«Технологическое предпринимательство как способ формирования финансовой грамотности у обучающихся»

«Технологическое предпринимательство как способ формирования финансовой грамотности у обучающихся»

07.06.2022

Автор: Учитель экономики – Ивлева Марина Сергеевна

МАОУ ЦО «Развитие»

Скачать материал: «Технологическое предпринимательство как способ формирования финансовой грамотности у обучающихся»

_________________________________-

Когда ставится перед собой цель научить старшеклассников решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это можно как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнуться уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми они сталкиваются уже сейчас.

Как именно организовать учебную деятельность в школе? Во-первых,  необходимо отталкиваться от системно-деятельностного подхода к обучению, а во вторых опираться на положения теории развивающего обучения В. В. Давыдова про усвоение школьниками теоретических знаний и соответствующих им умений при решении учебных задач, введение детей в ситуацию учебных задач и организация коллективно-учебной деятельности и создание условий для постепенного ее превращения в индивидуальную.

В наше время вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.  В результате, многие семьи не владеют базовыми знаниями об институтах и инструментах финансового рынка, не могут обеспечить личную финансовую устойчивость особенно в периоды экономических кризисов. Дефицит финансовой грамотности не позволяет большинству российских граждан рационально распоряжаться своими доходами, вести личный семейный бюджет, правильно оценивать возможные финансовые риски.

Курсы финансовой грамотности возможно проводить на всех уровнях общего и среднего специального образования, в рамках урочной деятельности как самостоятельный или интегрированный предмет, в рамках внеурочной деятельности как общеразвивающий элективный курс или кружок.

Одним из ключевых направлений решения задачи по повышению уровня предпринимательской активности в целом, и активности в выскотехнологичных отраслях, в частности, должно стать развитие предпринимательского образования среди школьников, что предполагает финансовую грамотность. Как показывают международные исследования в области предпринимательского образования, программы по предпринимательскому образованию вносят существенный вклад в развитие детей, обеспечивая:

 – Развитие навыков XXI века (soft skills) – способность к самостоятельному принятию решений, адаптивность к меняющейся ситуации внешней среды, способность ставить перед собой цели и добиваться их достижения.

– Профориентация и профессиональное самоопределение: помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии и получение первичного опыта в высокотехнологичных сферах деятельности.

    Обучение предпринимательству помогает школьникам определиться со своей будущей профессией, даже если она на прямую не связана с предпринимательством. Это происходит в результате того, что в рамках запуска школьных предпринимательских проектов дети знакомятся с различными сферами деятельность: продажей, рекламой, производством продукта, дизайном и другими.

С 2020 года на базе нашего Центра образования «Развития» в старших классах введен урок технопредпринимательство, включающий в себя подготовку школьников к существующим экономическим условиям. С каждым годом этот урок добавляется в образовательную программу все новых и новых классов, так, например, уже с 2021 году он добавился в профильный 5 класс. Данное решение было не случайным, его предзнаменовало огромное количество различного уровня конкурсов по предпринимательству и экономики, в которых принимали участие дети старшего звена и показывали там высокие результаты.

Целью внедрения технологического предпринимательства в образовательный процесс служит формирования финансовой грамотности у обучающихся. Программа может иметь положительный эффект за счет выполнения определенных задач, таких как активизация мыслительной деятельности обучающихся, формирование умений, необходимых для проектирования, формирование представления о технологическом предпринимательстве. Необходимо развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор обучающихся. Развитие коммуникативной компетенции в сотрудничестве является одной из основных задач предпринимательского курса. В результате реализуемой программы обучающиеся буду иметь представление об особенностях деятельности технопредпринимателей и их роли в создании высокотехнологичных производств и продуктов. Так же приобретут опыт определения целевой аудитории и ценностного предложения предпринимательского проекта, научатся проводить оценку конкурентных преимуществ продукта и научатся формировать цены продукта.

     С 2019 года в МАОУ ЦО «Развитие» создана и развивается экосистема сетевого взаимодействия с образовательными организациями города. Это учреждения системы дополнительного образования, колледжи и ВУЗы.

      Экосистема сетевого взаимодействия построена на тернарной модели обучения.  Это такой вид обучения, при котором общеобразовательная подготовка школьников осуществляется на базе школы, проектная и исследовательская деятельность обучающихся организуется с привлечением специалистов, либо на базе учреждений высшего профессионального образования, либо учреждений СПО, а практические навыки формируются на базе высокотехнологичных предприятий.

     После открытия профильных классов в центре образования, а именно социально-экономического – учебный план ориентирует на профессию, связанную с социальной сферой, финансами и экономикой, обработкой информации, управление, маркетинг.

Для более активной проектной деятельности в сфере предпринимательство с 2019 года функционирует «Центр предпринимательство» как отдельная структура образовательного учреждения. Задачами центра являются развитие компетентностей, мобильности учащихся в рамках начальной предпринимательской деятельности; развитие инновационного и проектного мышления в молодежной среде; возможность образовательных, социальных и профессиональных проб молодежи в перспективных сферах деятельности, а также существует задача формирование финансовой грамотности у обучающихся путем технологического предпринимательства.

«Центр предпринимательства» ведет активную работу по самоопределению школьников. Оказывает помощь в совершении обоснованного профессионального выбора, формировании чувств уверенности в правильности выбора жизненного пути. Все приобретаемые детьми навыки, опыт и знания, способствуют формированию финансовой грамотности.  Через создание технологического продукта, нового изобретения и вывода его на рынок с целью продать, ребенок изучает целый блок предпринимательской деятельности, учится планировать свои финансовые расходы, минимизировать издержки, максимизировать прибыль, определять целевую аудиторию и учится общаться с людьми, находить новых клиентов, изучать микро и макро – экономику и многое другое.

По результатам участия в образовательных программах школьники не только делают свой учебный проект, но и в отдельных случаях запускают реальные бизнесы. Процент детей, запустивших собственный бизнес в школе или после её окончания, выше среди выпускников программ по предпринимательству, чем среди детей, не прошедших такое обучение.

Поскольку программы по предпринимательству позволяют школьникам применить полученные знания на практике в рамках запуска собственных проектов (например, математика при расчёте финансового плана проекта), это позволяет оценить значимость теоретических знаний для их будущей жизни. В результате наблюдается рост интереса к изучению базовых дисциплин общеобразовательной программы.

Как следует из вышеприведенного описания, предпринимательское   образование для школьников вносит вклад в личностное развитие детей, а также обеспечивает раннюю профориентацию, в том числе выбор школьниками в качестве будущего карьерного пути предпринимательство, создавая таким образом условия для развития кадрового потенциала данной сферы.

Говоря про предпринимательское образование, мы несомненно подразумеваем такие навыки как – умение рационально распоряжаться своими накоплениями, смело принимать решения, делать наиболее прибыльные банковские вложения, используя знания о процентных ставках и временных возможностях вклада и другие экономические штучки – все это, бесспорно, и есть базовые знания финансовой грамотности.