ПРОЕКТ по речевому развитию «ГОВОРУШКИ»

ПРОЕКТ по речевому развитию «ГОВОРУШКИ»

10.03.2022

Воспитатель Чеберда Ирина Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Каменский ДС»

Скачать материал: ПРОЕКТ по речевому развитию «ГОВОРУШКИ»

______________________________

Паспорт проекта

 Актуальность проекта

      Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки), пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Практическая значимость проекта

 Созданиев группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно – пространственной среды (п.3.3. ФГОС ДО) для обобщения материала по формированию основ речевого развития у младших дошкольников; методической копилки по сказкам, потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики.

  • Повышениекачества образовательного процесса по речевому развитию через организацию НОД и совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
  • Активизацияи обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к речевому воспитанию через проектную деятельность.
  • Укреплениесвязи семьи и ДОУ.

Цель проекта

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
  • Обогащать, активизировать речь детей.
  • Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
  • Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
  • Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
  • Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
  • Развивать интерес к народному творчеству.
  • Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
  • Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
  • Воспитывать любовь к окружающему.
  • Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы.

 

Ожидаемый результат

 

У дошкольников – развитие речевого потенциала через приобщение детей к сказкам, потешкам, пальчиковой и артикуляционной гимнастики;

– развитие личности ребенка, как активного участника проекта;

– формирование умения характеризовать поступки, поведение, выражать эмоции, понимать чувства других через имитацию образа героев сказок;

– использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, коммуникативной).

У воспитателей – повышение педагогической компетентности по теме проекта;

– внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями;

– организация воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции всех видов детской деятельности;

– создание картотеки игр и упражнений по развитию речи, пальчиковой и артикуляционной гимнастике;

– проведение родительского собрания, семинара и мастер-класса;

– проведение анкетирования;

– организация выставок и конкурсов;

– организация итогового развлечения «Приключения Колобка» по результатам проектной деятельности.

У родителей – активное участие в реализации проекта;

– оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды группы;

– принятие участия в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах;

– принятие участия в мастер-классе, семинаре и родительском собрании;

– создание дома условий для воспитания и развития детей.

 

Принципы

Проект способствует объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

  • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
  • принцип учета индивидуальных особенностей детей;
  • принцип системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми;
  • принцип интегративности;
  • научной обоснованности и практической применимости.

                                Формы сотрудничества

                                            

С детьми
С родителями
С педагогами

 

 

Анкетирование, беседы, консультации, папки-передвижки, буклеты, выставки книг, конкурсы рисунков, изготовление стенгазеты, родительское собрание, семинар-практикум, мастер-класс, развлечение, изготовление книжек-малышек, настольного театра, театра теней, почта доверия
Семинар-практикум, презентация, консультации, папки-передвижки, картотека игр и упражнений, методический материал
Беседы, НОД, рассматривание иллюстраций, картинок, книг, чтение сказок, потешек, заучивание потешек, пальчиковой гимнастики, дидактические и сюжетно-ролевые игры, инсценировки сказок и потешек, игры-драматизации, рисование, лепка сказочных героев, развлечения

Ресурсное обеспечение проекта

  • Информационное: методическая и художественная литература, иллюстрации, картотека игр и учебно-методических пособий, настольно-печатные игры, материалы мероприятий.
  • Материально-техническое: компьютер, телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат.
  • Кадровое: взаимосвязь с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Механизмы реализации проекта

 1 этап – организационно – диагностический, сроки реализации

06 – 30 сентября 2021 года.

Цель: определение содержания проекта,постановка мотивации, цели, задач по организации проекта,определение перспектив.

  • Определение темы проекта;
  • формулировка цели и определение задач;
  • постановка цели и задач, определение продуктов проекта;
  • подбор методической литературы;
  • подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений;
  • выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта;
  • составление перспективного плана, разработка циклов НОД;
  • мотивация родителей на совместную деятельность;

Вывод:

На 1 этапе реализации проекта поставленная цель достигнута:

  • Определили актуальность темы;
  • Провели диагностику, анкетирование;
  • Сформулировали цель и задачи проекта;
  • изучили методическую, психолого-педагогическую литературу;
  • выбрали формы, методы и приемы взаимодействия между участниками проекта;
  • составили перспективное планирование;
  • организовали пополнение развивающей предметно-развивающей среды.

 Проблемы:

Низкая  мотивированность родителей на сотрудничество с детским садом.

 2 этап – основной, сроки реализации с 1 октября по 30 ноября 2021 года.

Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

  • Работа по перспективному плану;
  • Проведение организованной деятельности с детьми;
  • Использование методической и художественной литературы, наглядно-дидактического, аудио- и видеоматериала по теме проекта;
  • Проведение родительского собрания;
  • Изготовление книжек-малышек со сказками и потешками родителями;
  • Размещение информации для родителей.

 

Перспективный план работы над проектом
Речевое развитие

 

-Знакомство с русскими народными сказками и потешками.

– Рассматривание иллюстраций к сказкам и потешкам.

-Показ настольного театра «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь».

– Инсценировка «Репка», «Теремок»

– Пальчиковый театр «Теремок», «Колобок»

-Пересказ сказок с опорой на схемы.

– Чтение и разучивание потешек

-Пальчиковые игры: «Осень», «Вышли пальчики гулять», «Апельсин», «Сидит белки на тележке», «Капуста», «Мы ходили на базар», «Копаю, копаю лопатой снежок» и др.

-ООД пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок», пересказ сказки «Лиса, заяц и петух», «У страха глаза велики», рассматривание картины по теме «Осень»;

– Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Чистим зубы», «Шарик», «Гармошка», «Маляр», «Сказки про язычок”

Познавательное развитие – ООД: «В гостях у осени», «Овощи с огорода», «Мои любимые сказки».

– Беседы «Моя любимая книжка», «Для чего нужен язык», «Что за прелесть эти сказки», «Правила обращения с книгой»

– Наблюдения на прогулках

Социально – коммуникативное развитие – Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Построим теремок»; «Ждем в гости Машу и медведя», «Семья».

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию сказочного героя»,  «Узнай сказку» (по иллюстрациям), «Помоги герою сказки», «Узнай, чья тень»,

Лото «Собери сказку» (из частей), «Угадай последовательность сказки»,«Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок»

Конструирование «Теремок», «Дорога к дому бабушки», «Огород для репки», «Домик для зверят»

Художественное – эстетическое развитие        

 

– Лепка «Колобок», «Репка»

– Рисование «Сказочный домик», «Рукавичка»

– Аппликация «Теремок», «Зайчик»

Физическое развитие Дыхательная гимнастика: «Листопад», «Сердитый еж», «Слабый и сильный ветерок», «Горячий чай», «Дровосек», «Качели». «Надуй шарик», «Вырасти большой», «Каша кипит», «Насос»

– Физминутки: «Листопад», «Прилетели воробьишки в огрод», «Тучи дождевые», «Детский сад». «Часы», «Зайчик», «Самолет», «Нам сегодня не скуки», «Мишка вышел из берлоги».

Подвижные игры: «Зайка серенький

Работа с родителями – Анкетирование «Как говорит ваш ребенок»;

– Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Роль книги в жизни ребенка»; «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», «Развитие речи детей 3-4 лет», «Ум на кончиках пальцев»;

– Оформление выставки книг «Сказки, которые мне читают дома»;

– Выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»;

– Изготовление книжек-малышек «Мои любимые сказки»

 

     Вывод: на 2 этапе проводились все запланированные мероприятия.

 3 этап – заключительный, сроки реализации 1 – 27декабря 2021 года.

 Цель: анализ и подведение итогов работы.

  • диагностика уровня сформированности речевых знаний детей;
  • презентация проекта;
  • сбор накопленного материала.

Результатами осуществления проекта «Говорушки» стали:

Показатели
 

 

 

 

 

 

 

У дошкольников

– познакомились с русскими народными сказками и потешками;

– научились распознавать  сказочных героев по иллюстрациям;

– научились отвечать на вопросы по содержанию сказок, мимикой передавать характер и настроение героев;

– расширился и обогатился словарный запас детей;

–  повысилась речевая активность, эмоциональный отклик на фольклорные произведения;

– научились применять полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;

– сформировался интереси любознательность ко всему окружающему.

   
У родителей

– стали больше времени уделять чтению с детьми

– стала более высокой активность в сотрудничестве с ДОУ

                                                                                                                                              

Показатели
Методическое обеспечение процесса социализации у детей – Произведена подборка литературы по вопросам проекта;

– постоянно идет обновление РППС группы;

– произведена подборка консультаций, информации для детей и родителей по тематике;

– создана картотека игр и упражнений по развитию речи, пальчиковой и артикуляционной гимнастике;

– создан сборник картин и иллюстраций по сказкам и потешкам;

– созданы дидактические и настольные игры по тематике.

Практический – Проведено родительское собрание «Связная речь-главное достижение в развитии речи детей 3-4 лет»;

проведен семинар-практикум…..;

– проведен мастер-класс «Занимательные словесные и пальчиковые игры дляразвития речи детей»;

– организована выставка книг «Сказки, которые мне читают дома»;

– выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»;

– изготовлениекнижек-малышек«Мои любимые сказки»:

– проведено развлечение «Приключения Колобка».

 

    

Вывод: на 3 этапе реализации проекта все поставленные задачи выполнены.

      Дети с увлечением научились слушать сказки, научились пересказывать содержание сказок, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Детям нравится рассматривать иллюстрации к любимым сказкам, что развивает эстетическое восприятие и творческие навыки. У детей появился интерес к играм-драматизациям. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. Родители с большим удовольствием стали принимать участие в совместной деятельности. Повысился уровень культуры родителей по проблеме приобщения детей к литературе. Родители перешли из наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Итоги проекта показали, что привлечение сказки в педагогический процесс является важнейшим источником успешного развития дошкольников. Для меня очень важно, что моя работа не прошла даром, цель достигнута. В дальнейшем планирую продолжать работу в этом направлении.