Исследовательская работа «Профессиональное самоопределение как фактор учебной мотивации суворовцев старших курсов»

Исследовательская работа «Профессиональное самоопределение как фактор учебной мотивации суворовцев старших курсов»

12.09.2022

Авторы: Ряжин Кирилл, Труфанов Никита

Педагог-психолог Алексанянц Нонна Владимировна

Уссурийское суворовское военное училище МО РФ

Скачать материал: Исследовательская работа «Профессиональное самоопределение как фактор  учебной мотивации  суворовцев старших курсов»

____________________

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Полное наименование образовательной организации: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

Номинация: исследовательская работа.

Название работы: Профессиональное самоопределение как фактор учебной мотивации суворовцев старших курсов.

Авторы: суворовцы 8 класса, Ряжин Кирилл, Труфанов Никита.

Руководитель: педагог-психолог, Алексанянц Нонна Владимировна

Уссурийск, 2022 г.

Цель данной работы состоит в изучении профессионального самоопределения как фактора учебной мотивации воспитанников старших курсов уссурийского суворовского военного училища.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Определить понятие «профессиональное самоопределение», рассмотреть этапы и факторы успешного профессионального самоопределения.
  2. Отобрать группу испытуемых из числа воспитанников старших курсов.
  3. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования.
  4. Эмпирически исследовать психологические особенности профессиональной и учебной мотивации воспитанников старших курсов.
  5. Сделать выводы по результатам теоретического и эмпирического исследований.

Для решения выдвинутых задач использовались следующие методы исследования:

– методы получения информации: «Дифференциально-диагностический опросник» («ДДО») Климова Е.А.; «Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности» Верещагина Л.А.,

– методы статистической обработки эмпирических данных: критерий U-Манна-Уитни, критерий х2-Пирсона, критерий Т-Вилкоксона.

В ходе исследовательской работы нами была выдвинута следующая гипотеза: существует взаимосвязь профессионального самоопределения с мотивами учебной деятельности суворовцев старшей возрастной группы.

Эмпирической базой проводимого исследования выступили воспитанники Уссурийского суворовского военного училища, VI и VII курсов. Общий объем выборки составил 80 человек.

Исследование проводилось в групповой форме, во время проведения самоподготовки суворовцев. Воспитанники принимали участие в исследовании добровольно и отнеслись к нему с интересом, ответственно и серьезно. Таким образом полученные результаты можно считать достоверными.

Для изучения уровня мотивации учебной деятельности применялась методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению», которая позволяет определить уровень развития мотивации достижения, познавательной активности, школьной тревожности и уровень развития гнева (агрессивности) в процессе учебной деятельности.

Для изучения профессиональной мотивации предъявлялся «Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности» Верещагиной Л.А., выявляющий такие группы мотивов профессиональной деятельности, как мотивов собственного труда, мотивов социальной значимости труда, мотивов самоутверждения в труде, мотивов профессионального мастерства.

Дальнейшая обработка исследования строилась в рамках подтверждения или опровержения гипотез эмпирического исследования. Для этого мы использовались Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни, х2-критерий Пирсона.

Первоначально нами были построены иерархии мотивов профессиональной и учебной деятельности. Для определения правильности построений иерархии нами использовался критерий Т-Вилкоксона, рассчитанный с помощью компьютерной программы SPSS. Дальнейший анализ иерархий был направлен на выявление возрастных различий в структурах профессиональной и учебной деятельностей. Для проверки данной гипотезы нами использовались критерии х2-Пирсона и критерий U-Манна-Уитни.

Анализ полученных данных показал, что для суворовцев на первом месте находятся такие мотивы, как «Мотивы самоутверждения в труде», «Мотивы социальной значимости труда», «Мотивы собственно труда», на втором месте – «Мотивы профессионального мастерства». Для уточнения полученных результатов мы использовали критерий U-Манна-Уитни, расчет которого показал, что значимых различий в структуре мотивов профессиональной деятельности не выявлено, т.е. испытуемые рассматривают профессиональную деятельность как способ акцентирования собственной ценности.

На основе анализа результатов расчета значений статистического критерия Т-Вилкоксона, мы построили следующие иерархии степени выраженности профессиональной и учебной мотивации. Полученные результаты позволяют говорить о том, что существует прямая взаимосвязь между эмпирическими значениями выраженности уровня развития учебном мотивации и мотивами профессионального самоопределения. Значимыми профессиональными мотивами, которые оказывают положительное влияние на рост и развитие мотивации учебной деятельности у воспитанников старших курсов являются мотивы «Стать высококвалифицированным специалистом», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Приобрести глубокие и прочные знания», «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»», «Получать интеллектуальное удовлетворение», «Добиться одобрения родителей и окружающих», «Достичь уважения преподавателей».

Приведенные данные подтверждают гипотезу нашей исследовательской работы. Но необходимо учитывать тот факт, что наша эмпирическая работа носит предварительный характер, и возможно проведение дальнейших исследований в данной области позволит опровергнуть или расширить полученные нами результаты.

Однако полученные нами данные могут быть полезны для педагогов, а также педагогов-психологов при осуществлении коррекционно-развивающей, просветительской и консультационной работы.

Перспективными направлениями в рамках данной эмпирической работы могут стать исследования в области педагогической психологии, психологии труда, профессиональной психологии.