Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения» Хугаева А.В.

Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

24.12.2020 г. Автор: Учитель-логопед Хугаева Алана Вячеславовна, МБДОО «Детский сад №177 «Золотой ключик»

Скачать материал: Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Цель: Повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с результатами диагностики речи детей;
  2. Познакомить с направлениями работы логопеда в детском саду;
  3. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, правилами проведения в домашних условиях;
  4. Закрепить практические навыки выполнения;
  5. Рассказать о способах как привлечь ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики.

Организация: сидя за столами, полукругом, перед логопедом

Оборудование:

– бумага для записей, ручки;

– зеркало;

– памятки для родителей;

– презентация.

Ход встречи:

 Логопед:

Добрый день, Уважаемые родители! Я Ольга Владимировна (будущий учитель-логопед). Сегодня  хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей, о важности проведения артикуляционной гимнастике. Поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие Вас вопросы.

Работа в логопедической группе делится на III периода в зависимости от времени и коррекционных задач. Главная задача  I  периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводится с каждым ребенком отдельно, данные заносятся в речевые карты детей. Ознакомиться с ними можно в индивидуальном порядке.

II период – автоматизация звуков и III закрепление и повторение усвоенного.

В логопедических группах проводиться специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать

на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи (умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы);
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением.

Вся перечисленная работа проводиться в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Необходимо вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. В игре может присутствовать элемент соревнования, использование наград за успешное выполнение упражнений. Для красочного оформления занятия могут использоваться картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка Приключение Язычка»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

 Сказка «Приключение Язычка»

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его)

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он. (Тянуть губы вперед «хоботком»)

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть. (Вращать вытянутыми губами по кругу)

Улыбнулись нам подружки —

Большеротые лягушки. (Широко улыбаться, растягивая губы)

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею. (Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться

высунутым языком к носу)

Зебры — резвые лошадки – Бойко скачут по площадке. (Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку)

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко. (Держать рот широко открытым, улыбаться.

Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку)

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской. (Рот открыть и не закрывать. Проводить

широким языком по нёбу вперед-назад)

Посмотри: хамелеон.

Хвост закручивает он. (Рот широко открыть. Поднять язык за верхние

зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами)

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой. (Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.)

Спину выгнула дугой.

Язычок, скорей домой! (Спрятать язык. Закрыть рот).

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками – символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

– Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

– Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

– Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

– Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

– К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

– В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

– Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

– Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

«Лягушечка – Хоботок»

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой получится хоботок, как у слоненка.

«Заборчик»

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

«Лопаточка – Иголочка»

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

«Качели»

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

«Часики»

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

«Горка»

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

«Чашечка»

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

«Вкусное варенье»

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху – вниз.

Рекомендации для родителей по формированию у детей правильного звукопроизношения:

 Заметив, что малыш не произносит какой-либо звук, надо подобрать такую игру, в которой ему вместе с взрослым пришлось бы много раз слышать и произносить этот звук. Конечно, не следует ребёнку 3-4 летнего возраста говорить, что вы будите учить его этому звуку.

Например, ребёнку, плохо произносящему звук [з], можно рассказать сказку о медведе, забравшемся в улей. Хорошо при этом показать подходящую картинку: Когда медведь начал есть мёд, пчёлы зажужжали «з-з-з» и стали жалить его. Медведь побежал, отбиваясь от пчёл лапами, а пчёлы летели за ним и жужжали: «з-з-з». После рассказа надо предложить ребёнку перед зеркалом вместе с взрослым пожужжать, пусть ребёнок увидит артикуляцию звука [з], а потом поиграть с ним в медведя (взрослый) и пчелу (ребёнок).

При искажении звука [к] можно поиграть в «кукушку» – «ку-ку-ку»; звука [р] – в «аэроплан» – «р-р-р»; звука [ж] – в «жуки»; -«ж-ж-ж» и т.п.

Не следует приходить в чрезмерный восторг, если ребёнок начал очень рано говорить, притом довольно чисто, тем более принуждать его слишком много рассказывать, часто повторять стихи, сказки, так как ребёнок может «потерять»; из- за переутомления речевых аппаратов на довольно длительное время некоторые звуки, а то и вообще перестанет говорить, или начнёт заикаться.

Ещё до анализов звуков речи следует приучать ребёнка уже на 3 году жизни по слуху различать звуки (карканье вороны, пение петуха, вой ветра, шум поезда, гудки парохода, мычание коровы и т.д.). Можно проводить и такую игру: позвонить в колокольчик, дудочку, а затем, попросив отвернуться, повторить один из этих звуков и предложить ему отгадать, что звучит. Можно приучить, таким образом, различать стук по столу или шкафу, оконному стелу и т.п. Подобные игры одновременно развивают и слуховое внимание, что очень полезно как для речевого анализа, так и для развития слуха, а значит, и для выразительности речи.

 Развитие дыхания и голоса

Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно (в зависимости от возраста от 2до 6 минут) следующие игры:

– Дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, кораблики; играть на детских духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках);

– Дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, на лёгких бумажных разноцветных птичек;

– Сдувать со стола, с руки снежные (бумажные), пушинки и т.п.

– Надувать резиновые игрушки (пузыри, уток, крокодилов и т.п.);

– Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю, и т.п.;

– Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один, два», далее «один, два, три» и т.д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём.

Читая детям сказку, стихи, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4 лет, 4-6- для старших) не торопясь, вдыхать через рот. Ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.

Ребёнок, подражая взрослым, вместе с ними поёт песенки, декламирует стихи с соблюдением правильного дыхания (перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения).

Решающую роль в формировании правильной речи ребёнка играет речь окружающих его людей. Взрослые должны говорить с ребёнком простым, понятным языком, правильно, чётко произнося каждый звук, правильно ставя ударение. Следует подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно (подчёркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства), приятным, мелодичным, голосом.

Голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жёсткими. Это, конечно, является вредным примером для ребёнка, не говоря уже о травмирующем действии такой речи на его психику.

Нельзя допускать, чтобы ребёнок прерывал говорящего. Это не только вредит воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит чёткости и тону речи.

Надо избегать в разговоре с ребёнком или при нём употребление грубых слов, ненужного употребления уменьшительных и ласкательных суффиксов («ладненько», «чудьненько», «приветик»), а также некстати повторяемых звуков и слов («э-э», «значит», «понимаешь», «так сказать», «видите ли»), жаргонных выражений («железно», «мощно»).

С ребёнком надо говорить в меру громко, но не крикливо, отчётливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками. Впервые произнося незнакомые ребёнку слова, необходимо чётко повторять в разных комбинациях и с разными чувствами.

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, служит активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка.

В заключении хочу отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

 Всем спасибо за внимание!

Памятка родителей

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционнойпозы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастикинадо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастикидолжны находиться перед настенным зеркалом.
  8. Начинать гимнастикулучше с упражнений для губ.