Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательному развитию Тема: «Безопасная улица»
май 2023 г.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое.
Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасному образу жизни, формирование представлений о правилах движения: ребёнок- пассажир, ребёнок- пешеход, ребёнок –водитель.
Задачи:
Обучающая: дать знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода;
– актуализировать знания детей о правилах безопасного дорожного движения в качестве пассажира;
-актуализировать знания детей о правилах безопасного дорожного движения в качестве водителя детского транспортного средства (велосипеда, самоката, роликовых коньков и пр.).
– сформировать у детей умение ориентироваться в дорожных ситуациях;
-формировать у детей интерес к устному народному творчеству.
Развивающая: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, двигательные навыки.
Воспитательная: Воспитывать отзывчивость, доброжелательность друг к другу, взаимопомощь и потребность выполнения правил дорожного движения;
Речевая. Развитие речевой активности через вопросы, загадки. Учить правильно строить предложение, добиваться полных ответов на поставленный вопрос воспитателя.
Обогащение детского словаря: предупреждающие знаки, запрещающие информационно-указательные и знаки сервиса.
Оборудование: картинки с изображением дорожных ситуаций, фишки, дорожные знаки для работы в парах, магнитные смайлики для итога занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: К нам сегодня на занятие попросился гость, а кто вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Милый мальчик деревянный,
Как солдатик оловянный:
Стойкий, храбрый, непоседа,
Азбуку свою продал
Так и в школу не попал (Буратино)
Он хочет порадовать папу Карло, узнать новое и интересное. Ну- как возьмём на наше занятие Буратино?
Дети: -Да!
Воспитатель: Мы с вами на следующий год пойдём в школу, а дети в школу ходят самостоятельно. Наше занятие называется «БЕЗОПАСНАЯ УЛИЦА»
По городу, по улице не ходят просто так
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд.
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Скажите, о каких правилах идёт речь в стихотворении?
Дети: Правила, дорожного движения.
Воспитатель: Верно! Ребята, поможем Буратино разобраться в правилах дорожного движения?
Дети: Поможем.
Мы, сегодня будем играть, отгадывать загадки.
Итак, мы начинаем!
И в путь мы тотчас отправляемся
По главной дороге навстречу мечте,
Только вниманье пригодиться везде.
Вижу, вы все в ожидании
И первое ваше задание!
Задание 1: «Отгадай загадку»
- Маленькие домики по улицам бегут,
Взрослых и детишек домики везут. (Автобус)
2.Свет горит, мотор гудит
На колёсах шины
По дороге лихо мчит
Нас в себе …(машины, автомобили)
Воспитатель: Верно. Когда мы едем в автобусе, в машине мы – кто?
Дети: (Пассажиры)
Воспитатель: Молодцы! Итак, представьте, вы пассажиры! Какие правила пользования общественного транспорта вы знаете? ( Ответы по цепочке)
Дети: В общественном транспорте, пассажиры ведут себя спокойно. Разговаривают тихим голосом. Нельзя кричать, шуметь. Пассажиры должны пройти внутрь салона. Крепко держаться за поручни. Оплачивать за проезд. Уступают место старшим, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми. Нельзя высовываться из окна, пить напитки, кушать сладости и мороженое.
А если ребёнок едет в машине?
Алёша рассказывает стихотворение
И малыш и дошколёнок Должен знать уже с пелёнок, Прежде чем пуститься в путь, Пристегнуться не забудь. |
|
Пусть услышит целый мир,
Ребёнок – главный пассажир! Жизнь его ценна, ты знаешь, Пристегнёшь – не потеряешь! |
Дети: Он должен ехать в кресле пристёгнутый ремнём безопасности.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете правила для пассажиров. А сейчас расскажите Буратино обязательное правило дорожной безопасности: как нужно обходить стоящий на остановке автобус, троллейбус и трамвай.
Дети: Стоящий на дороге или остановке автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай – спереди. Если вы забыли, как правильно обходить транспорт нужно подождать, пока автобус отъедет от остановки.
Воспитатель: Проговариваем чистоговорки
Ди-ди-ди – автобус сзади обходи!
Еди-еди-еди – а трамвай спереди!
Задание 2: Выберите картинки которые подойдут к теме РЕБЁНОК –ПАССАЖИР (картинка вывешивается на доску)
Воспитатель: Выговариваем скороговорку
Сел в машину – не ленись,
Сел в машину пристегнись»
ФИЗМИНУТКА
Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Накачали шину: ш-ш-ш («Насос»),
Завели машину: Р-Р-Р (вращают руками перед грудью), короткий моторчик, а затем длинный моторчик.
Впереди вас ждёт игра,
Не выкрикивай слова,
Руку выше поднимай
И ответ полный давай.
Задание 3: Словесная игра «Четвёртый лишний». Воспитатель называет четыре понятия, среди которых есть одно лишнее.
-автобус, грузовик, троллейбус, трамвай (грузовик — это не общественный транспорт);
-самосвал, пожарная машина, дом, грузовик (дом не является участником дорожного движения) .
– Синий ,красный, жёлтый, зелёный.( синий- на знак светофора)
-Легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска.
Воспитатель: Вот теперь Буратино будет знать правила пассажиров, и не будет их нарушать.
Воспитатель: Когда мы идём по городу, по улице, по дороге, МЫ – …..(пешеходы)
Фёдор рассказывает стихотворение
Отгадайте, кто идет?
Ну конечно, пешеход!
Пешеходная дорожка
От машин его спасет,
Ведь ходить по той дорожке
Может только пешеход!
Проговаривание чистоговорок
Ход – ход – ход – пешеходный переход!
Ход – ход – ход – есть подземный переход!
Задание 4: Выберите картинки которые подойдут к теме РЕБЁНОК –ПЕШЕХОД.(картинка вывешивается на доску)
Если мы рассмотрим картинки, мы узнаем, как не должны вести себя дети на дороге.
Задание 5.Составьте предложение начиная со слова НЕЛЬЗЯ !
Вика рассказывает стихотворение
По дорогам не катайся,
За машины не цепляйся:
Очень уж опасно
Баловство на трассе!
Катя рассказывает стихотворение
Правила дорожные
Детям знать положено!
И не только твердо знать,
Но еще и соблюдать!
Будешь ты умен и смел,
А еще здоров и цел!
Воспитатель: Мы с вами повторили правила пешеходов, теперь и Буратино будет знать, и выполнять эти правила.
Упражнение для эмоциональной разрядки
- Нахмуриться, как постовой, который видит нарушителя на дороге ( хмурятся )
- Улыбнуться, как пешеходы, идущие друг другу навстречу ( улыбаются )
- Устать, как автомобиль, который везёт тяжёлый груз ( опускают руки и голову вниз)
- Отдохнуть, как дети, которые вернулись с прогулки домой (прыгают, подняв руки вверх)
Задание 6: «Отгадай загадку»
Вот так чудо – чудеса.
Два подвижных колеса!
Есть педали под ногами,
Есть седло на жесткой раме.
Я педалями кручу.
Еду я куда хочу! (Велосипед)
Воспитатель: Ребята если вы сели на велосипед, как вы будете называться?
Дети: водителями
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о велосипеде, о правилах езды на нем, поможем друг другу найти ответы на неизвестные вопросы, вспомним дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.
Воспитатель: А знаете вы, что для езды на велосипеде надо знать правила? (Ответы детей) Давайте вместе с вами вспомним правила езды на велосипеде, ведь почти каждый из вас имеет велосипед.
Правила езды на велосипеде.
-По улицам города и дорогам разрешается ездить на велосипеде с 14 лет.
-ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах);
-Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых;
-Переходить пешеходный переход – пешком, не на велосипеде.
Велосипедисту запрещается:
– Ездить без шлема.
– Перевозить пассажиров на раме или руле.
– Для езды в ночное время у велосипеда должна быть спереди фара, а сзади – светоотражающее устройство.
– Ездить против потока.
– Цепляться за проезжающий мимо транспорт.
Задание 7: Выберите картинки которые подойдут к теме РЕБЁНОК – ВОДИТЕЛЬ (картинка вывешивается на доску)
Воспитатель: Теперь Буратино будет знать как ведут себя на улице дети – водители.
Упражнение для эмоциональной разрядки
Как живёшь?
Вот так! (большой палец вверх, остальные в кулак)
Как идёшь?
Вот так! (маршируют)
Как сидишь?
Вот так! (ровно садятся, руки сложены друг на дружку)
Как молчишь?
Вот так! (указательный пальчик к губам)
Задание 8:
Воспитатель: Что нужно знать водителям, чтобы не нарушать правила дорожного движения?
Дети: Водитель должен знать дорожные знаки.
Воспитатель: Какие бывают знаки?
Предупреждающие знаки (форма треугольника, поле белое с красной каймой
Запрещающие (форма круга, цвет поля белый с красной каймой по окружности
Информационно-указательные и знаки сервиса, (форма четырехугольника, поле синее )
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой это знак? »
- Воспитатель: Я хочу перейти дорогу:
Какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?
(Пешеходный переход)
- Воспитатель: Дети поехали отдыхать за город.
Какой знак мы должны взять с собой?
(Осторожно, дети)
- Воспитатель: Если нам нужно заправить автомобиль:
Какой знак нам поможет
(Заправочная станция)
- Воспитатель: Нам нужно сесть в автобус, по какому знаку мы узнаем?
(Остановка общественного транспорта – автобуса)
- Воспитатель: Если мы отправимся кататься на велосипеде или самокате? Какой знак нам нужен? (Велосипедная дорожка)
Пословица:
Тише едешь – дальше будешь.
ВСЕ хором:
Все правила, дорожные мы будем твёрдо знать
И правила дорожные не будем нарушать
Воспитатель: Я вам предлагаю взять смайлик и отметить,
Какое правило вы запомнили, и будете выполнять на картинках, которые в ходе занятия мы разместили на доску.
Дети: (отмечают смайликом на доске)
Воспитатель: Мне с вами было интересно, вы молодцы, что помогли Буратино.
Буратино, ты можешь безопасно ходить в школу, и не огорчать папу Карла.