Хореография дома: развитие физических данных детей в дистанционном режиме
Автор: Петрова Алина Андреевна
МБУ ДО «Центр эстетического воспитания детей и молодёжи» городского округа Самара
____
Актуальность данной темы продиктована сложившимися социальными реалиями. В российской системе образования всё большую роль начинает играть направление дистанционного обучения. Учащиеся, находясь в режиме дистанционного обучения, должны получить возможность полноценного образования в соответствии законодательством Российской Федерации. Формат дистанционного обучения удовлетворяет такую потребность обучаемого. Однако, несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, дистанционное образование не имеет готовых решений в преподавании Хореографии.
2. Преподавание дисциплины «Хореография» в условиях дистанционного обучения
2.1. Платформы для проведения онлайн-занятий
Обратимся к определениям. А.В. Андреев даёт следующее определение «дистанционного обучения». «Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [1]. А.М. Анисимов подчеркивает «…дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством» [2].
А.В. Белозубов обращает внимание, что «целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях среднего полного образования возможности освоения основных и дополнительных образовательных программ основного и среднего образования (далее – образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения)» [3].
Таким образом, резко возросший за последние годы спрос на образовательные услуги подобного рода диктуется, очевидно, реалиями современной жизни.
В чём же заключается эффективность применения компьютера на уроке? Ведь хореография– это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку, можно отметить, что задача хореографа, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.
Так, в своей работе в дистанционном формате я использую специальные платформы для проведения онлайн-занятий. Zoom. Во время проведения онлайн-занятий так же использовался видеохостинг YouTube. На этом сайте представлено очень много видеороликов с примерами занятий по самообучению хореографией . Для самостоятельной работы школьников можно использовать сайты «Российской электронной школы» и «Московской электронной школы.
2.2. Правила техники безопасности при занятиях ФК на дому и рекомендуемое количество занятий
Несомненно, что необходимо соблюдать правила техники безопасности при занятиях на дому. Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время занятия и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения.
Вводные положения
Во время проведения занятий по Хореографии необходимо исключить возможность:
травм при падении на неровной поверхности;
травм при нахождении на небезопасном расстоянии от мебели, бытовых приборов и т.п.;
травм вследствие плохой разминки;
травм при столкновении в ходе выполнения гимнастических упражнений;
травм в ходе несоблюдения правил проведения подвижных игр в домашних условиях.
Для минимизации рисков необходимо выделить для ученика хорошо освещенное, хорошо проветриваемое пространство, площадью не менее трех метров в радиусе.
Ученики обязаны заниматься в спортивной форме, не стесняющей движений, в спортивной обуви с нескользящей подошвой.
При выполнении упражнений запрещается жевать жевательную резинку и употреблять пищу.
После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.
До начала занятий
Ученики должны переодеться в спортивную обувь и форму. Необходимо снять с себя все украшения, предметы, представляющие опасность: браслеты, перстни, ремни т.п.
Одежда должна быть свободной и не стеснять движения учащегося во время проведения занятия. Длина спортивных штанов не должна быть ниже пятки. Спортивная обувь – балетки/чешки/носки.
Ученики должны знакомиться с видеоматериалами и конспектами занятий, предстоящих к выполнению.
Во время занятий
Необходимо безукоризненно выполнять инструкции и рекомендации учителя по технике безопасности при проведении занятий Хореографии на дому.
Каждое занятие необходимо начинать с разминки и заканчивать заминкой.
Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия вблизи мебели и бытового оборудования, во избежание травм.
Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия на неровной, нестабильной, скользкой поверхности (ковры, скользкий пол, плитка, кафель), нельзя приземлять после прыжка, переводя вес тела на верхние конечности.
Во время выполнения упражнений соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений с мебелью, бытовыми приборами и т.п.
Для предотвращения столкновения частей тела с мебелью и бытовыми приборами, необходимо проверить недосягаемость всех предметов до ученика во время выполнения движений.
Для профилактики травмоопасных ситуаций следует убрать с пола все мелкие предметы в радиусе трех метров.
При выполнении упражнения следуют соблюдать технику выполнения данного упражнения.
При ухудшении самочувствия во время занятия незамедлительно прекратить его, сообщив учителю дистанционно.
После окончания занятий
Ученики моют руки с мылом и теплой водой, умывают лицо (по возможности принимают тёплый душ)
Переодеваются в повседневную одежду и обувь.
В связи с режимом самоизоляции населения следует увеличить количество занятий в домашних условиях. Так как самоизоляция подразумевает под собой нахождение в режиме карантина на дому, в данной ситуации обучающиеся маломобильны, соответственно двигательные задачи у школьников различных возрастов не решаются в должной мере. Рекомендуется распределение нагрузки на неделе в соответствии с возрастом, уровнем подготовленности и функциональными способностями учеников.
2.3 Особенности организации уроков ФК в домашних условиях
В таблице 2 представлены двигательные задачи, которые, в соответствии с физиологическими возрастными особенностями и условиями домашнего пространства для занятий физическими упражнениями, являются наиболее целесообразными.
Таблица 2.
Рекомендации к проведению занятий на дому
Возрастная категория | Рекомендации |
Младший школьный возраст | 1.Область задач – совершенствование естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.)
2.На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала. 3.Чем младше возраст детей, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки. 4.Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. 5.По возможности нужно исключить значительные статические напряжения. |
Старший школьный возраст | 1.Область задач – поддержание естественных двигательных действий и совершенствование скоростно-силовых характеристик
2.На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала. 3.Уделять особое внимание формированию мышечного корсета для поддержания правильной осанки. 4. Дозировать статические упражнения в зависимости от возрастных анатомо-физиологических характеристик, чередуя с гимнастическими упражнениями, с элементами оздоровительного стретчинга. |
2.4 Формы организации дистанционного взаимодействия педагога и ученика
В режиме дистанционного обучения возможны разнообразные формы проведения взаимодействия педагога и ученика. Рекомендовано:
Уроки хореографии в режиме онлайн.
Такой урок сохраняет структуру урока физической культуры, общее время может быть распределено на всю неделю. Например, 2 урока хореографии – 90 минут, 2 дня по 20 минут и 5 дней по 10 минут
Урочное время распределяется на 7 дней, два из которых 10 минут теории и 10 минут практики, остальные пять дней – 10-минутные практические занятия.
Практические занятия могут выполняться с непосредственным контролем хореографа, либо самостоятельно с предоставлением фото- и видеоотчета. Предполагаемы формы: Табата, Just Dance и др.
Теоретические занятия – подкасты или видеоролики с коротким тестирование в конце.
Самостоятельный блок занятия – письменный анализ балета «Спящая красавица», конкурсы. Например:
Ежедневные домашние задания
Придумать 3 упражнения на определённую группу мышц в домашних условиях, используя любые подручные предметы.
Пример: «Упражнения на руки» – 1) Отжимания от дивана (Упор лёжа руки на диване). 2) «Обратные отжимания от стула» (Стул сзади, упор лежа сзади на стуле). 3) «Руки с книгой (книгами) вперёд – держать 30с. (или максимальное количество времени)». 3.1.) «Руки с книгой вперёд. Каждые 10с. Добавляется по 1 книге».
Контроль: нужно записать выполнение этих упражнений на видео и отправить учителю (или опубликовать в соц. сетях).
То же, но комплекс упражнений с предметом 5-7упр. (Например, комплекс упражнений с полотенцем).
То же, но комплекс упражнений в положении тела (лёжа, сидя, стоя).
Упражнение дня
Пример: растяжка
Номинации:
- Креативный подход;
- Лучшее исполнение (техника);
- Кто больше? / Кто дольше? И т. д.
Рекомендуемый инвентарь:
Домашняя утварь:
Полотенце, книги, чашка с водой, рюкзак с книгами, стул, диван, швабра, бутылка воды (1-5л), подушка (диванная) и т.п.
Поощрения за выполнение:
Публикация поста (истории) с достижением в группе в VK
Подарок: набор стикеров.
Проектная деятельность
Такая работа направленна на формирование теоретических знаний в области Хореографии и метапредметных умений. Тематика проектов может быть разнообразна и составлена на основе межпредметной интеграции. Также темы для проектов можно найти в повседневной деятельности обучаемого, в искусстве.
Челленджи в социальных сетях. Это соревновательная форма предполагает публикацию результатов действий за определённый период. Нужно определить основную цель, назначить награду. Это могут быть стикеры, публикации на сайте школы, накопительные баллы в оценку.
Кейс-технологии имеют назначение формировать умение в определенной ситуации. Кейсами могут стать: ситуации с подбором комплекса физических упражнений, ситуации с подбором инвентаря, ситуации с дифференцированием физической нагрузки, ситуации с исследованием функциональной готовности обучаемого.
Дискуссионные клубы предполагают формирование сообществ, объединенных общими интересами. В качестве диспутов выступают темы из области Хореографии. Клубные сообщества готовят выступления исходя из требований педагога, управляющего диспутом. Он определяет: время выступления, количество спикеров, примерную структуру выступления (вопросы, которые необходимо раскрыть).
Уроки Хореографии с использованием домашней утвари. Это занятия, на которых используют предметы быта в качестве спортивного инвентаря. На этапе контроля можно предложить обучаемым защитить свою собственную идею занятий физическими упражнениями с различными предметами: бутылки с водой, веником, полотенцем, шваброй и т.д..
Видео-конкурсы. «Семейный флэшмоб», «Комплекс утреннейрастяжки», «Тренировка с диванной подушкой» и т.д. Педагогу необходимо утвердить критерии оценки результатов конкурса.
2.5 Контроль в дистанционном образовании
Контрольные функции хореографа традиционно сводятся преимущественно к выявлению уровня физической подготовленности при проведении мониторинга физического развития обучающихся. Контрольно-измерительные материалы по Хореографии могут состоять из практической и теоретической части.
Теоретическая часть может включать в себя:
Тестирование (Приложение 4, 5, 6);
Анкетирование;
Онлайн-беседы;
Наблюдение;
Эссе;
Рефераты;
Конкурсные проекты(презентация).
Теоретическая часть позволит проверить теоретические знания: понимание Хореографии как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, умение организовать места занятий и обеспечить их безопасность и проч.
Практическая часть может включать в себя:
Педагогическое тестирование. Пример: выполнение контрольных упражнений, возможных в условиях квартиры, как этапа подготовки к сдаче контрольного урока. Фото и видеоотчет.
Дневник «На шпагат за 10 дней». Пример: регулярное наблюдение обучающегося за уровнем своей гибкости. Измерять можно количеством книг, подложенных под ребенком. Дневник самоконтроля развивает метапредметные умения. Дневник помогает занимающимся познавать самих себя, приучать следить за собственным здоровьем, своевременно замечать степень усталости от умственной работы или физической тренировки.
Таким образом, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование информационно-коммуникационных технологий и дистанционного образования, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
Применение дистанционных и информационных технологий дает учителю физической культуры возможность расширить дидактический арсенал, разнообразие форм и методик повышает интерес учащихся к изучению предмета, делает процесс познания увлекательным, расширяет кругозор обучающихся, повышает мотивацию к изучению предмета. Поиск новых форм, методов, средств обучения позволяет педагогу повысить профессиональные компетенции. Одновременно повышая свой авторитет среди обучающихся, коллег, родителей.
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2007. – 85 с.
- Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебное пособие / А.М. Анисимов. – Харьков, ХНАГХ, 2016. –292 с.
3.Белозубов, А.В. Система дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. – СПб., 2017. – 108 с.
- Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы: Высш. образ. в России, № 3, 2014.
- Каратаев, А.А. Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий А.А.Каратаев.
- Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть?
- Щуров, Р. Н. Дистанционные уроки по хореографии: плюсы иминусы //Современные исследования в социально-гуманитарнойсфере: сборник научных трудов по материалам Международнойнаучно-практической конференции 24 сентября 2020г.: Белгород:ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.С.72-74