Проект  «Вечные проблемы жизни в сказках Салтыкова-Щедрина»

Проект  «Вечные проблемы жизни в сказках Салтыкова-Щедрина»

Скачать работу: Проект “Вечные проблемы жизни в сказках Салтыкова-Щедрина”

11.04.2020 г. III Международный конкурс исследовательских и творческих проектов “Я – исследователь”

МБОУ СОШ № 1 г. Чадана Республики Тыва. 

Учитель русского языка и литературы ВКК Донгак Севил Чылбар-ооловна

Автор: Ооржак Алдаржаан, 13 лет. Проект  «Вечные проблемы жизни в сказках Салтыкова-Щедрина»

 

Актуальность:    Кажется, что время полностью изменилось со времен великого писателя, Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. У нас столько новых открытий, жизнь стала интересной, но  многим не хватает времени, потому что наше время отводится  на огромное поступление информации от самых разных источников. Благодаря этому мы отличаемся от предыдущих поколений  развитостью интеллекта, целеустремленностью, но если задуматься, можно смело сказать, что мы разучились  дарить радость, быть чуткими, поддержать разговор с окружающими.  Редко встретить тех, кто с добродушием пропускает нечаянно произнесенное «нелепое» слово в свой адрес и таких, с готовностью выслушать  и поддержать других. Проблемы равнодушия, мелочности, высокомерия, одиночества  стали нашими спутниками по сей день. К чему мы стремимся, куда придем?

    Чтобы понять свое душевное состояние, научиться быть душой зорким, отзывчивым, нам надо задуматься над своим поведением. А помогут нам  понять свои ошибки   и исправить их  способны только книги, которые хранят в себе мудрость жизни.  

Объект исследования: сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». «Пропала совесть»; «Премудрый пискарь», «Бедный волк».

Цель: исследовать,  как сатирик изображает недостатки  людей в зависимости от времени и своего социального положения.

Задачи:

  • изучить сказки Салтыкова – Щедрина;
  • опираясь на тексты сказок , выявить типы  людей;
  • исследовать причины поведения героев;
  • изучить многообразие изобразительных средств и приёмов, их роль.

 Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. 

Введение. 

      Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки.  Они создавались в течение четырех лет (1883 – 1886).

      В своих сказках  писатель подробно изображает картину русской жизни. И его героями являются все основные классы и социальные группировки   –              дворянство, буржуазия, бюрократия, интеллигенция, труженики деревни и города.  затронул множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем.  

      Сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с  трагическим.

      Слова и образы для своих чудесных сказок сатирик подслушал  в народных сказках и легендах, в пословицах и поговорках, в живописном говоре толпы. Связь сказок Салтыкова с фольклором проявилась и в традиционных зачинах с использованием формы давно прошедшего времени (“Жил-был…”), и в употреблении присказок (“по щучьему веленью, по моему хотенью”, “ни в сказке сказать, ни пером описать«).

      Также героями сказок являются животные и люди.  Маски животного мира в свое время не смогли скрыть политическое содержание сказок.  И поэтому все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многим переделкам . Перенесение человеческих черт  на животный мир создавало комический эффект, но обнажалось  нелепость существующей действительности. 

  1. Типы людей в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

    В выбранных нами сказках «Премудрый пискарь» и «Бедный волк»  героями сказок являются животные. Это сатирические аллегории, где в каждом лице  сконцентрированы характерные черты, точно определяющие социальный или человеческий тип.

   «Премудрый»  пискарь очень интересный тип. Автор характеризует его  следующими вставками: у пискаря ума палата была. Но он не понимает, зачем глотать других? Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, жизнь надо так прожить, чтоб никто не заметил, долбил нору целый год, днем забирался в нору и дрожал, кажется,  я жив? Ах, что-то завтра будет? И каждый день «Слава тебе, господи!  Жив»,  не до семьи,  как бы только самому прожить! Ни друзей, ни родных. Бесполезные пискари, распостылую свою жизнь бережет.

    Отношение автора очень четко выражается с помощью слова «бесполезные». Нельзя жить с единственной целью – сохранить свою жизнь. Страх может стать серьёзным препятствием на пути к счастью. Автор осуждает людей, не умеющих рисковать и наслаждаться полнотой жизни.

     Один из персонажей – волк. Пренесчастнейший ты есть зверь – жалость проявляется с помощью слов, проговоренных медведем. Собаки так и скачут, заливаются, Проклятый! Душегуб! Живорез! – они показывают  неприятие и  ненависть.

     Ничего сам с собой зверь не может: ни порядка жизни изменить, ни умереть. Живет он словно во сне, и умрет – словно во сне же,  не своей волей он разбойничает. Освободила бы ты, смерть,  от меня зверей, мужиков и птиц! Хоть бы ты освободила меня от самого себя!” – жалость сквозит через слова.

     Салтыков-Щедрин нарисовал взаимоотношения людей в  обществе. Если ты «не такой», тебя задирают, обзывают, изгоняют из общества, всячески избегают. Изгои не понимают, за что с ними так, ведь они не выбирали, быть им такими или не быть. Писатель хочет, чтобы мы  помнили, что на месте «бедного волка» может оказаться любой, и надо проявлять сочувствие и доброту, попытаться взглянуть на мир глазами этого человека.

     Следующим персонажем для анализа будет помещик. Автор открыто характеризует его – глупый. Но только через образ Бога.  А тело его белое, рыхлое, рассыпчатое .

Нельзя, не положено, не ваше – жадность, ненасытность.

      Как бог от мужика избавил, у него не топлено, некому поднять занавес, сырьем кой-каким питается, ходит и ходит, думает, мечтает, какие машины из Англии  выпишет, сад прекрасный будет, фрукты машинами собирает да в рот кладет, коров разведет, молоко будет пить, клубники продаст.

      Результат отсутствия мужиков, беспомощность, неумелость, лень помещика  показывается с помощью описания:  пыль вершком на зеркале, в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют. 

      Лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, остаюсь верным своим принципам – показывают человеческую глупость.

      Писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество.

       Вопросы с уст капитана- исправника: Кто теперь подати будет вносить? Кто будет вино по кабакам пить? Кто будет невинными занятиями заниматься? У  нас на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя.

       Высмеивание не только  дворян, но и бюрократического  аппарата, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт  осуждается в сказке.

      Народ – простые русские крестьяне  представлены талантливыми и хозяйственными людьми, но в то же время у них нет  силы воли и самоуважения, они   немые рабы , за счет которых живут в достатке другие.

      В следующей сказке «Пропала совесть»  очень захватывающе и  интересно повествуется о состоянии людей:  начали  чувствовать себя бодрее и свободнее,  ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать, когда у них пропала совесть.

      Их отношение к совестливым: только смей у меня! ишь добродетель какая выискалась , обедай своею совестью до будущего базара

    Совесть описывается как приживалка, иго, тряпка, приобретение, замасленная бумажка. Также прилагательные бедная, истерзанная, оплеванная, затоптанная, изгнанная.

    Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.

 

Вывод.  Таким образом, в сказках Салтыкова-Щедрина   встречаются такие типы людей, как трусы,  белые вороны, глупцы, лентяи, бюрократы, безвольные крестьяне. Но среди них самыми страшными оказываются бессовестные люди, которые  осознанно отказываются от совести, чтобы только хорошо жить.

  1. Причины поведения героев.

    «Дикий помещик».

    Весь он… оброс волосами.., а когти у него сделались как железные». И становится ясно: всё держится на труде народа.  Беспечность, эксплуатация чужого труда привело к недостаткам, утрате человеческого.

     Только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки –  вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления. 

     Мужик покорен, он не способен понять, что это не он обязан господам, а они ему.

    «Пропала совесть».

     Пренебрежение и отказ от нравственных ценностей, как  отзывчивость,  щедрость, честность и другие  приводит к потере совести. А без совести нет ни настоящего, ни будущего.

    «Бедный волк»

    Отсутствие взаимопонимания, уважения другого  человека  приводят к одиночеству, а также делает нас самих страшными,  бессердечными, которых заботит только своя жизнь.

    « Премудрый пескарь».

    Страх,  неуверенность в себе могут  сделать жизнь однообразной, бессмысленной и пустой. Изобразительные средства и их значение.

      

    В нашей исследовательской работе отдельное внимание уделяется приемам писателя, которые  помогают выяснить  художественное своеобразие  щедринских сказок. Литературная традиция, к которой восходит щедринская сказка, это  традиция не только сказки, но и  басни.

    Это доказывается присутствием морали во всех сказках. Но эта мораль скрыта от читателя. Для выявления смысла и авторской мысли огромную роль играют изобразительные средства.

1) Эпитеты: глупый (помещик), мякинный (вихрь) , милостивый (бог) , лучшие (силы), тупой ( страх), бедный (народ), бедная, истерзанная, оплеванная, затоптанная, изгнанная (совесть) – Пропала совесть; премудрый (пискарь), бедный (волк).

 

2) Гиперболы: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой, сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские отношения  с медведем, ходил все больше на четвереньках,  утратил даже способность произносить членораздельные  звуки, щука зубами  хлопает.

    Показывают ироническое отношение автора, абсурд действительности, которая порождает таких людей.

3) Метафоры: бедная изгнанница (совесть), всполошилась память, заговорило воображение, льются рекой слезы.

4) Фантастическое:  моментальное исполнение Богом всех желаний,  дружба и разговор помещика с медведем,  охота на зайца,  страшное одичание помещика, летающие и роящиеся мужики, совесть просит  отыскать маленькое русское дитя.

5) Аллегория: волк, медведь, пескарь.

6) Просторечия: маяться – мучиться, мякиной , шельмы – мошенник, плут.

7) Пословицы и поговорки: “В чужой монастырь со своим уставом не ходят”, “Волк по утробе вор, а человек по зависти”, “С волками жить – по-волчьи выть».

    Это доказывает близость писателя к народу, обширность его знаний.

Заключение.

     С помощью своих сказок Салтыков-Щедрин  рассказал правду об обществе своего времени  и  раскрыл все его пороки. Автор раскрывает перед читателем правду жизни господствующего класса, их главные недостатки, а также рассказывает об общественной несправедливости, которая проявлялась в ущемлении прав простого народа.

     Ведь государство, главным образом, заботилось о своих верных дворянах и гораздо меньшее внимание уделяло простым людям.

     Сказки писателя всегда отличаются оригинальностью, так как в них добро и зло всегда смешиваются, в центре – отрицательный герой.  Но самое удивительное то, что все сказочные сюжеты связаны с непреходящими проблемами  жизни, которые всегда будут требовать от человека ответственности перед самим собой и обществом, с которым тесно связан он.   
   
   

 

 

Литература.

 

  1. Бушмин А.С.  Салтыков – Щедрин. Искусство сатиры. М., 1976.
    2. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова – Щедрина. Л., 1976.
    3. Салтыков-Щедрин М.Е. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1984.