ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

24.02.2022

Воспитатель Лебедева Мария Станиславовна

МБДОУ №101 г.Мурманска

Скачать материал:

Презентация “Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации”

Word “Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации”

___________________________

Содержание

Ведение ……………………………………………………………………………3

1.Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников ………………………………5

  1. Современные технологии, методы и приёмы развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников ………………………………9
  2. Эффективные практики (формы) организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников ……………………………. 14
  3. Формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию исследовательского поведения воспитанников …………………… 18

Заключение ……………………………………………………………………..20

Литература ………………………………………………………………………21

ВВЕДЕНИЕ

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в современном понимании – это активность ребёнка, направленная на освоение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию. Это такая деятельность дошкольника, в которой ребёнок выступает исследователем, удовлетворяя собственную познавательную потребность, занимает активную позицию в деятельности, в результате которой он открывает для себя новые свойства и качества объектов, познаёт мир в его связях и зависимостях.

Акцент в понимании познавательно-исследовательской деятельности сегодня смещается в сторону накопления детьми личного исследовательского опыта, осуществляющегося свободно и самостоятельно, при поддержке взрослых. Основой познавательно-исследовательской деятельности является исследовательская активность. Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, который настроен на познание мира, хочет все знать. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает его готовность к школе. Потребность в новых впечатлениях, новых знаниях – одна из фундаментальных потребностей, лежащих в основе познавательного развития дошкольников.

Актуальность данной темы раскрыта в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). В соответствии с п. 1.4.7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности является одним из принципов дошкольного образования.

Цель  – развитие познавательно-исследовательских умений детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:

– Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

– Обеспечивать повышение уровня профессиональных компетенции педагогов, по вопросу построения развивающей предметно – пространственной среды способствующей развитию познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

– Создавать условия для организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников с использованием современных образовательных технологий дошкольников.

– Повышать степень «вовлеченности» родителей в воспитательно – образовательный процесс способствующий развитию познавательной активности дошкольного возраста.

–  Стимулировать установление партнерских взаимоотношений с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

Методы  исследования:

– теоретические:  изучение  литературы,  анализ,  обобщение;

– эмпирические: наблюдения, беседа, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности. 

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Проектная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.


1. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников 

Основная цель организации образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности воспитанников ДОУ – развитие у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и ученых, он дает ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

– развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

– формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

– развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

– создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

– стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

– формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

При проектировании системы работы по поддержке исследовательского поведения детей раннего и дошкольного возраста педагогическим работникам рекомендуется:

– поддерживать и развивать интерес детей к поиску информации, стимулировать проявление исследовательской активности, давать возможность самим открывать новое знание, используя доступные возрасту способы и средства познания, действуя путем проб и ошибок для того, чтобы понять ситуацию на основе собственного опыта, а не просто запомнить сведения, переданные взрослым;

– увеличить долю самостоятельной практической исследовательской деятельности ребенка в познании им свойств и связей окружающего мира;

– обеспечить возможности выбора дошкольником деятельности и соответствующего его интересам содержания, способов исследования (экспериментирование, наблюдение, сенсорное обследование, моделирование, коллекционирование, эвристические беседы и др.) при  использовании разных средств познания (языка, знаков, символов, эталонов и пр.) и фиксации результатов познания, игр и игровых материалов;

– продумать предметную организацию среды, так как в силу особенностей возраста именно внешний стимул часто становится побудительной причиной исследовательского поведения и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Использование доступных технических средств (фототехники, цифровых микроскопов, подзорной трубы, интерактивного глобуса), размещение в мини-музеях тематических коллекций, изготовление лэпбуков, создание вместе с воспитанниками детских журналов, макетов – все это способствует содержательности и насыщенности познавательной деятельности детей, побуждает их к активным исследованиям;

– на становление познавательной мотивации существенное влияние оказывает содержательное взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками, причем присутствие взрослого имеет решающее значение для проявления ребенком познавательной активности. Искренняя заинтересованность педагога, его увлечённость «заражает» детей, вовлекает в  круговорот поиска новой информации. Именно взрослый передает ребенку средства и способы познавательной деятельности, развивает его познавательные способности. При этом воспитателю рекомендуется больше слушать, чем говорить, больше наблюдать, чем показывать, больше поддерживать, чем непосредственно направлять;

– активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать дошкольникам инициативу в организации своей познавательной деятельности. Строить обучение необходимо с учетом особенностей исследовательского поведения каждого воспитанника, которые выявляются средствами диагностики. Основная задача исследовательского обучения  способствовать освоению детьми возрастосообразных средств и способов познания и развитию ориентировки в окружающем мире;

– организовать продуктивное взаимодействие с семьями, вовлечь их в совместную деятельность, помочь правильно использовать потенциал семейного воспитания для поддержки исследовательского поведения и развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Организация познавательно-исследовательской деятельности может идти по пяти взаимосвязанным направлениям:

Живая природа: характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.

Неживая природа: почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния вещества (газообразное, жидкое, твердое), небесные тела.

Физические явления: магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет и др.

Рукотворный мир: предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.

Человек: человек – живой организм, пользователь природы и создатель рукотворного мира.

Организовать познавательно-исследовательскую деятельность в ДОУ можно в регламентированной образовательной деятельности; в процессе организованной совместной деятельности ребенка со взрослым; в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым в ходе режимных моментов; через создание условий, побуждающих детей к самостоятельно-познавательной деятельности

  1. Современные технологии, методы и приёмы развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников 

Наиболее эффективными технологиями познавательного развития воспитанников дошкольных образовательных организаций являются:

  1. Технология проблемного обучения (Джон Дьюи, И.Я. Лернер, Т.В.Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин). Цель воспитателя в проблемном обучении – пробудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание решить их. Проблемное обучение – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Проблемное обучение проходит по следующим этапам:

– создаётся проблемная ситуация, задача или проблемный вопрос;

– формулируется проблема (выявление непонятных явлений);

– воспитанниками выдвигаются гипотезы (догадки, предположения);

– подбирается материал для проверки гипотез;

– проверяются все поступившие гипотезы (лучше начинать проверку с

гипотез, которые не подтвердятся);

– формулируются и оформляются выводы по каждой гипотезе.

Создавая проблемные ситуации, воспитателям рекомендуется побуждать детей самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы, приучать воспитанников не бояться допускать ошибки, так как боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем.

  1. Технология проектной деятельности (Е.С. Евдокимова). Технология проектной деятельности увеличивает познавательную активность дошкольника. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Воспитатель выбирает тему проекта, разрабатывает тематический план работы, где учитываются все виды детской деятельности и подготавливает предметную среду. Далее начинается совместная работа воспитателя и детей.

Этапы проектной технологии:

– Целеполагание. Тема проекта может быть выдвинута как педагогом, так и воспитанниками. Для формулировки цели воспитателем создаётся проблемная ситуация. Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения формулируется цель проекта, которую воспитатель предлагает детям достичь в процессе поисковой деятельности.

– Разработка совместного плана действий по достижению цели. В ходе общего обсуждения рекомендуется найти совместно с воспитанниками   ответы на три вопроса: «Что знают об определённом предмете или явлении?», «Что хотят узнать?», «Как найти ответы на вопросы?». Ответы воспитанников являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя.

– Практическая часть, в которой педагог планирует все виды детской деятельности: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры), коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал), изобразительная, музыкальная, двигательная.

– Детская презентация проекта, которая может проходить в различных формах: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, экскурсии в мини-музее, конференции, устные журналы, презентация творческих газет, выставок, альбомов, рукописных книг и др.

  1. Игровые образовательные технологии. Игровая образовательная технология в детском саду – это способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии не развитие игровой деятельности (что соответствовало бы названию), а организация усвоения ребёнком предметного содержания. Компонентами игровой технологии в практической деятельности с воспитанниками могут быть: игровой сюжет, игровые и проблемные ситуации, игры-путешествия, дидактические игры, игры экспериментирования, игры на развитие психических процессов, игры фантазии, игры-придумки. Например, методика ознакомления воспитанников ДОО с окружающим миром «Путешествие по карте» (Н.А. Короткова) – это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны). Для «Путешествий по карте» в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта мира, которая служит наглядностью целостного «пространства мира». Но предпочтительнее начинать путешествовать по своей стране, поэтому в группе должна быть и географическая карта России.

Алгоритм «Путешествия по карте»:

  1. Выбор пункта назначения происходит методом проблемного обучения.
  2. Выбор транспортного средства передвижения.
  3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте. Например, отправляются дошкольники в Антарктиду из Мурманска, прокладывая два

 маршрута. Один на корабле, огибая Европу и Африку, второй маршрут идёт через сушу: на поезде, на джипах, на верблюдах, на корабле).

  1. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
  2. В течение месяца проходит само путешествие – познавательно-исследовательская деятельность.
  3. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

В ходе «путешествия» происходит активное изменение и пополнение развивающей предметно-пространственной среды: вносятся и используются атласы и контурные карты, изготавливаются панно растительного и животного мира, макеты ландшафтов, дидактические игры, альбом «Заметки путешественника» и т.д.

Для организации познавательной деятельности дошкольников на основе игровой образовательной технологии рекомендуется использовать: Интеллект-карты Тони Бьюзена, «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича,  «Полифункциональные макеты-карты» Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова.

Одним из условий образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников является выбор методов обучения воспитанников. Выбор метода обучения влияет на эффективность и быстроту усвоения знаний. Обеспечить успешное усвоение воспитанниками ДОО знаний об особенностях объектов, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, позволяет моделирование. В дошкольном возрасте используются разные виды моделей: предметные, предметно-схематические, графические модели, в том числе мнемотаблицы.

Рекомендуется также использовать метод фотомоделирования –   совместное изготовление моделей на основе фотографий. Модель должна быть понятной для восприятия ребёнка; доступной для создания и действий с ней; отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; передавать те свойства и отношения, которые ребёнок должен освоить с её помощью; облегчать процесс познания.

Виды фотомоделирования:

  1. Фотоколлаж.
  2. Фотомакет (предметно-схематические модели).
  3. 3D – модель (предметный) – воспроизводит особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели животных, в которых отражён принцип строения живого организма. Для создания модели рекомендуется использовать программу Smoothie-3D. Одним из современных методов также является кейс-метод. С помощью кейсов старшие дошкольники самостоятельно изучают познавательный материал, экологические ситуации и решают, как надо действовать. Кейсы могут содержать комплекты проблемных картинок, фотографий, карточек, носителей аудио- или видеоинформации, книжки малышки, раскраски, пазлы, настольно-печатные познавательные игры, головоломки, ребусы, тематические конструкторы.
  1. Эффективные практики (формы) организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В качестве наиболее продуктивных организационных форм работы с воспитанниками по познавательному развитию рекомендуется использовать:

– Познание дошкольником мира с помощью лэпбука. Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему. Учебный материал в папке должен быть интересно оформлен в виде различных мини-книжечек, окошечек, книжек-гармошек, коробок с подарками и т.п. Также лэпбук обязательно должен включать в себя различные творческие задания.

– Организация коллекций и мини-музеев. В ходе коллекционирования у дошкольника развиваются умения комбинировать, выделять главное и второстепенное, устанавливать взаимосвязи, проводить аналогии, решать интеллектуальные задачи. Собирая, ребёнок занимается познавательно – исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах. Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, рекомендуется сделать коллекцию интерактивной. Экспонаты можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в дидактических, сюжетных играх, в продуктивных видах деятельности, в театрализованных постановках, в конструировании.

– Пресс-конференция, в которой воспитанники берут на себя роль специалистов и корреспондентов газетных изданий. Названия газет можно придумать или взять названия местных СМИ. «Журналисты» задают вопросы «специалистам», рисуют и записывают то, что их заинтересовало. Например, если тема пресс-конференции «Презентация мини-музея Северный край», то дети могут взять на себя роли различных специалистов, отвечающих на вопросы журналистов. «Искусствовед» знакомит с художественными произведениями северных писателей и художников, историей возникновения музея. «Геолог» знакомит корреспондентов с  минералами Кольского края, «научный сотрудник» с собранными коллекциями, «специалист министерства рыбного и сельского хозяйства области» с рыбой, обитающей в морях, озёрах и реках Заполярья, «краевед» рассказывает о том, чем знаменит и богат наш Кольский край, что его отличает от других краев России. После каждого выступления обязательно проведение детской деятельности: дидактических, подвижных, словесных игр, решение головоломок, прохождение лабиринтов, экспериментирования и конструирования.

– Устные журналы. Например, тема устного журнала «Наши меньшие друзья». «Зоолог» на своей страничке расскажет о том, к какой породе относится животное и какие у него есть родственные линии, «дрессировщик» – как надо воспитывать домашнее животное, «ветеринар» – как заботиться о его здоровье, «кинорежиссёр» на своей страничке может познакомить детей с тем, как животные снимались в фильмах (показать отрывки), а «представитель Министерства обороны» с тем, как животные помогали людям в Великую Отечественную войну. Как и периодическое печатное издание, устный журнал не терпит повторений в содержании и форме материалов. Задача педагога – продумывание сценария, подбор и подготовка выступающих; подбор разнообразного материала (аудио, видео и т. д.). Также обязательно соблюдение деятельностного характера обучения.

– Клубная деятельность. В рамках клубной деятельности можно организовать «Школу исследователей», «Клуб любознательных», «Клуб юных путешественников», «Машина времени», «Всё дело в шляпе», «Гениальные сыщики информации», «Друзья природы», «Клуб юных финансистов» и др. Использование игровых приёмов при организации работы Клуба позволяет поддерживать интерес. Наиболее действенным служит приём ритуализации. Включение в ход заседания ритуалов помогает  создать игровую оболочку деятельности Клуба, атмосферу таинственности. Это ритуалы сбора на заседание и их завершение, применение игровых атрибутов: Удостоверение члена Клуба, «Копилка слов» – красивая коробка – сундучок, удостоверение Почётного члена Клуба знатоков, профессорская мантия и шапочка, «Книги знатоков» с выступлениями детей, библиотека Клуба знатоков: книги-энциклопедии для детей, клубные карточки, сундучки находок, использование сюжета понравившейся книги, мультфильма, компьютерной игры.

– Фестиваль детских исследовательских работ и проектов. Целесообразно организовать такой фестиваль на базе нескольких близлежащих детских садов. Команды дошкольных образовательных организаций могут представить результаты познавательно-  исследовательской деятельности. Рекомендуется привлечь к данной работе родителей воспитанников.

– Проведение нано-экспедиции, которая поможет раскрыть воспитанникам удивительный микромир с помощью микроскопа.

Необходимо познакомить воспитанников с техникой безопасности в ходе экспериментальных занятий и правилами поведения в «исследовательской лаборатории».

– Виртуальные экскурсии. Использование презентационных средств позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает дошкольникам усвоить материал быстрее. Воспитателю рекомендуется акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные образы в виде схем, рисунков, графических композиций.

Виртуальные прогулки можно устроить на краеведческие объекты:

– административно-территориальные (населенный пункт, район, Мурманская область);

– экономические (предприятия, заводы, хозяйства, шахты);

– исторические (памятники, заповедники, памятники природы);

– культурно-художественные (театры, музеи, библиотеки, учебные заведения);

– природные (рельеф, горы, низменности, водоемы, полезные ископаемые, растения, животные как Мурманской области, так и Российской Федерации в целом).

Можно совершить экскурсии по музеям мира, главным достопримечательностям России, галереям, зоопаркам, увидеть панорамы городов разных стран, Землю с космоса. Виртуальные экскурсии и прогулки активизируют дошкольников, стимулируют познавательную мотивацию. Итогом могут стать фоторепортажи, альбомы, книги, сделанные детьми.

Таким образом, познавательному развитию воспитанников способствуют такие формы организации обучения, которые учитывают их возрастные возможности, а также предусматривают варианты решения познавательных задач, что позволяет каждому ребёнку реализовать свои индивидуальные способности.

  1. Формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию исследовательского поведения воспитанников

Педагогическое сотрудничество – это взаимосвязанная совместная деятельность участников педагогического процесса, направленная на достижение единой для них общественно значимой цели.

Успешность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Для этого необходима организованная совместная деятельность взрослых и детей, которая способствует единению, сплочению, установлению  взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми, а так же созданию комфортных условий в детском саду и в семье, социуме.

Для реализации методической разработки необходимо тесное сотрудничество педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников.

Взаимодействие с педагогическими работниками.

  1. Направление взаимодействия с педагогами:

– создание условий для опытно – экспериментального развития детей в группе;

– диагностика условий по познавательно – исследовательской деятельности;

– проектная деятельность по созданию условий по познавательно-исследовательской деятельности;

– работа с родителями по созданию условий по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей;

– организация наблюдений за объектами живой и явлениями неживой природы;

– проведение опытов, экспериментов.

  1. Направление взаимодействия с родителями:

– информация по созданию условий в группе по развитию познавательно – исследовательских способностей детей;

– совместная проектная деятельность с детьми по созданию условий;

– помощь в оборудовании и оснащении уголка экспериментирования в группе;

– участие в выставках, защита детских проектов.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Сотрудничество с семьей можно построить по следующим направлениям:

– вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением, помощь в создании коллекций, тематических уголков, плакатов.

– повышение психолого-педагогической культуры родителей (через родительские собрания, конференции, консультации и мастер-классы). Педагоги оформляют папки – передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

Таким образом, развитие познавательных мотивов и интересов дошкольника должно контролироваться не только на плановых занятиях в детском саду, но и в повседневной деятельности, включая досуг детей дома. А уровень развития ребенка в этой образовательной области зависит  от грамотного  и системного подхода к организации со стороны окружающих взрослых. Если педагогический коллектив и родители нацелены на один результат – любознательного и интеллектуально развитого ребенка, и всеми силами и средствами в совместной деятельности стремятся к данной цели, то она становится достижимой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – возраст становления и развития общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из важных способностей – способность к познанию. В процессе познания развиваются такие психические процессы как мышление, воображение, память. Формируются также познавательные операции и познавательные умения – анализ, синтез, обобщение, классификация.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

– Необходимо ежедневно способствовать  развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

– Обеспечивать повышение уровня профессиональных компетенции педагогов, по вопросу построения развивающей предметно – пространственной среды способствующей развитию познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

– Создавать условия для организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников с использованием современных образовательных технологий дошкольников.

– Повышать степень «вовлеченности» родителей в воспитательно – образовательный процесс способствующий развитию познавательной активности дошкольного возраста.

–  Стимулировать установление партнерских взаимоотношений с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

По моему мнению, такая современная форма работы, оказалась весьма эффективной в данном направлении, что позволяет и дает возможности для  использования материалов работы в практике и у других педагогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Ребёнок в мире поиска».- М.: ТЦ Сфера, 2017.-128с.
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера,2006.-64с. 3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  3. Малицкая И.Б. Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО//Воспитатель ДОУ.-№5.-2018.-С.6-10.
  4. Методические рекомендации «Особенности организации и содержание образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников» практические материалы – Мурманск, 2019.
  5. Семёнова Н.А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность//Детский сад:теория и практика.-2015.- № 9.-С.18-23.
  6. Стафурова Е. Как использовать фотомоделирование в работе с детьми//Справочник старшего воспитателя. -№ 3.-2018.-С.32-41.
  7. Фришман И.И. Теоретические основания формирования познавательного интереса дошкольников//Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей/сост.Т.В.Волосовец, И.Л.Кириллов, Л.М.Кларина.- М.: Русское слово – учебник, 2015.-С.5-8.