Проект социальной адаптации воспитанников «Я САМ!»

Проект социальной адаптации воспитанников «Я САМ!»

Автор: Степанова Татьяна Вениаминовна

Должность: Воспитатель 1 КК

Образовательное учреждение: Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом»

 

Концепция проекта.

 

От выпускников  учреждений, в том числе и детского дома, ожидается успешное и быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.

Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. 

Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам детских домов, так как они обладают низкой социальной компетентностью.

В современной России уделяется серьезное внимание детям, находящимся в трудной жизненной ситуации — воспитанникам детских домов. В этой сфере действуют различные государственные и общественные организации, которые пытаются улучшить жизнь этих детей. Но вопросы методологического, педагогического и методического обеспечения данной деятельности по-прежнему нуждаются в глубокой проработке.

По этой причине и появился  Проект социальной адаптации воспитанников  детского дома «Я САМ!», который разработан и реализовывается благодаря финансовой поддержке   Попечительского совета.

 Проект «Я САМ» развивает компетенции, необходимые для более эффективной  социализации и приобретения опыта жизни в обществе, предполагает        формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги;  что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как  правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать ежедневный, ежемесячный, ежегодный  бюджет будущей семьи.

 

Цели и задачи Проекта:

Цель:  разработка конкретных механизмов по формированию финансовой компетентности, содействию  успешной социальной адаптации и самореализации будущих выпускников,     совершенствуя навыки управления  такими ресурсами, как время, деньги, знания и умения.

 Задачи:

  • повышение мотивации к приобретению социальной компетенции;
  • формирование представлений о том, что такое семейный бюджет и из чего он складывается;
  • приобретение знаний, умений, навыков по рациональному расходованию денежных средств;
  • совершенствование практических навыков планирования сбалансированного бюджет;
  • подготовка воспитанника к взрослой жизни, обучая ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
  • создание в каждой семье своих традиций, своего уклада жизни;

 

 Целевая аудитория Проекта: воспитанники    детского дома.

Основное направление Проекта:   «Семейный бюджет» 

Участники Проекта:

Попечительский совет

ГБУ «Лениногорский детский дом»

Сроки реализации Проекта:

I этап: (июнь 2019г – август 2019г) Выработка стратегии, первоначальные итоги реализации Проекта

II этап: (сроком не ограничивается) Внедрение результатов, плановая работа

 

Ресурсы Проекта:

  1. Организационные (создание социальной сети)
  2. Административные (поддержка и содействие со стороны членов Попечительского совета и администрации Детского дома)
  3. Информационные (интернет – сопровождение и т.д.)
  4. Финансовые (конкретные мероприятия)

 

Деятельность в рамках Проекта:

  1. Специально организованные занятия:
  • лекции,
  • семинары,
  • дискуссии,
  • деловые игры,
  • устный журнал,
  • круглый стол,
  • решение тестов, задач, проблемных ситуаций,
  • сочинения на заданную тему,
  • оформление семейных альбомов, генеалогического дерева,
  •  практические занятия: рациональная реализация денежных средств, приготовление несложных блюд и т.п.
  1. Семейные походы и экскурсии.
  2. Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.
  3. Семейные вечера на выбранную тему.
  4. Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, дни рождения и т.д.).
  5. Выездные трудовые десанты в ДОЛ «Родничок».
  6. Уход за огородом в летнее время.
  7. Анкеты, тесты и т.д.

 

 Ожидаемые результаты Проекта:

В результате изучения курса воспитанник  должен знать и понимать:

  • понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета;
  • структуру денежной массы;
  • возможные нормы сбережения;
  • способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
  • различные виды страхования;
  • виды финансовых рисков;
  • способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

В результате изучения  курса воспитанник должен уметь использовать в практической деятельности:

  • умения планировать свой семейный бюджет;
  •  умения  распоряжаться определённой суммой наличных средств (денег) на примере личного и семейного «расходного» и «доходного» бюджета;
  •  умения предвидеть последствия разных своих поступков;
  • умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
  • умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.

 

 Тематический план

 

п\п

Тема занятия Форма занятия Кол-во

часов

1.     Источники денежных средств 3
1.1 Доход семьи и его составляющие Лекция, практикум 1
1.2 Зарплата как источник дохода Лекция, практикум 1
1.3 Дополнительная прибыль в семейную копилку Вечер вопросов-ответов 1
2.     Контроль семейных расходов 2
2.1 Структура семейных расходов Лекция, практикум 1
2.2 Контроль семейных расходов Лекция, практикум 1
2.3 Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь родственникам). Решение ситуативных задач

 

1
3.     Построение семейного бюджета 2
3.1 Что такое семейный бюджет:

·        деньги и их функция;

·        экономика семейного бюджета.

Лекция, практикум 1
3.2  Кто и как должен распределять деньги в семье. Круглый стол 1
4.      Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи 4
4.1 Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. Лекция, практикум 2
4.2 Исполнение финансового плана семьи Лекция, практикум 1
4.3 Сбережения. Виды вкладов. Кредит. Экскурсия в банк 1
5.     Практические занятия 5
5.1 Составление конвертов потребностей Практикум 1
5.2 Разработка плана ежедневного и  ежемесячного расхода денежных средств Практикум 1
5.3 Рациональное использование карманных денег Практикум 1
5.4 Сколько стоит один день моего проживания в детском доме Практикум 1
5.5 Планирование крупных покупок Практикум 1

Материалы для скачивания:

Скачать – Проект социальной адаптации “Я Сам!”