Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательному развитию Тема: «Безопасная улица»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательному развитию Тема: «Безопасная улица»

май 2023 г.

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое.

Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасному образу жизни, формирование представлений о правилах движения: ребёнок- пассажир, ребёнок- пешеход, ребёнок –водитель.

Задачи:

Обучающая:  дать знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода;
– актуализировать знания детей о правилах безопасного дорожного движения в качестве пассажира;

-актуализировать знания детей о правилах безопасного дорожного движения в качестве водителя детского транспортного средства (велосипеда, самоката, роликовых коньков и пр.).

– сформировать у детей умение ориентироваться в дорожных ситуациях;

-формировать у детей  интерес к устному народному творчеству.

Развивающая: Развивать  познавательный  интерес, мыслительную активность, двигательные навыки.

Воспитательная: Воспитывать  отзывчивость, доброжелательность друг к другу, взаимопомощь  и потребность выполнения правил дорожного движения;

 Речевая. Развитие речевой активности через вопросы, загадки. Учить правильно строить предложение, добиваться полных ответов на поставленный вопрос воспитателя.

Обогащение детского словаря: предупреждающие  знаки, запрещающие информационно-указательные и знаки сервиса.

Оборудование:  картинки с изображением дорожных ситуаций, фишки, дорожные знаки для работы в парах, магнитные смайлики для итога занятия.

 Ход занятия:

Воспитатель:  К нам сегодня на занятие попросился гость, а кто вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Милый мальчик деревянный,
Как солдатик оловянный:
Стойкий, храбрый, непоседа,
Азбуку свою продал

Так и в школу не попал (Буратино)

Он хочет порадовать папу Карло, узнать новое и интересное. Ну- как возьмём на наше занятие Буратино?

Дети: -Да!

Воспитатель:  Мы с вами на следующий год пойдём в школу, а дети в школу ходят самостоятельно. Наше занятие называется «БЕЗОПАСНАЯ УЛИЦА»

По городу, по улице не ходят просто так

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд.

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Скажите, о каких правилах идёт речь в стихотворении?

Дети: Правила, дорожного движения.

Воспитатель: Верно! Ребята, поможем Буратино  разобраться в правилах дорожного движения?

Дети: Поможем.

Мы, сегодня будем играть, отгадывать загадки.

Итак, мы начинаем!
И в путь мы тотчас отправляемся

По главной дороге навстречу мечте,
Только вниманье пригодиться везде.
Вижу, вы все в ожидании
И первое ваше задание!

Задание 1«Отгадай загадку»

  1. Маленькие домики по улицам бегут,
    Взрослых и детишек домики везут. (Автобус)

2.Свет горит, мотор гудит
На колёсах шины
По дороге лихо мчит
Нас в себе …(машины, автомобили)

Воспитатель: Верно. Когда мы едем в автобусе, в машине  мы – кто?

Дети: (Пассажиры)

Воспитатель: Молодцы! Итак, представьте, вы пассажиры! Какие правила пользования общественного транспорта вы знаете? ( Ответы по цепочке)

Дети: В общественном транспорте, пассажиры ведут себя спокойно. Разговаривают тихим голосом. Нельзя кричать, шуметь. Пассажиры должны пройти внутрь салона. Крепко держаться за поручни. Оплачивать за проезд. Уступают место старшим, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми. Нельзя высовываться из окна, пить напитки, кушать сладости и мороженое.

А если ребёнок едет в машине?

Алёша рассказывает стихотворение

И малыш и дошколёнок

Должен знать уже с пелёнок,

Прежде чем пуститься в путь,

Пристегнуться не забудь.

 
Пусть услышит целый мир,

Ребёнок – главный пассажир!

Жизнь его ценна, ты знаешь,

Пристегнёшь – не потеряешь!

Дети: Он должен ехать в кресле пристёгнутый ремнём безопасности.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете правила для пассажиров. А сейчас расскажите Буратино  обязательное правило дорожной безопасности: как нужно обходить стоящий на остановке автобус, троллейбус и трамвай.

Дети: Стоящий на дороге или остановке автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай – спереди.  Если вы забыли, как правильно обходить транспорт нужно   подождать, пока автобус отъедет от остановки.

Воспитатель: Проговариваем чистоговорки

Ди-ди-ди – автобус сзади обходи!

Еди-еди-еди – а трамвай спереди!

 Задание 2:  Выберите картинки которые подойдут к теме РЕБЁНОК –ПАССАЖИР (картинка вывешивается на доску)

Воспитатель:  Выговариваем скороговорку

Сел в машину – не ленись,

Сел в машину пристегнись»

 ФИЗМИНУТКА

Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.

Накачали шину: ш-ш-ш («Насос»),

Завели машину: Р-Р-Р (вращают руками перед грудью), короткий моторчик, а затем длинный моторчик.

Впереди вас ждёт игра,

Не выкрикивай слова,

Руку выше поднимай

И ответ полный давай.

Задание 3Словесная игра «Четвёртый лишний». Воспитатель называет четыре понятия, среди которых есть одно лишнее.

-автобус, грузовик, троллейбус, трамвай (грузовик — это не общественный транспорт);

-самосвал, пожарная машина, дом, грузовик (дом не является участником дорожного движения) .

Синий ,красный, жёлтый, зелёный.( синий- на знак светофора)

-Легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска.

Воспитатель: Вот теперь Буратино будет знать правила пассажиров, и не будет их нарушать.

Воспитатель: Когда мы идём по городу, по улице, по дороге, МЫ –   …..(пешеходы)

Фёдор рассказывает стихотворение

Отгадайте, кто идет?

 Ну конечно, пешеход!

 Пешеходная дорожка

От машин его спасет,

Ведь ходить по той дорожке

Может только пешеход!

Проговаривание  чистоговорок

Ход – ход – ход – пешеходный переход!

Ход – ход – ход – есть  подземный переход!

Задание 4:  Выберите картинки которые подойдут к теме РЕБЁНОК –ПЕШЕХОД.(картинка вывешивается на доску)

Если мы  рассмотрим картинки, мы узнаем, как не должны вести себя дети на  дороге.

Задание 5.Составьте  предложение начиная со слова НЕЛЬЗЯ !

Вика рассказывает стихотворение

По дорогам не катайся,
За машины не цепляйся:
Очень уж опасно
Баловство на трассе!

Катя рассказывает стихотворение

Правила дорожные
Детям знать положено!
И не только твердо знать,
Но еще и соблюдать!
Будешь ты умен и смел,
А еще здоров и цел!

Воспитатель: Мы с вами повторили правила пешеходов, теперь и Буратино будет знать, и выполнять эти правила.

Упражнение для эмоциональной разрядки

  • Нахмуриться, как постовой, который видит нарушителя на дороге ( хмурятся )
  • Улыбнуться, как пешеходы, идущие друг другу навстречу ( улыбаются )
  • Устать, как автомобиль, который везёт тяжёлый груз ( опускают руки и голову вниз)
  • Отдохнуть, как дети, которые вернулись с прогулки домой (прыгают, подняв руки вверх)

Задание 6«Отгадай загадку»

Вот так чудо – чудеса.

Два подвижных колеса!

Есть педали под ногами,

Есть седло на жесткой раме.

Я педалями кручу.

Еду я куда хочу! (Велосипед)

Воспитатель: Ребята если вы сели на велосипед, как вы будете называться?

Дети: водителями

Воспитатель:  Правильно.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о велосипеде, о правилах езды на нем, поможем друг другу найти ответы на неизвестные вопросы, вспомним дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.

Воспитатель: А знаете вы, что для езды на велосипеде надо знать правила? (Ответы детей) Давайте вместе с вами вспомним правила езды на велосипеде, ведь почти каждый из вас имеет велосипед.

Правила езды на велосипеде.

-По улицам города и дорогам разрешается ездить на велосипеде с 14 лет.

-ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах);

-Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых;

-Переходить пешеходный переход  – пешком, не на велосипеде.

Велосипедисту запрещается:

– Ездить без шлема.

– Перевозить пассажиров на раме или руле.  

 – Для езды в ночное время у велосипеда должна быть спереди фара, а сзади – светоотражающее устройство.

– Ездить против потока.

– Цепляться за проезжающий мимо транспорт.

Задание 7: Выберите картинки которые подойдут к теме РЕБЁНОК – ВОДИТЕЛЬ (картинка вывешивается на доску)

Воспитатель: Теперь  Буратино будет знать как ведут себя на улице дети – водители.

Упражнение для эмоциональной разрядки

Как живёшь?

Вот так! (большой палец вверх, остальные в кулак)

Как идёшь?

Вот так!  (маршируют)

Как сидишь?

Вот так!  (ровно садятся, руки сложены друг на дружку)

Как молчишь?

Вот так!   (указательный пальчик  к губам)

Задание 8:

Воспитатель: Что нужно знать водителям,  чтобы не нарушать правила дорожного движения?

Дети: Водитель должен знать дорожные  знаки.

Воспитатель: Какие бывают знаки?

Предупреждающие  знаки (форма треугольника, поле белое с красной каймой

Запрещающие (форма круга, цвет поля белый с красной каймой по окружности

Информационно-указательные и знаки сервиса, (форма четырехугольника, поле синее )

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой это знак? »

  1. Воспитатель: Я хочу перейти дорогу:

Какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода? 

(Пешеходный переход) 

  1. Воспитатель: Дети поехали отдыхать за город.

Какой знак мы должны взять с собой? 

(Осторожно, дети) 

  1. Воспитатель: Если нам нужно заправить автомобиль:

Какой знак нам поможет

(Заправочная станция) 

  1. Воспитатель: Нам нужно сесть в автобус, по какому знаку мы узнаем?

 (Остановка общественного транспорта – автобуса) 

  1. Воспитатель: Если мы отправимся кататься на велосипеде или самокате? Какой знак нам нужен? (Велосипедная дорожка)

Пословица:

Тише едешь – дальше будешь.

ВСЕ  хором:
Все правила, дорожные мы будем твёрдо знать

И правила дорожные не будем нарушать

Воспитатель: Я вам предлагаю  взять  смайлик и отметить,

Какое правило вы запомнили, и будете выполнять на картинках, которые в ходе занятия мы разместили на доску.

Дети: (отмечают смайликом на доске)

Воспитатель: Мне с вами было интересно, вы молодцы, что помогли Буратино.

Буратино, ты можешь  безопасно ходить в школу, и не огорчать папу Карла.