«Методические рекомендации для педагогов и руководителей детских хореографических коллективов»

«Методические рекомендации для педагогов и руководителей детских хореографических коллективов»

16.03.2023

Автор: Преподаватель хореографии Абубакирова Роза Юрьевна

МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Адыгейска

Скачать материал: «Методические рекомендации для педагогов и руководителей детских хореографических коллективов»

___________________

Введение

Хореография – искусство любимое детьми и одно из самых массовых видов искусства. Хореография  является  системой  воспитания личности ребенка  и обеспечивает  более  полное  развитие его  индивидуальных способностей.  Обращаясь к танцевальной культуре, дети проходят  школу духовного, музыкально-танцевального  воспитания.  Формы  воспитания и обучения   тесно  переплетаются в  единый комплекс. Процесс  обучения основывается  на знании и  соблюдении  руководителем основных методов и принципов.

Именно детский возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются все органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. В детском возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений.

Одним из средств развития и формирования этих навыков у детей  выступает занятие хореографией. Поэтому тема данной методической рекомендации выбрана не случайно. Так как хореография способствует не только развитию творческих способностей, но и позволяет формировать навыки здорового образа жизни ребенка.

Педагог – хореограф  должен  знать  методику педагогики,  изучить анатомию, музыку, стать в какой-то степени психологом, способным анализировать душевное состояние своих  учеников. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту и уровню развития детей.

Данная работа является актуальной так как: в ней представлены основные принципы и понятия, необходимые для достижения требуемых результатов в работе современного педагога – хореографа. Методические рекомендации предназначены для руководителей хореографических коллективов, а также педагогам по хореографии в учреждениях дополнительного образования.

Следовательно, цель данной работы: собрать, обобщить нужные приемы и методы преподавания хореографии.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • Рассмотреть и изучить вопросы теории по данной проблеме в научной литературе.
  • Подобрать необходимые приемы, формы, методы для физического развития ребенка.
  • Распространить опыт работы по хореографическому воспитанию учащихся.
  1. Специфические особенности танцевального искусства

 Танец – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Целями данных занятий являются: формирование знаний в области хореографической культуры, развитие творческих способностей детей. Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важнейших проблем эстетического воспитания дошкольников – приобщению их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Они осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями.

Обучение танцам – это всегда диалог, даже когда ученик совсем еще маленький человечек, но все равно от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.

  • Танец – это физическая активность, и наша задача сделать физическую нагрузку оптимальной. При этом внимание должно быть сфокусировано на теле и развитии навыка выполнения хорошо контролируемых, сбалансированных, многообразных, пластичных движений. Энергичные движения, кроме того, способствуют развитию силы и гибкости, а также обеспечивают здоровье и нормальное развитие детского организма.
  • Танец – это творческий процесс.Использование творческого воображения ребят и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяет превратить танцы в самую приятную физическую активность. Когда способность ребенка к творческому мышлению и действию оценивают не только преподаватели и родители, но и ровесники, это может привести к росту уверенности в себе и повышению самооценки.
  • Танцу присущи выразительность и информативность, поэтому наша цель — давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений. Посредством движений тела выражаются самые разные чувства, например радость – жестикуляцией рук; страх – когда все тело напрягается и резко подается назад, или чрезмерная самоуверенность – характерной манерой держать плечи и походкой, и т.д.
  • Танец – это искусство, развивающее артистические способности,поэтому необходимо обучать знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистичности мастерства детей. Разнообразие и контраст, применяемые как выразительные средства для передачи формы, скорости, силы, уровня и направления движений тела, являются главными элементами, обеспечивающими улучшение качества исполнения.
  • Танец – это средство для дружелюбного общения и совместной деятельности, и наша цель – предоставлять возможность работать индивидуально, с партнером, и в группах, исполняя различные роли. Поскольку движения в танце естественны, то успех достигается очень быстро и приводит к формированию сильного чувства «общности»: способность бескорыстно делить занимаемое пространство с другими; стремление показать себя и быть замеченными другими; а также желание получить достойную оценку – все это является типичным в обучении танцам.
  • Танец – это развлечение и получение удовольствия – его постоянная черта.Удовольствие от похвалы за успешное исполнение; от участия и согласованных действий вместе с другими в таком увлекательном занятии; от улучшения внешнего вида и настроения после завершения занятия. Все это может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни в последующие годы.
  1. Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей

Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию. И здесь педагогу необходимы особое чутье и соответствующая подготовка.

Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. Есть, скажем, дети, у которых заметна своего рода заторможенность реакции на музыку: на этом сразу следует сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребенку вовремя вступить на нужную долю такта.

Самое время вспомнить о пользе ходьбы под музыку марша. Именно эти упражнения позволяют наглядно убедиться в том, как воспринимает малыш счет на четыре четверти. Затем стоит проверить, насколько органично осваивают воспитанники счет на три четверти, придающий совсем иной характер движению. И, наконец, параллельно выясняется, как чутко они улавливают разницу между форте и пиано, между аллегро и адажио, между диминуэндо и крещендо. Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального развития ребенок должен осваивать, начиная с самых первых занятий.

Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает подлинной выразительности хореографическое исполнение. Именно музыка, причем хорошо подобранная, позволит нам с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям.

Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, — от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.

Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся малышей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и хореография.

Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен занимающимся. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным.

Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, ее можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (применительно к музыкальному оформлению хореографических занятий на первых стадиях обучения), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Специалисты, выбирая для занятия фрагменты того или иного произведения, сами должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

  1. Принципы применимые в хореографической образовательной деятельности

Педагогу, обучающему детей дошкольного возраста основам хореографии, необходимо понимать внутренний мир ребенка, детское мировосприятие. Он должен уметь проникать в мир ребенка, стать человеком, открывающим малышу красоту танца и музыки.

Следовательно, кроме требовательности к детям, необходима требовательность и к самим себе. И здесь все имеет значение: интонация, настроение, взгляд и даже ваш внешний вид.

Для эффективности процесса обучения, выделим некоторые принципы:

  • Принцип наглядности. В хореографии это в первую очередь не иллюстративность, а непосредственное восприятие и воздействие. Практический показ педагогам является примером правильного выполнения движений.
  • Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенно усложняя осваиваемый учебный материал по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному. Новые движения нужно показывать подробно, медленно, повторять по нескольку раз. На основе выученных и отработанных движений, разучиваются новые и соединяются в танцевальные связки.
  • Принцип систематичности – непрерывный процесс формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся.
  • Принцип интереса для учащихся – материал должен содержать не только изучаемую программу, но и быть интересным для учащихся. Заинтересовать детей можно не только отвлекаясь от процесса обучения, но и самим обучением.
  • Принцип учета возрастных и психологических особенностей учащихся требует от педагога выбора тех форм, методов и приемов работы, а также конкретного учебного материала, которые по своему содержанию соответствовали бы нормам психического и физического развития детей и подростков.
  • Принцип индивидуального подхода к учащимся обеспечивает учёт особенностей конкретного ученика. Подобный подход позволяет всесторонне изучить его, а также создать для ученика комфортные условия для обучения. Индивидуальный подход, как правило, повышает успеваемость обучающегося, поскольку задания и требования полностью соответствуют его возможностям.

Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации.

  1. Педагогические методы обучения в хореографии
  • Словесные методы помогают за короткое время передать детям информацию, поставить перед ними задачу, направить учащихся на пути её решения. Самыми актуальными словесными методами на занятиях хореографии являются: беседа, рассказ, объяснение. Рассказ и беседа позволяют в доступной форме доносить до детей учебный материал, поддержать с ними диалог, выслушать их мнение. Объяснение в хореографии применяется в целях ознакомления учеников с новым материалом, с тем, что они должны выполнять, как правильно выполнять то, или иное движение; в какой последовательности выполняется экзерсис, в чем цель такой последовательности и т.д.
  • Наглядные методы. Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих движений. К группе наглядных методов обучения относятся: показ, демонстрация наглядных пособий (демонстрация видеоматериала, иллюстраций). Метод показа непосредственно педагогом раскрывает перед детьми предстоящую задачу их деятельности. Показ педагога должен быть целостным, точным, эмоциональным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие педагог-хореограф комментирует, дополняя движения, объясняя и характеризуя их. Иногда к показу отдельных движений, действий педагог-хореограф привлекает кого-то из воспитанников, подготовив ребенка заранее. Демонстрация наглядных пособий, видеофильмов и других наглядных средств – важный метод обучения воспитанников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку образец правильного выполнения, активизирует их внимание и привлекают интерес.
  • Практические методы – это методы, с помощью которых педагог связывает теоритически полученные знания с практикой. Ведущими практическими методами обучения являются упражнения.
  • Упражнение – многократное повторение практических действий. Отработка данной танцевальной связки.
  • Игровые методы. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной педагогом, а желанной, личной целью.

Начиная работать с детским коллективом, важно правильно оценивать их возможности. Одним из важных факторов успешного занятия является правильно спланированный учебный процесс. Занятия должны проходить в удобном темпе для детей. Материал должен соответствовать их возрасту и способностям. Танцевальный материал должен быть подобран с учетом возрастных и физических особенностей группы. Грамотное и логическое сочетание выше перечисленного, поможет педагогу-хореографу достичь максимальных результатов в профессиональной деятельности и повысить профессиональный уровень своего хореографического коллектива.

Заключение

Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что главное для педагога – хореографа следовать вышеизложенным методам и принципам, чтобы наиболее рационально организовать учебный процесс, т.е грамотно и на доступном языке обучить дисциплине и создать удобные условия для этого.

Список использованных источников

  1. Барышникова, Т. Азбука хореографии: практическое пособие / Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.
  2. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ / Н. В. Зарецкая. – М.: Айрис – пресс, 2005. –  128с.
  3. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ / Н. В. Зарецкая. – М.: Айрис – пресс, 2008. –  112с.
  4. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп: практическое пособие / З. Я. Роот. – М.: Аркти, 2004. – 47 с.
  5. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика: практическое пособие / С. Л. Слуцкая. –  М.: Линка – пресс, 2006. – 272 с.
  6. Холл, Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят: практическое пособие / Джим Холл. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184с.
  7. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с
  8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.