Исследовательская работа «Образ идеального воспитателя глазами суворовцев»

Исследовательская работа «Образ идеального воспитателя глазами суворовцев»

12.09.2022

Авторы: Пасечник Кирилл, Карпенко Александр, Комар Максим

Педагог-психолог Алексанянц Нонна Владимировна

Уссурийское суворовское военное училище МО РФ

Скачать материал: Исследовательская работа «Образ идеального воспитателя глазами суворовцев»

_____________

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Полное наименование образовательной организации: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

Номинация: исследовательская работа.

Название работы: Образ идеального воспитателя глазами суворовцев.

Авторы: суворовцы 8 класса, Пасечник Кирилл, Карпенко Александр, Комар Максим.

Руководитель: педагог-психолог, Алексанянц Нонна Владимировна

Уссурийск, 2022 г.

Целью нашего исследования является составить описание образа идеального воспитателя суворовского училища с точки зрения воспитанников.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Отобрать группу испытуемых из числа воспитанников.
  2. Подобрать методики для исследования представлений об образе идеального воспитателя суворовского училища.
  3. Провести исследование, направленное на проведение сравнения образа идеального воспитателя, а также сравнить представления суворовцев разных курсов об образе идеального офицера-воспитателя.
  4. Обработать полученные результаты и провести сравнительный анализ полученных данных групп, при помощи методов статистической обработки эмпирических данных.
  5. Сделать выводы по результатам проведенного экспериментального-эмпирического исследования.

Для решения выдвинутых задач использовались следующие методы исследования:

– методы получения информации – методика ЕЦО (единство ценностных ориентаций), модифицированная в соответствии с поставленной целью исследования;

– методы статистической обротки эмпирических данных: критерий ранговой корреляции Спирмена.

Основной гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что существуют различия в представлениях суворовцев разных курсов (старшая возрастная группа и младшая возрастная группа) об образе идеального офицера-воспитателя.

Базой нашего исследования выступили суворовцы Уссурийского суворовского военного училища. Всего в исследовании приняло участие 80 человек, по 40 человек из каждой возрастной группы.

Исследование проводилось в групповой форме, во время проведения самоподготовки суворовцев. Воспитанники принимали участие в исследовании добровольно и отнеслись к нему с интересом, ответственно и серьезно. Таким образом полученные результаты можно считать достоверными.

Процедура исследования состояла в проведении тестирования, в основе которого была положена структура проведения методики ЕЦО, модифицированная согласно целям нашего исследования. Тестирование включало два этапа:

– на первом этапе суворовцам предлагали самостоятельно назвать по 15 характеристик, которыми на их взгляд должен обладать идеальный офицер-воспитатель.

– на втором этапе нами были отобраны также по 15 наиболее часто встречаемых характеристик, из них суворовцы отбирали по 5 наиболее значимых, по их мнению.

В ходе дальнейшего анализа нами были проведены объединения схожих характеристик образа идеального офицера-воспитателя в отдельные категории.

В представлениях суворовцев об образе идеального воспитателя нами были выделенные следующие категории:

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа
Образованный Умный
Умный Справедливый
Веселы Веселый
Общительный Понимающий
Добрый Ответственный
Спокойный Патриотичный
Понимающий Строгий
Справедливый Добрый
Ответственный Не старый (молодой)
Молодой Эрудированный
Активный Спокойный
Приятной внешности Общительный
Перспективный Вежливый
Харизматичный Честный
Честный Харизматичный
Строгий Сильный

Первоначальный анализ предполагал подсчет частоты встречаемости каждой категории. Наиболее частыми характеристиками, которые должны, по мнению суворовцев младших курсов, присутствовать в образе идеального офицера-воспитателя называются такие, как веселый, образованный, понимающий, умный, общительный и добрый. В старшей возрастной группе это были следующие характеристики – понимающий, умный, справедливый. Таким образом, идеальный офицер-воспитатель, вне зависимости от курса обучения, согласно представлений воспитанников должен быть образованным, веселым, понимающим и умным.

Для проведения последующего анализа мы еще раз провели объединение категорий (до более широких). В итоге нами были выделены следубщие категории:

– интеллектуальные особенности (умный, образованный);

– личностные особенности (понимающий, добрый, вежливый);

– коммуникативные особенности (веселый, общительный)

– отношение к суворовцам и профессиональной деятельности (справедливый, честный, ответственный).

На втором этапе анализа мы использовали данные, которые в свою очередь, были получены на втором этапе проведения процедуры исследования. Первоначально нами были построены иерархии значимых, по мнению суворовцев, качеств, присущих образу идеального офицера-воспитателя. Эти качества были выделены на основе контент-анализа и дальнейший их анализ строился на основе использования метода статистической обработки данных – критерия ранговой корреляции Спирмена.

Анализ результатов использования метода статистической обротки эмпирических данных (критерий ранговой корреляции Спирмена) показал, что значимых и достоверных корреляций между образами идеального офицера-воспитателя для воспитанников младших курсов и старших курсов не выявлено. То есть одни и те же качества, по мнению воспитанников, являются ценными в одинаково степени и для воспитателей младших курсов, и для воспитателей старших курсов суворовцев. Таким образом мы можем говорить, что результаты проделанной работы не подтверждают нашу гипотезу о том, существуют различия в представлениях суворовцев разных курсов (старшая возрастная группа и младшая возрастная группа) об образе идеального офицера-воспитателя.