Проект “Волшебница вода” Карелина Аксинья МДОУ ДС №58 «ЩЕЛКУНЧИК» г.о. Клин, Московской области.

Проект “Волшебница вода” Карелина Аксинья

Творческий конкурс “Экология глазами детей”

ПРОЕКТ

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

МДОУ ДС №58 «ЩЕЛКУНЧИК» г.о. Клин, Московской области

Воспитатель Девятайкина Елена Викторовна

Полная версия проекта – скачать ПРОЕКТ “Волшебница вода” Карелина Аксинья

ПРОЕКТ

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Актуальность проекта

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Волшебница вода» для детей среднего дошкольного возраста.

Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода – необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека.  К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды,  с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности

Полное название проекта: «Волшебница вода»

Тип проекта: исследовательско – поисковый.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Срок реализации – 3 недели; с 1 сентября по 22 сентября.

Продолжительность проекта – краткосрочный.

 Цель проекта: формировать представление детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Развивающие:

  • развитие любознательности и познавательной активности;
  • Привитие первоначальных навыков исследовательской деятельности.

Образовательные:

  • формирование представлений детей о природном объекте воде;
  • формирование познавательного интереса;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование некоторых обследовательских действий.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к воде;
  • привнесение результатов работы вгруппе в домашние условия.

Для родителей:

  • Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
  • Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

 

Для воспитателей:

  • Продолжать осваивать метод проектирования; метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольников.

ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА, ПОЛУЧЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЕКТА

Выставка детских рисунков и рисунков родителей по теме: «Волшебница вода». 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА

НОД «Познавательное развитие» на тему: «Волшебница вода» 

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

  • Иллюстрации фотографии по теме «Вода»
  • Уголок экспериментальной деятельности «Малыш – исследователь»
  • Методическая литература: О.В. Дыбина «Неизведонное рядом», Н.А. Рыжова «Наш дом – природа», Г.В. Тугушева «Экспериментальная деятельность с детьми среднего возраста»
  • Видеозаписи «Вода в природе»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей:

  • Дети узнают о свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д.
  • О роли воды в жизни человека и живых организмов.
  • Узнают, что такое – круговорот  воды в природе.
  • Узнают о том, что воду загрязняют,  мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  • Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
  • Дети будут бережно относиться к воде.

ПОЭТАПНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.Подготовительный этап:

  • Определение направленности проекта, целей и задач;
  • Создание опытно- экспериментальной лаборатории в группе;
  • Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой.

2.Основной этап:

Направление деятельности Содержание деятельности Деятельность детей
Беседы, рассказы ·       Что мы знаем о воде

·       Важность воды для всех живых организмов

·       Что такое осадки

·       Водоемы

·       Бережем воду вместе

·       Интересные факты о воде

Рассказы детей о том, что узнали и кто им об этом рассказал.
Опытно-экспериментальная деятельность Опыты:

·       Вода это жидкость

·       Очищение воды

·       Вода меняет цвет

·       Вода- растворитель

·       Мыльные пузыри

·       Плавает-тонет

Узнать о воде и ее значении в жизни людей, животных, птиц, растений.
Познавательная деятельность ·       Просмотр презентация для детей «Волшебница вода» Рассказ о воде
Художественное творчество ·       Аппликация «Живые облака»
Лепка «Наш аквариум»
Участие детей в выполнение рисунка вместе с родителями
Чтение художественной литературы ·       Королева- вода(экологическая сказка)Н.А.Рыжова
Загадки, пословицы и поговорки о воде
«Весенние воды» Ф.И.Тютчев

·       «Дождик» З.Н.Александрова

Разучивание песенок, стихотворений о воде.
Игровая деятельность Подвижные игры:

«Ручеек»
«Краски и щука»
«Море волнуется раз»

Дидактические игры:
«Собери картинку»

«Доскажи словечко»
«Кому нужна вода, а кому полянка»

Участие детей в играх
Работа с родителями ·       Устная консультация для родителей «Рекомендации по ознакомлению детей с водой, посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах».

·       Наглядная консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).

Беседа о воде.


3.Заключительный этап:

  • Выявить знания детей о воде как источнике всего живого.
  • Отражать знания в сказках собственного сочинения.
  • Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.

 

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО ОКОНЧАНИИ ПРОЕКТА:

1.У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.

2.У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).

  1. У детей сформировались знания о бережном отношении к воде и водоемам.

4.Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

  1. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  3. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение: Учеб. Лит. 1996.
  4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  5. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012
  6. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
  8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  9. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ

Опыт № 1. «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.                                                                        Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.                                                                                                                                      Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.                                                                                                                   Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт № 3. «Играем с красками».

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

Ход:

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные,

Синие, зелёные – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт № 4. «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

Опыт № 5. «Ходит капелька по кругу».

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)

Опыт № 6. «Тёплая и холодная вода».

Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал: Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод: Вода – добрый помощник человека.

 

Опыт № 7. «Когда льётся, когда капает?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

 

Опыт № 8. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Ход: Какую песенку поёт вода? (Буль, буль, буль).

Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

 

Опыт № 9. «Что бывает с паром при охлаждении?».

Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

 

Опыт № 10. «Куда делась вода?».

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).