Инновационный опыт работы «Использование информационных технологий в работе учителя начальных классов»

Инновационный опыт работы «Использование информационных технологий в работе учителя начальных классов»

11/02/2022

Учитель начальных классов Кривошеева Любовь Ивановна

ГБОУ СОШ № 3 им. М. Ф. Леонова с. Приволжье

Скачать материал: Инновационный опыт работы «Использование информационных технологий в работе учителя начальных классов»

____________________________

В современной школе вопрос о мотивации учения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и повышает образовательную функцию обучения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу желания учиться.

Развитие школьника является более интенсивным и результативным, если он включён в  информационно-познавательную деятельность, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Актуальность данная тема приобретает в связи с внедрением в образовательную деятельность школ стандартов второго поколения, в соответствии с которыми выпускник начальной школы должен быть  компетентной, интегрированной личностью, способной к полноценному обучению и участию в общественной жизнедеятельности в общеобразовательной школе. 

 Цель  работы  по применению  ИКТ в образовательной деятельности:

  • повышения качества знаний обучающихся;
  • повышение производительности учебно- воспитательного процесса;
  • рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ

    Начальная школа – это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на работу учителя начальных классов.

  Задача  учителя не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наше  быстро меняющееся время. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться, вот главная моя задача.

Поэтому  считаю важным «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе при реализации ФГОС»

Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса, что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.   Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. На мой взгляд, в качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ.

 Каждый учитель осознает, что новые информационные  технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:

– расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется – возможность более углубленно изучить тот или иной материал;

– разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;

– возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся, а следовательно, в дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета. Использование ИКТ на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, оптимизировать учебный процесс, тем самым оживить урок и сделать его доступным для восприятия. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.

Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

  Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки:

  • на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечить наглядность;
  • привлечь большое количество дидактического материала;
  • повысить объём выполняемой работы на уроке;
  • даёт возможность индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания.

В своей работе использую следующие компьютерные программы: учебные, тренажёры, контролирующие,  демонстрационные, справочно-информационные, мультимедийные. Применяю их на уроках объяснения и закрепления, повторения и систематизации, оценки и проверки знаний.

При подготовке к уроку  соблюдаю  этапы.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:

  1. Диагностика
  2. Прогнозирование
  3. Планирование

ДИАГНОСТИКА:

  1. Характер учебного материала
  2. Структура урока
  3. Временные затраты в учебном процессе
  4. Возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

  1. Оценка различных вариантов проведения урока
  2. Выбор наиболее оптимального метода решения задания

ПЛАНИРОВАНИЕ:

  1. Создание методической структуры урока
  2. Выбор оптимальной формы  для проведения  и организации учебного процесса

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

  1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
  2. К закреплению новых универсальных учебных действий
  3. Подведению итогов урока
  4. К способу получения домашнего задания

На уроках литературного чтения  использую презентации  составленные педагогом и учащимися  при знакомстве детей с биографией отечественных и зарубежных  писателей и поэтов.

Например: при изучении творчества П. П. Пришвина   в третьем классе прошу детей самостоятельно подготовить презентацию о творчестве  Пришвина. Работая с презентацией,  создаю проблемную ситуацию, решая которую дети мыслят, рассуждают, обмениваются информацией, что способствует повышению качества знаний, повышению активности и инициативности младших школьников, развитие мышления и творчества.

На уроках русского языка – показываю мультимедийные презентации, создаю таблицы и опорные схемы. Использую материал ИКТ и  к урокам по развитию речи.

Например: при изучении темы в четвёртом  классе:  «Распознавание падежей имён существительных»,  использую интерактивную таблицу падежей. В таблице отсутствуют падежные вопросы, ребята склоняют существительное, если ответ назван правильно,  в таблице появляется зелёный цвет, если ответ был неверен, таблица загорается красным. Работа с данной технологией позволяет одновременно вовлечь всех  детей в образовательный процесс, что приводит к положительной мотивации и увеличивается качество знаний по предмету.

На уроках математики  использую диски «Математика для начальной школы», готовые программные тренажёры (компакт-диск) – Волгоград, «Учитель», 2015г.

Составляю интерактивные задачи, тесты и т. д. В простой игровой форме знакомлю детей с основами математики. Решая задачи на движение  использую  интерактивную подвижную наглядность. При решении задач с геометрическими фигурами  ребята могут использовать интерактивную возможность для работы удобным способом: наложить геометрические фигуры друг на друга, сравнить площадь, вычислить периметр, что позволяет развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Что даёт возможность показывать высокие результаты на предметных олимпиадах разного уровня. (см. Приложение)

Большую помощь при подготовке уроков мне оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации PowerPoint. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременной его корректировки. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста), но и повышают мотивацию обучения.

 

ИКТ позволяют эффективно и результативно заниматься с учащимися и во внеурочной деятельности: при подготовке классных часов, проектов, конкурсов научно-исследовательских и творческих работ учащихся.

Что даёт положительные результаты. ( см. Приложение )

Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся мероприятия с применением информационных технологий, они их ждут с нетерпением и помогают их готовить.

Используя ИКТ в своей работе, я добилась положительных результатов:

– активизировалась познавательная деятельность учащихся;

-дифференцированный подход к обучению стал более доступным;

-повысилась положительная мотивация к учёбе;

– повысились навыки самообразования и самоконтроля младших школьников;

-улучшилось качество знаний обучающихся по предметам;