Инновационный опыт работы «Использование информационных технологий в работе учителя начальных классов»
11/02/2022
Учитель начальных классов Кривошеева Любовь Ивановна
ГБОУ СОШ № 3 им. М. Ф. Леонова с. Приволжье
Скачать материал: Инновационный опыт работы «Использование информационных технологий в работе учителя начальных классов»
____________________________
В современной школе вопрос о мотивации учения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и повышает образовательную функцию обучения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу желания учиться.
Развитие школьника является более интенсивным и результативным, если он включён в информационно-познавательную деятельность, с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Актуальность данная тема приобретает в связи с внедрением в образовательную деятельность школ стандартов второго поколения, в соответствии с которыми выпускник начальной школы должен быть компетентной, интегрированной личностью, способной к полноценному обучению и участию в общественной жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Цель работы по применению ИКТ в образовательной деятельности:
- повышения качества знаний обучающихся;
- повышение производительности учебно- воспитательного процесса;
- рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ
Начальная школа – это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на работу учителя начальных классов.
Задача учителя не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наше быстро меняющееся время. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться, вот главная моя задача.
Поэтому считаю важным «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе при реализации ФГОС»
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса, что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. На мой взгляд, в качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ.
Каждый учитель осознает, что новые информационные технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:
– расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется – возможность более углубленно изучить тот или иной материал;
– разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;
– возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся, а следовательно, в дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета. Использование ИКТ на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, оптимизировать учебный процесс, тем самым оживить урок и сделать его доступным для восприятия. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.
Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки:
- на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
- обеспечить наглядность;
- привлечь большое количество дидактического материала;
- повысить объём выполняемой работы на уроке;
- даёт возможность индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания.
В своей работе использую следующие компьютерные программы: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, справочно-информационные, мультимедийные. Применяю их на уроках объяснения и закрепления, повторения и систематизации, оценки и проверки знаний.
При подготовке к уроку соблюдаю этапы.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:
- Диагностика
- Прогнозирование
- Планирование
ДИАГНОСТИКА:
- Характер учебного материала
- Структура урока
- Временные затраты в учебном процессе
- Возможности, интересы и способности учащихся и т. д.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:
- Оценка различных вариантов проведения урока
- Выбор наиболее оптимального метода решения задания
ПЛАНИРОВАНИЕ:
- Создание методической структуры урока
- Выбор оптимальной формы для проведения и организации учебного процесса
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
- К закреплению новых универсальных учебных действий
- Подведению итогов урока
- К способу получения домашнего задания
На уроках литературного чтения использую презентации составленные педагогом и учащимися при знакомстве детей с биографией отечественных и зарубежных писателей и поэтов.
Например: при изучении творчества П. П. Пришвина в третьем классе прошу детей самостоятельно подготовить презентацию о творчестве Пришвина. Работая с презентацией, создаю проблемную ситуацию, решая которую дети мыслят, рассуждают, обмениваются информацией, что способствует повышению качества знаний, повышению активности и инициативности младших школьников, развитие мышления и творчества.
На уроках русского языка – показываю мультимедийные презентации, создаю таблицы и опорные схемы. Использую материал ИКТ и к урокам по развитию речи.
Например: при изучении темы в четвёртом классе: «Распознавание падежей имён существительных», использую интерактивную таблицу падежей. В таблице отсутствуют падежные вопросы, ребята склоняют существительное, если ответ назван правильно, в таблице появляется зелёный цвет, если ответ был неверен, таблица загорается красным. Работа с данной технологией позволяет одновременно вовлечь всех детей в образовательный процесс, что приводит к положительной мотивации и увеличивается качество знаний по предмету.
На уроках математики использую диски «Математика для начальной школы», готовые программные тренажёры (компакт-диск) – Волгоград, «Учитель», 2015г.
Составляю интерактивные задачи, тесты и т. д. В простой игровой форме знакомлю детей с основами математики. Решая задачи на движение использую интерактивную подвижную наглядность. При решении задач с геометрическими фигурами ребята могут использовать интерактивную возможность для работы удобным способом: наложить геометрические фигуры друг на друга, сравнить площадь, вычислить периметр, что позволяет развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Что даёт возможность показывать высокие результаты на предметных олимпиадах разного уровня. (см. Приложение)
Большую помощь при подготовке уроков мне оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации PowerPoint. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны и эффективны в работе над информацией.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременной его корректировки. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста), но и повышают мотивацию обучения.
ИКТ позволяют эффективно и результативно заниматься с учащимися и во внеурочной деятельности: при подготовке классных часов, проектов, конкурсов научно-исследовательских и творческих работ учащихся.
Что даёт положительные результаты. ( см. Приложение )
Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся мероприятия с применением информационных технологий, они их ждут с нетерпением и помогают их готовить.
Используя ИКТ в своей работе, я добилась положительных результатов:
– активизировалась познавательная деятельность учащихся;
-дифференцированный подход к обучению стал более доступным;
-повысилась положительная мотивация к учёбе;
– повысились навыки самообразования и самоконтроля младших школьников;
-улучшилось качество знаний обучающихся по предметам;