Исследовательская работа «Образ идеального воспитателя глазами суворовцев»
12.09.2022
Авторы: Пасечник Кирилл, Карпенко Александр, Комар Максим
Педагог-психолог Алексанянц Нонна Владимировна
Уссурийское суворовское военное училище МО РФ
Скачать материал: Исследовательская работа «Образ идеального воспитателя глазами суворовцев»
_____________
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Уссурийское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» |
Полное наименование образовательной организации: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Номинация: исследовательская работа.
Название работы: Образ идеального воспитателя глазами суворовцев.
Авторы: суворовцы 8 класса, Пасечник Кирилл, Карпенко Александр, Комар Максим.
Руководитель: педагог-психолог, Алексанянц Нонна Владимировна
Уссурийск, 2022 г.
Целью нашего исследования является составить описание образа идеального воспитателя суворовского училища с точки зрения воспитанников.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Отобрать группу испытуемых из числа воспитанников.
- Подобрать методики для исследования представлений об образе идеального воспитателя суворовского училища.
- Провести исследование, направленное на проведение сравнения образа идеального воспитателя, а также сравнить представления суворовцев разных курсов об образе идеального офицера-воспитателя.
- Обработать полученные результаты и провести сравнительный анализ полученных данных групп, при помощи методов статистической обработки эмпирических данных.
- Сделать выводы по результатам проведенного экспериментального-эмпирического исследования.
Для решения выдвинутых задач использовались следующие методы исследования:
– методы получения информации – методика ЕЦО (единство ценностных ориентаций), модифицированная в соответствии с поставленной целью исследования;
– методы статистической обротки эмпирических данных: критерий ранговой корреляции Спирмена.
Основной гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что существуют различия в представлениях суворовцев разных курсов (старшая возрастная группа и младшая возрастная группа) об образе идеального офицера-воспитателя.
Базой нашего исследования выступили суворовцы Уссурийского суворовского военного училища. Всего в исследовании приняло участие 80 человек, по 40 человек из каждой возрастной группы.
Исследование проводилось в групповой форме, во время проведения самоподготовки суворовцев. Воспитанники принимали участие в исследовании добровольно и отнеслись к нему с интересом, ответственно и серьезно. Таким образом полученные результаты можно считать достоверными.
Процедура исследования состояла в проведении тестирования, в основе которого была положена структура проведения методики ЕЦО, модифицированная согласно целям нашего исследования. Тестирование включало два этапа:
– на первом этапе суворовцам предлагали самостоятельно назвать по 15 характеристик, которыми на их взгляд должен обладать идеальный офицер-воспитатель.
– на втором этапе нами были отобраны также по 15 наиболее часто встречаемых характеристик, из них суворовцы отбирали по 5 наиболее значимых, по их мнению.
В ходе дальнейшего анализа нами были проведены объединения схожих характеристик образа идеального офицера-воспитателя в отдельные категории.
В представлениях суворовцев об образе идеального воспитателя нами были выделенные следующие категории:
Младшая возрастная группа | Старшая возрастная группа |
Образованный | Умный |
Умный | Справедливый |
Веселы | Веселый |
Общительный | Понимающий |
Добрый | Ответственный |
Спокойный | Патриотичный |
Понимающий | Строгий |
Справедливый | Добрый |
Ответственный | Не старый (молодой) |
Молодой | Эрудированный |
Активный | Спокойный |
Приятной внешности | Общительный |
Перспективный | Вежливый |
Харизматичный | Честный |
Честный | Харизматичный |
Строгий | Сильный |
Первоначальный анализ предполагал подсчет частоты встречаемости каждой категории. Наиболее частыми характеристиками, которые должны, по мнению суворовцев младших курсов, присутствовать в образе идеального офицера-воспитателя называются такие, как веселый, образованный, понимающий, умный, общительный и добрый. В старшей возрастной группе это были следующие характеристики – понимающий, умный, справедливый. Таким образом, идеальный офицер-воспитатель, вне зависимости от курса обучения, согласно представлений воспитанников должен быть образованным, веселым, понимающим и умным.
Для проведения последующего анализа мы еще раз провели объединение категорий (до более широких). В итоге нами были выделены следубщие категории:
– интеллектуальные особенности (умный, образованный);
– личностные особенности (понимающий, добрый, вежливый);
– коммуникативные особенности (веселый, общительный)
– отношение к суворовцам и профессиональной деятельности (справедливый, честный, ответственный).
На втором этапе анализа мы использовали данные, которые в свою очередь, были получены на втором этапе проведения процедуры исследования. Первоначально нами были построены иерархии значимых, по мнению суворовцев, качеств, присущих образу идеального офицера-воспитателя. Эти качества были выделены на основе контент-анализа и дальнейший их анализ строился на основе использования метода статистической обработки данных – критерия ранговой корреляции Спирмена.
Анализ результатов использования метода статистической обротки эмпирических данных (критерий ранговой корреляции Спирмена) показал, что значимых и достоверных корреляций между образами идеального офицера-воспитателя для воспитанников младших курсов и старших курсов не выявлено. То есть одни и те же качества, по мнению воспитанников, являются ценными в одинаково степени и для воспитателей младших курсов, и для воспитателей старших курсов суворовцев. Таким образом мы можем говорить, что результаты проделанной работы не подтверждают нашу гипотезу о том, существуют различия в представлениях суворовцев разных курсов (старшая возрастная группа и младшая возрастная группа) об образе идеального офицера-воспитателя.