Проект социальной адаптации воспитанников «Я САМ!»
Автор: Степанова Татьяна Вениаминовна
Должность: Воспитатель 1 КК
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом»
Концепция проекта.
От выпускников учреждений, в том числе и детского дома, ожидается успешное и быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.
Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение.
Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам детских домов, так как они обладают низкой социальной компетентностью.
В современной России уделяется серьезное внимание детям, находящимся в трудной жизненной ситуации — воспитанникам детских домов. В этой сфере действуют различные государственные и общественные организации, которые пытаются улучшить жизнь этих детей. Но вопросы методологического, педагогического и методического обеспечения данной деятельности по-прежнему нуждаются в глубокой проработке.
По этой причине и появился Проект социальной адаптации воспитанников детского дома «Я САМ!», который разработан и реализовывается благодаря финансовой поддержке Попечительского совета.
Проект «Я САМ» развивает компетенции, необходимые для более эффективной социализации и приобретения опыта жизни в обществе, предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать ежедневный, ежемесячный, ежегодный бюджет будущей семьи.
Цели и задачи Проекта:
Цель: разработка конкретных механизмов по формированию финансовой компетентности, содействию успешной социальной адаптации и самореализации будущих выпускников, совершенствуя навыки управления такими ресурсами, как время, деньги, знания и умения.
Задачи:
- повышение мотивации к приобретению социальной компетенции;
- формирование представлений о том, что такое семейный бюджет и из чего он складывается;
- приобретение знаний, умений, навыков по рациональному расходованию денежных средств;
- совершенствование практических навыков планирования сбалансированного бюджет;
- подготовка воспитанника к взрослой жизни, обучая ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
- создание в каждой семье своих традиций, своего уклада жизни;
Целевая аудитория Проекта: воспитанники детского дома.
Основное направление Проекта: «Семейный бюджет»
Участники Проекта:
Попечительский совет
ГБУ «Лениногорский детский дом»
Сроки реализации Проекта:
I этап: (июнь 2019г – август 2019г) Выработка стратегии, первоначальные итоги реализации Проекта
II этап: (сроком не ограничивается) Внедрение результатов, плановая работа
Ресурсы Проекта:
- Организационные (создание социальной сети)
- Административные (поддержка и содействие со стороны членов Попечительского совета и администрации Детского дома)
- Информационные (интернет – сопровождение и т.д.)
- Финансовые (конкретные мероприятия)
Деятельность в рамках Проекта:
- Специально организованные занятия:
- лекции,
- семинары,
- дискуссии,
- деловые игры,
- устный журнал,
- круглый стол,
- решение тестов, задач, проблемных ситуаций,
- сочинения на заданную тему,
- оформление семейных альбомов, генеалогического дерева,
- практические занятия: рациональная реализация денежных средств, приготовление несложных блюд и т.п.
- Семейные походы и экскурсии.
- Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.
- Семейные вечера на выбранную тему.
- Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, дни рождения и т.д.).
- Выездные трудовые десанты в ДОЛ «Родничок».
- Уход за огородом в летнее время.
- Анкеты, тесты и т.д.
Ожидаемые результаты Проекта:
В результате изучения курса воспитанник должен знать и понимать:
- понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета;
- структуру денежной массы;
- возможные нормы сбережения;
- способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
- различные виды страхования;
- виды финансовых рисков;
- способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
В результате изучения курса воспитанник должен уметь использовать в практической деятельности:
- умения планировать свой семейный бюджет;
- умения распоряжаться определённой суммой наличных средств (денег) на примере личного и семейного «расходного» и «доходного» бюджета;
- умения предвидеть последствия разных своих поступков;
- умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
- умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.
Тематический план
№
п\п |
Тема занятия | Форма занятия | Кол-во
часов |
1. Источники денежных средств | 3 | ||
1.1 | Доход семьи и его составляющие | Лекция, практикум | 1 |
1.2 | Зарплата как источник дохода | Лекция, практикум | 1 |
1.3 | Дополнительная прибыль в семейную копилку | Вечер вопросов-ответов | 1 |
2. Контроль семейных расходов | 2 | ||
2.1 | Структура семейных расходов | Лекция, практикум | 1 |
2.2 | Контроль семейных расходов | Лекция, практикум | 1 |
2.3 | Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь родственникам). | Решение ситуативных задач
|
1 |
3. Построение семейного бюджета | 2 | ||
3.1 | Что такое семейный бюджет:
· деньги и их функция; · экономика семейного бюджета. |
Лекция, практикум | 1 |
3.2 | Кто и как должен распределять деньги в семье. | Круглый стол | 1 |
4. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи | 4 | ||
4.1 | Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. | Лекция, практикум | 2 |
4.2 | Исполнение финансового плана семьи | Лекция, практикум | 1 |
4.3 | Сбережения. Виды вкладов. Кредит. | Экскурсия в банк | 1 |
5. Практические занятия | 5 | ||
5.1 | Составление конвертов потребностей | Практикум | 1 |
5.2 | Разработка плана ежедневного и ежемесячного расхода денежных средств | Практикум | 1 |
5.3 | Рациональное использование карманных денег | Практикум | 1 |
5.4 | Сколько стоит один день моего проживания в детском доме | Практикум | 1 |
5.5 | Планирование крупных покупок | Практикум | 1 |
Материалы для скачивания:
Скачать – Проект социальной адаптации “Я Сам!”