначальные представления о мире профессии дизайнера полиграфической продукции. Актуальность всех этих требований и определили содержание данной программы и ее отличительную особенность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она направлена на развитие способности обучающихся к использованию информационных технологий и приобретению теоретических знаний, практических навыков в творческо-дизайнерской деятельности. При создании полиграфической продукции ребенку необходимо обладать не только базовыми понятиями при работе на компьютере, но и иметь представление о процессе и методах работы с изображениями. Поэтому особое внимание должно уделяться созданию и редактированию изображения с применением программ растровой графики, получению начальных знаний в области издательской деятельности, обучению и созданию полиграфических продуктов (буклет, газета, брошюра, журнал и т.д.) на компьютере в различных графических программах.
Новизна и актуальность. Обучение ориентировано не только на освоение технологии работы в графических программах, но и на развитие творческого потенциала обучающихся, способствует формированию навыков проектирования и макетирования. Программа построена по принципу последовательного усложнения заданий, на занятиях детям приходится осваивать различные программные продукты, частично используя сеть Интернет.
Обучение строится на следующих принципах:
- воспитывающего обучения,
- коммуникативной направленности,
- активности,
- наглядности,
- доступности.
Усвоение материала идет в определенном порядке, предполагая доступность и привлекательность предлагаемой информации. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).
Цель программы – формирование у обучающихся навыков практической работы с различными графическими программами и простыми настольными издательскими системами.
Задачи программы:
обучающие:
- познакомить с методами и способами построения и обработки графических изображений;
- познакомить с современными графическими пакетами, применяемыми при создании полиграфической продукции;
- познакомить обучающихся с простыми настольными издательскими системами;
- сформировать умения обрабатывать иллюстративный материал и проектировать эстетически привлекательную полиграфическую продукцию.
развивающие:
- развивать коммуникативность, настойчивость в достижении поставленной задачи;
- развивать память, внимание, художественное мышление;
- развивать умение находить оптимальные решения в поставленных задачах.
воспитательные:
- воспитывать нравственные качества у обучающихся: взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность;
- воспитывать чувство коллективизма.
здоровьесберегающие:
- научить правильно работать за компьютером, соблюдать режим работы в соответствии с санитарными нормами.
Характеристика контингента обучающихся: программа рассчитана на обучающихся 2-5 классов (8-12 лет), начинающих изучение информационных технологий.
Сроки реализации: настоящая программа рассчитана на 1 год обучения, максимальное количество детей в группе: 8-12 человек (зависит от количества компьютеров в классе).
Формы и методы занятий: при проведении занятий используются следующие формы работы:
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видео просмотр, работа по инструкции);
- практический (выполнение заданий);
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, поощрение);
- обсуждение и презентация творческих работ;
- частичная реализация организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Режим занятий: смешанное обучение – занятия представляют собой последовательность фаз традиционного (очного) и электронного обучения (с применением дистанционных образовательных технологий /ДОТ), которые чередуются во времени); 144 часа в год при недельной нагрузке 4 часа. В соответствии с санитарными нормами продолжительность занятий составляет 45 минут для детей возрасте до 12 лет.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу года обучающиеся сформируют запас знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего изучения информационных технологий.
Обучающийся должен знать:
- технику безопасности при работе на компьютере;
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения полиграфической продукции с помощью современных графических программ;
- основные приемы оформления публикаций;
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики.
Обучающийся должен уметь:
- обрабатывать цифровые фотографии;
- владеть навыками работы с редактором растровой графики Microsoft Office Picture Manager и в сети Интернет;
- создавать различные публикации в Microsoft Publisher и в других графических программах;
- создавать несложную полиграфическую продукцию.
В результате изучения программы обучающиеся получат возможность формирования следующих метапредметных и личностных результатов:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- соблюдать этические нормы при создании полиграфической продукции и личную ответственность за результаты своей работы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать собственное мнение и собственную позицию;
- слушать, слышать и понимать речь других.
Формы итоговой реализации программы
Выполнение обучающимися тестовых заданий, заданной практической работы, выполнение творческих заданий по пройденным темам.
№ п/п | Сроки проведения | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
1 | последняя неделя декабря | Знать:
– назначение пакета Microsoft Publisher, – основные способы работы в Microsoft Publisher. Уметь: – создавать различные публикации в Microsoft Publisher, – создавать собственную полиграфическую продукцию в Microsoft Publisher. |
индивидуальная творческая работа, тестирование |
2 | последняя неделя мая | Знать:
– назначение различных графических программных продуктов, – простые настольные издательские системы, – основные способы работы в графических программах. Уметь: – создавать публикации в различных графических программах, – создавать собственную полиграфическую продукцию, используя различные графические программы и простые настольные издательские системы. |
презентация итоговых творческих работ |
Способы проверки результатов освоения программы
Для предметных результатов оцениваются по трёхбалльной системе:
- «освоил» (обучающийся полностью и самостоятельно справляется с заданиями),
- «изучил» (обучающийся при выполнении заданий допускает незначительные неточности),
- «прослушал» (обучающийся справляется с заданиями только с помощью педагога).
Для метапредметных результатов используется карта оценивания обучающегося с тремя уровнями: высокий (3), достаточный (2), низкий (1).
Для успешности овладения обучающимися программы используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение,
- педагогический анализ участия детей в мероприятиях (конкурсах, выставках), а также активности обучающихся на занятиях.
При проведении промежуточных и итогового оценивания ожидаемых метапредметных результатов освоения программы используется следующая карта критериев:
Уровни | Критерии | Баллы |
Умеет воспроизводить предмет по его образу и подобию, а также то, что видел или слышал, повторить то, что наблюдал. | ||
Высокий | Самостоятельно воспроизводит образ. | 3 |
Достаточный | Воспроизводит образ с частичной помощью педагога. | 2 |
Низкий | Воспроизводит по заданному образцу. | 1 |
Сформированы усидчивость, способность контролировать свое поведение. | ||
Высокий | Выполняет задание, не отвлекаясь на внешние факторы, умеет контролировать свое поведение. | 3 |
Достаточный | Выполняет задание, отвлекаясь на внешние факторы, не всегда может контролировать свое поведение. | 2 |
Низкий | Выполняет задание, многократно отвлекаясь на внешние факторы, не умеет контролировать свое поведение. | 1 |
Способен принимать и удерживать цели, предполагающие промежуточные требования. | ||
Высокий | Способен самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу. | 3 |
Достаточный | Способен формулировать и удерживать учебную задачу с помощью педагога. | 2 |
Низкий | Не способен формулировать и удерживать учебную задачу. | 1 |
Сформированы навыки конструктивного общения и взаимопонимания. | ||
Высокий | Общается со сверстниками, умеет вести диалог, решая конкретную поставленную задачу. | 3 |
Достаточный | Прислушивается к партнёру, но настаивает на своей позиции по заданной теме, часто отвлекается. | 2 |
Низкий | Не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера и не включается в работу. | 1 |
Умеет не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
Высокий | В конфликт не вступает, соблюдает правила поведения при работе со сверстниками. | 3 |
Достаточный | Участник конфликта, готов уступить. | 2 |
Низкий | Участник конфликта, не готов уступить. | 1 |
Умеет представлять свои работы, выступать перед аудиторией | ||
Высокий | Свободно выступает перед аудиторией, презентует свою работу с развернутыми комментариями. | 3 |
Достаточный | Выступает перед аудиторией, но не всегда может презентовать работу. | 2 |
Низкий | Не способен выступить перед аудиторией, презентовать свою работу. | 1 |
Методическое обеспечение:
Изучение содержательного материала данной программы происходит по восходящей и расширяющейся дидактической спирали. В календарно-тематическом планировании предусмотрены часы для выполнения практических работ. Занятия проходят в виде занятий-презентаций, практических работ, упражнений различного уровня сложности. Эффективность занятий можно проследить, наблюдая за тем, насколько правильно выполнены практические работы и упражнения, усвоены отдельные знания. Применяются различные системы оценки деятельности обучающегося – рефлексия, самоанализ, самоконтроль, само- и взаимооценка.
В ходе изучения программы происходит постепенное знакомство детей с различными возможностями компьютера, технологиями и инструментами (графическими и текстовыми).
Дидактический и наглядный материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме).
Материально-техническое обеспечение: обучение проводится в кабинетах, оборудованных компьютерами, проекционным оборудованием. Кроме этого используется мультимедийное оборудование для записи, редактирования и воспроизведения мультимедийной информации.
Предпочтительная конфигурация технических и программных средств: учебный компьютерный класс, компьютеры объединены в локальную сеть, подключены к серверу.
Программное обеспечение:
- операционная система «Windows»,
- сетевые программные средства: браузеры,
- программа Microsoft Publisher, текстовые и графические редакторы.
Список литературы:
- Использование Microsoft Office (Полное руководство по всем программам пакета).
Приложение
Технологическая карта занятия
(2 – 5 класс)
Тема: «Создание открытки».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: знакомство с шаблонами Microsoft Publisher на примере создания открытки.
Задачи:
- научить приёмам изменения внешнего вида публикации,
- научить создавать открытку по шаблону,
- сформировать способность к практическому применению полученных знаний.
Программное обеспечение: операционная система «Windows».
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, доска.
Методы обучения: лекция, демонстрация, фронтальная работа, индивидуальная работа.
План занятия:
Время | Ход занятия | Организационные формы | Действия педагога | Действия обучающихся | Планируемые результаты |
1-5 мин. | Организационная часть.
Приветствие, проверка присутствующих. |
фронтальная | Вступительное слово.
Объяснение выполнения заданий. |
Слушают | предметные – умеют работать в графическом редакторе, находить и копировать информацию в Интернете, умеют работать с текстовыми и графическими полями шаблона открытки;
регулятивные – умеют определять и формировать цель на занятии с помощью педагога, проговаривать последовательность действий, преобразовывать практическую задачу в познавательную; познавательные – умеют ориентироваться в своей системе знаний. личностные – формируется способность к самооценке. коммуникативные – умеют оформлять свои мысли в устной форме, слушать, слышать и понимать других. |
10-15 | Объяснение хода занятия и выполнения заданий. | ||||
15-20мин. | Практическая работа за компьютером. | фронтальная | Объяснение нового материала (презентация). | Слушают | |
5 мин. | Итог занятия.
Выставление обучающимися выполненных работ на портале. |
индивидуальная | Слушают и обсуждают результаты |
примернОЕ заданИЕ для ОБУЧАЮЩИХСЯ
Задание по теме «Создание открытки».
- Создать в программе Microsoft Publisher открытку, используя один из макетов.
- Поменять у выбранного макета цветовую и шрифтовую схемы.
- Заменить текст на свой, переместить текстовые поля и изменить их размеры.
- Заменить рисунок на другой, скопированный из Интернета.
- Изменить размеры рисунка.
- Изменить фон публикации.