Проект по литературе «Добро и зло в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин Колец»
20.06.2022
Автор: Козлов Александр Максимович, 12 лет
Учитель русского языка и литературы Джафарова Алина Наримановна
МОУ «Лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина г. Волгограда»
Скачать материал: Проект по литературе «Добро и зло в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин Колец»
__________________
ВВЕДЕНИЕ
Что такое добро и что такое зло? Со времен написания и открытия философских школ Древней Греции и по настоящее время задаются этим вопросом. И это далеко не случайно. Эти два понятия имеют несколько измерений. С одной стороны, у этих понятий есть глубокое философское содержание, но в то же время это эмоциональная составляющая. И в этом предмет продолжающегося научного осмысления добра и зла. С другой стороны, у этих понятий есть и чисто практическое, прикладное, но от этого не менее важное измерение. Их соотношение в реальном мире, между людьми в каждом человеческом поступке, в каждой человеческой мысли определяет качество жизни и направление развития людей на планете Земля.
Добро и зло проявляют себя не только в конкретных поступках, но и что более важно, имеют своим началом движение мыслей каждого человека. Из чего следует, что источником, началом добра или зла является сам человек, а поступки, это лишь проявление «победившей» в его голове мысли. Но человек не является пассивным сосудом, в котором «варятся» мысли, любое действие – это решение, волевой акт, который каждый принимает сам и поэтому несет ответственность за него.
Добро и зло – два противоположенных полюса, которые не могут сосуществовать мирно. Каждый из этих полюсов стремиться занять все существующее пространство мысли и поступков людей. Поэтому они существуют в непрерывной борьбе друг с другом, то ярко разгораясь в войнах и конфликтах, то уходя в тень и в борьбу разных мыслей и идей. А поле этой битвы – люди планеты Земля. История человечества является красочным подтверждением этой борьбы, которая однажды начавшись, идет до настоящего времени и будет идти в будущем. И в этом на мой взгляд заключается значимость и важность выбранной темы проекта.
Цель: определить, как добро и зло действует в трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец», и какое значение автор придает этой борьбе.
Задачи:
- Ознакомиться и проанализировать хронологию основных событий произведения;
- определить, как и через каких героев проявляется добро и зло в этом произведении.
Ожидаемый результат: понять, как автор видит добро и зло и какое место, и роль отводит действиям добра и зла в эпопеи.
Этапы работы:
- Изучить историю жизни и творчества Дж. Р. Р. Толкиена;
- понять, как проявляется борьба добра и зло в трилогии «Властелин колец» на примере конкретных героев;
- оценить значение и роль добра и зла в произведении.
Методы и приемы исследования: анализ событий и поступков героев произведения; сравнение героев и их характеристика; классификация героев по группам.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ДЖ.Р.Р.ТОЛКИЕНА
1.1 Биографическая справка о писателе
Каждый писатель пишет что-то особенное, неповторимое, непохожее на другие произведения, и Толкиен в этом смысле особенно ярко выделяется среди других писателей. На каждое произведение, написанное писателем, огромное влияние оказывает история его жизни, те важные события, которые были в жизни Джона Рональда Руэла Толкиена.
Родился Толкиен в конце 19 века, а именно 3 января 1892 года в Блумфонтейне столице Южно-Африканской Оранжевой республики (ныне ЮАР). Его родители прибыли в Оранжевую республику в связи с продвижением его отца по службе.
Первой трагической датой в жизни Толкиена стала 15 февраля 1896 года, в этот день он узнал о смерти своего отца находясь с семьей на отдыхе в Англии. С этой минуты жизнь их семьи круто изменилась. Им пришлось остаться Бирмингеме. Доходов хватало чтобы едва-едва сводить концы с концами, но благодаря стараниям своей матери они справлялись с трудностями. Мать Толкиена очень сильно повлияла на формирование его личности и религиозных убеждений. Она приняла как показала в последствии история два очень мудрых решения. Первое решение основывалось на ее твердом убеждении, что дети должны жить около реки или озера, среди деревьев и зелени поэтому она сняла коттедж за городом. Второе решение было принятие католичества. Для Англии того времени это было достаточно смелым и неординарным решением. Она привила свои религиозные убеждения и детям и Толкиен сохранил эти убеждения на всю жизнь. А это означало очень многое. Это повлияло на формирование его мировоззрения, картину мира, его жизненных принципов и моральных ценностей. Также Мейбел так звали его мать прекрасно подготовила мальчика к школе и в 1903 году он получил возможность учиться казенный счет. А это было очень важно для Толкиена, потому что в 1904 году умерла мать и платить за образование стало некому. После ее смерти опекуном Рональда и его брата Хилари стал отец Френсис Морган, который был духовником матери. Это был заботливый, надежный, строгий опекун. Дети на всю жизнь сохранили к нему почтительную благодарность. Морган развил у Толкиена интерес к филологии. К шестнадцати годам он уже знал латынь и греческий, сносно знал французский и немецкий. Но глубочайшее впечатление на него оказали: готский, финский, древнеанглийский и древнеисландский языки. Толкиен изучал тексты на этих языках преимущественно поэтические. Он настолько сильно понимал произведения, что попадал в мир этих произведений в его живом воплощении. Он думал, как, автор произведения, понимал тонкости и оттенки мысли автора. Иногда ему казалось, что произведение не закончено и он придумывал продолжение повествования, а когда ему не хватало лексики и он стал создавать новые слова и обороты, которые, по его мнению, должны были бы существовать. По настоянию Моргана Рональд решил поступать в Оксфорд на филологический факультет так как его интерес к литературе стал сосредоточием его мыслей и желаний. Здесь мы можем отметить важнейшую сторону его характера, а именно упорство и целеустремленность. Несмотря на то, что он провалил первую попытку, Толкиен продолжил готовиться и в 1910 году со второго раза все-таки поступил в Оксфорд бесплатно. В Оксфорде преподаватели, поняв его характер и способности перевели его с классического отделения на отделение английского языка и литературы. Здесь он впервые начал писать стихи, проявился его поэтический талант. Сначала он просто переводил с древнеанглийского, потом он начал писать продолжения все дальше отдаляясь от подлинника.
В 1914 году началась Первая Мировая Война. Это был еще один важный момент в жизни Толкиена. В 1916 году он был отправлен во Францию и участвовал в одном из самых грандиозных событий в битве на реке Сомме. Чудом оставшись в живых, он на всю жизнь сохранил ощущение ужаса от этих страшных и по его мнению бессмысленных событий. Потом он заболел брюшным тифом и на фронт больше не попал. Возможно, благодаря этому он остался в живых, потому что трое его близких друзей погибло на этой войне.
1.2 История создания произведения «Властелина Колец»
Здесь мы закончим наш краткий биографический обзор и перейдем к истории создания трилогии «Властелин Колец». Прежде чем Толкиен начал писать свою трилогию «Властелин Колец», он долгое время работал над книгой утраченных сказаний, которую он называл «Сильмариллион». Она рассказывает историю рождения мира Средиземья и историю трех украденных у эльфов бриллиантов сильмариллов. Эта книга появилась в результате глубокого увлечения Толкиена английскими, кельтским, исландским, норвежскими и финскими эпосами. Долгие годы он продолжал работать над «Сильмариллионом», но книга так и не была до конца закончена.
Продолжением сюжетной линии Средиземья является произведение «Хоббит туда и обратно». Эта книга появилась благодаря детям Толкиена, которым он любил рассказывать разные выдуманные им самим истории. В этой книге рассказывается о приключениях хоббита по имени Бильбо. Здесь впервые появляются необычные существа, которые Толкиен назвал хоббитами. Это необычные существа низкого роста в человеческом обличие. Они живут на севере Средиземья и вроде бы из себя ничего не представляют, но вдруг перед нами вырастает история о том, как Бильбо вместе с гномами отправляется на добычу гномьих сокровищ, которые давным-давно захватил дракон Смауг. И здесь впервые появляются такие персонажи как: совет Белых магов, гномы, лесные эльфы, орки, Горлум и наконец самый главный предмет загадочное волшебное кольцо. Кольцо будет проявлять свои волшебные свойства и наконец, автор поймет, что у «Хоббита…» должно быть продолжение, а продолжением будет история про это загадочное кольцо.
«Хоббит…» был издан в 1937 году и стал пользоваться большим успехом у читателей по всему миру. По совету издательства Толкиен приступает к продолжению «Хоббита…», сюжет которого будет концентрироваться вокруг волшебного кольца, которое нашел Бильбо.
Начав работать, он пытался найти в «Хоббите…» скрытые возможности для разворачивания новой, большой истории масштабы, которой Толкиен и сам сначала не понимал. Он нашел множество таких возможностей главными из которых было кольцо и упоминание о некроманте. Очень необычное оказалось это кольцо и Бильбо со временем стал сильно меняться. Дальше Толкиен вводит в сюжет доброго мага Гэндальфа, которого одновременно и очень встревожило и заинтересовало это необычное колечко, уж очень оно ему напомнило одну древнюю и очень зловещую легенду, в которой рассказывалось о борьбе жителей Средиземья с Сауроном – воплощением зла в мире. И дальше выяснилось, что колечко то не одно их много, но это самое главное. И здесь Толкиену предстояло выяснить историю от начала мира до путешествия Бильбо в котором он и нашел это кольцо.
Хочется отметить, что Толкиен брал характеры многих главных героев и сюжетные линии, в которых они участвовали из своей собственной жизни, из событий юности, детства, Первой и Второй Мировых войн. Из детства он вынес магическое, определяющее основы пространства значение деревьев, лесов и придавал им волшебные свойства. События войны дали ему образы некоторых героев в том числе полчищ беспощадных и кровожадных орков. Путешествие по Швейцарии подсказало ему сюжет о путешествии Бильбо Торбинса по Мглистым горам.
Книга писалась долго. В 1944 году она еще была далека от завершения. Книга была закончена только в 1949 году, но дорабатывалась и редактировалась еще пять лет и была опубликована в 1954 году. Дальше началось победное шествие книги в Англии и США. А далее уже всемирная известность и популярность, последовали переводы на голландский, датский, немецкий, итальянский, французский, японский, финский, норвежский и т.д.
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСВИЕ ДОБРА И ЗЛА В ТРИЛОГИИ «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»
2.1. О Кольце Всевластья
Добро и зло в произведении проявляются в действиях, поступках, намереньях мыслящих существ. Добро и зло являются результатом внутреннего рассуждения, выбора и даже борьбы, которую ведут герои произведения. На этот выбор влияют их происхождение и жизненный опыт.
Роль кольца как субъекта действий настолько значительно, настолько оно определяет события и раскрывает тему нашей исследовательской работы, что мы хотели бы отметить путь Кольца на страницах эпопеи. Этот путь можно разделить на две части. Первая часть началась за долго до событий Властелина колец. Впервые Кольцо проявило свое могущество и коварство, когда князь Гондора Исилдур, получив его как трофей после победы над Сауроном, не смог уничтожить его в жерле горы Ородруин. С этого момента начинается трагическое и опасное путешествие Кольца по Средиземью. Следующим владельцем кольца был Горлум. Более пятисот лет Кольцо сохраняло ему жизнь, превратив его в звероподобное существо, передвигающегося на четвереньках и способное убить любого без тени сомнения и сожаления. Покинув Горлума, Кольцо перешло к Бильбо, и таким образом начинается вторая часть путешествия кольца. Более пятидесяти лет Кольцо хранилось у Бильбо и медленно, но верно делало свою черную работу. Оно продлевало ему жизнь и молодость, но забирало жизненные силы и порабощало его. И здесь впервые, конечно, не бес помощи Гэндальфа кольцо само не смогло сменить себе хозяина. Бильбо передал кольцо Фродо, который оказался более стойким к чарам кольца, настолько стойким, что кольцо пыталось вырваться из его рук. Столкнувшись с гондорским витязем Боромиром, оно так подействовало на него, что он на некоторое время стал зверем, готовым на любой поступок, чтобы отобрать кольцо у Фродо. Но как бы не был силен Фродо, сила кольца действовала неумолимо. Фродо, как и в далеком прошлом Исилдур, был сломлен чародейством кольца и отказался его уничтожать. Но на этот раз, по странной иронии судьбы кольцо уничтожило существо, которое было полностью порабощено кольцом. Кольцо Всевластья было уничтожено благодаря Горлуму. Так закончилось путешествие Кольца Всевластья по миру Средиземья. Добро победило, но, что будет в будущем на землях Средиземья скрыто в тумане неизвестности.
И вот сейчас есть необходимость объяснить почему за такое маленькое колечко начинается такая жестокая борьба. Всего было выковано девятнадцать особых Колец Власти, которые были распределены между правителями народов Средиземья. Три у эльфов, семь у гномов, девять у людей. Эти кольца давали своим владельцам долгую жизнь, молодость и силы, а также усиливали их природные способности до сверхчеловеческого уровня почти приближаясь к магии. Но у Колец Власти был один, самый главный и опасный недостаток. Оно пробуждало дремлющее в каждом владельце зло и усиливало жажду власти, но это еще пол беды если бы не, то самое, главное кольцо Саурона или Кольцо Всевластья как его называли в Средиземье. Зная о существовании этих колец, а по одной из легенд помогая эльфам их изготовить и зная их свойства Саурон, используя свою силу и энергию роковой горы, Ородруин сам изготовил Кольцо Колец. Он получил через это кольцо неограниченную возможность влияния на сознание и волю владельцев остальных Колец Власти, при условии, что они на них одеты. Поскольку Саурон являлся одним из майаров, существом очень могущественным близким к Создателю, то не один из кольценосцев не мог ему сопротивляться и стали рабами Саурона. Эльфы и гномы избежали этой участи, поскольку вовремя узнали о коварстве Саурона. Девять кольценосцев людей превратились в страшных существ, так называемых назгулов. Они утратили человеческий облик и находились в призрачном мире полностью подчиненные воле Саурона. Помимо всего вышесказанного Кольцо Всевластия давала возможность Саурону использовать силу уже подчиненных ему колец, многократно увеличивая уже и без того свое не малое могущество. Попади Кольцо Всевластья к Саурону и Средиземье было-бы обречено.
Учитывая отмеченные свойства, которыми обладало Кольцо его можно рассматривать как еще одно воплощение сущности Саурона и как самостоятельного героя произведения. У Кольца как бы была своя цель и свой путь, которую оно пыталось реализовать на протяжении все эпопеи.
2.2. Основные герои их характеристика и оценка поступков
Для понимания сути процессов, происходящих в эпопее Толкиена, нам необходимо проанализировать образы главных героев. Изучить их историю, внутренний мир, то, какими они видят себя в Средиземье и то, как они видят само Средиземье.
Героев эпопеи можно условно разделить на несколько групп. К первой группе относятся создания, которые окончательно перешли на сторону зла и являются его источником и воплощением в Средиземье. К ним относятся: Саурон, Шелоб, орки, назгулы. Ко второй группе относятся те, кому свойственно совершать как добрые, так и злые поступки, и судьба которых определяется в процессе развития эпопеи. К ним относятся: Боромир, Дэнетор. К третьей группе относятся те герои, которые проделали путь внутренней борьбы и сохранили верность добру. К ним относятся: Гэндальф, Радагаст, Галадриэль, Селерберн, Элронд, Фарамир, Теоден, Эомер, Гимли, Леголас, Арагорн, Пин, Мерри, Сэм, Фродо, Бильбо.
Гэндальф – это один из самых главных героев эпопеи. Он майар. Майар – это младшие божественные духи, которые помогали Валар управлять миром. Гэндальф предстает в Средиземье образе старца. Он принимает участие во всех ключевых событиях, которые разворачиваются в произведении. Он не был всемогущим и не мог заранее знать о планах врага и уничтожать его силой мысли или предотвращать печальные для народов Средиземья события. Ему приходилось думать, анализировать, сводить воедино множество фактов и событий, свидетелем которых он был сам или, которые доносили ему его верные соратники. Выполняя свою миссию, а именно помогая народам Средиземья в борьбе со злом, Сауроном, он лично выясняет причины произошедших событий, постоянно путешествует по Средиземье и участвует в опасных предприятиях, проясняя таинственные и запутанные события. Чтобы разгадывать коварства врага и его подручных, Гэндальф изучает предания и легенды древности разных народов Средиземья. Он выступает мудрым советчиком как для правителей, так и для обычных жителей Средиземья, но при этом делает это аккуратно, не давя на них своей силой и авторитетом, а пытаясь убедить их своими аргументами и глубоким знанием вопросов. Он одинаково легко общается как с князьями и правителями, так и с обычными хоббитами. Благодаря этому он имеет добрые отношения практически со всеми народами Средиземья
Можно перечислит основные события, в которых Гэндальф показал себя как яркий, мудрый, добрый и в тоже время строгий и требовательный герой: Гэндальф попросил своего друга Арагорна вместе с другими северными дунаданцами охранять от соглядатаев и подручных темного властелина границы Хоббитании, чем обезопасил жизнь хоббитови сохранил Кольцо; лично возглавил отряд хранителей Кольца; чтобы спасти хранителей в подземельях Мории вступил в сражение с Балрогом и его тело погибло; освободил от чар Сарумана и его советчика Гриммы Гнилоуста конунга ристнийцев Теодена; в нужный момент привел энтов на помощь ристанийским воинам в сражении с войском Сарумана; оказал неоценимую помощь в организации обороны Минас-Тирита, столицы Гондора, сражался с главным назгулом и спас Фарамира послав ему на помощь Пина; с небольшим войском отвлек внимание Саурона и тем самым помог Фродо и Сэму дойти до Ородруина. Несмотря на то, что Гэндальф был вышним созданием и всецело был на стороне добра он ни разу не взял в руки Кольца Всевластия, проявив тем самым великое благоразумие и мудрость.
Следующий герой – Арагорн. Он человек и наследник объединенного королевства Арнора и Гондора. Он рано осиротел и воспитывался в Раздоле в семье Элронда. Там многое узнал и многому научился. Элронд воспитывал его как своего собственного сына. Когда Арагорн вырос Элронд раскрыл ему его происхождение и его настоящее имя, а также предсказал ему, что он восстановит королевство Арнора и Гондора. Как и Гэндальф он много путешествовал по западным землям преследуя и уничтожая приспешников и посланцев темного властелина, тем самым срывая планы Саурона. В этих путешествиях он встретил Гэндальфа подружился с ним и стал ему помогать. Основные события, в которых Арагон показал себя как положительный герой являются: Арагорн вместе с другими дунаданцами охранял Хоббитанию по просьбе Гэндальфа; помог Фродо и его друзьям благополучно добраться до Раздола; на совете у Элронда согласился стать одним из девяти хранителей Кольца Всевластия; после гибели Гэндальфа вывел отряд хранителей из Мории; не взирая на превосходящие силы орков бросился в погоню спасая Пина и Мерри; вместе с ристанийцами защищал Хельмову-Крепь от орков Сарумана; отправился древней дорогой называемой «Стезя Мертвецов», чтобы призвать к себе на службу проклятых воинов, на которой он столкнулся и победил неведомого ему противника; в решающий момент битвы за Гондор, привел подкрепление к уже сражающимся воинам Гондора и тем самым обеспечил победу; после битвы исцелил Эовин, Мерри, Фарамира от ран причиненных назгулом, тем самым подтвердив слова Иоретты: «В руках Государя целебная сила». Во всех событиях эпопеи Арагорн был на стороне добра, делая правильный внутренний выбор несмотря на то, что он был человеком и имел все человеческие слабости. Он стал величайшим из людей своей эпохи и после победы над Сауроном он объединим Арнор и Гондор как и предсказывал Элронд.
Заметную роль в развитии сюжета также сыграли три персонажа. Это были наместник Гондора Дэнетор и его сыновья Боромир и Фарамир. Боромир был сильным и опытным воином, любимым сыном Дэнетора. Он считал Гордор наследником великого королевства Нуменор. Он очень гордился, что принадлежит к высшей касте рыцарей Гондора. Будучи воином, он хорошо понимал опасность, которая грозила Горндору, поэтому ради победы над темным Властелином считал возможным использование любых средств для борьбы. Именно поэтому на совете у Элронда он единственный кто настаивал на использовании Кольца против его же хозяина Саурона. Он не мог понять всю полноту опасности такого действия, потому что он был ослеплен желанием спасти Гондор. Исходя из такого образа мысли, а также под воздействием чар Кольца он пытался отобрать кольцо у Фродо силой. Этим поступком он чуть было не запятнал свое имя и память о себе, но вовремя осознал свою ошибку и героически погиб в одиночку защищая хоббитов Мэрри и Пина от целого отряда орков.
Младший сын Дэнетора Фарамир тоже был смелым и бесстрашным воином. В отличие от своего старшего брата, он на мой взгляд обладал более тонким проницательным умом, был осмотрительнее и более взвешен в своих поступках. Фарамир прислушивался к советам Гэндальфа, изучал древние свитки в обширной библиотеке Гондора. И, как мне кажется, именно эти черты характера помогли ему справиться с большим соблазном отобрать Кольцо Всевластия у Фродо и Сэма. Фарамир сказал: «Я не подобрал бы этот талисман и на большой дороге». Он участвовал в битве за Гордор.
Их отец наместник Гондора Дэнетор был бесстрашным воином, уверенным в своих силах. Он долгое время руководил обороной Гондора и противостоял Мордору. Также как Боромир он считал Гондор самой великой державой и гордился принадлежностью к роду наместников. Гордость, самоуверенность, пренебрежение дружбой и советами Гэндальфа, привели к тому, что он недооценил могущество Саурона. В решающей момент битвы за Гордор, когда требовалось его военное руководство, его воля и желание победить надломились. Он был подавлен потерей двух своих сыновей и страшными картинами несметных полчищ Мордора, которые он видел через палантир. Потеряв рассудок, он сгорел заживо в усыпальнице князей Гондора. Гэндальфу удалось спасти только Фарамира.
Теперь пришло время рассказать об эльфах и некоторых наиболее ярких представителях этого народа, которые помогали в борьбе с Сауроном. Эльфы появились в Средиземье раньше людей. Главным отличием эльфов от людей является то, что эльфы бессмертные создания. За счет своего бессмертия эльфы превосходят людей в знаниях и мудрости и с годами их мудрость лишь растет Главными представителями эльфов, которые встречаются в произведении являются Галадриэль и Селерберн – правители Кветлориэна, Элронд – праитель Раздола и Леголас сын Трандуила короля эльфов Лихолесья. Первые три героя являются самыми мудрыми и могущественными представителями третьей эпохи. Долгая жизнь, огромный жизненный опыт и гигантский объем знаний позволили эльфам основательно и четко определиться на какой они стороне. На стороне добра или зла. Нам кажется, они очень давно выбрали сторону добра. Основными событиями, в которых эльфы показали себя как положительные герои являлись: Элронд исцелил Фродо от раны нанесенной моргульским клинком; эльфы Раздола перековали меч Элендила Андрил для Арагорна; Леголас вступил в братство кольца и учувствовал во всех битвах против Сауроном; Леголас участвовал в погоне за орками, которые взяли в плен Пина и Мерри; Галадриэль создала Белый Совет, в котором участвовали мудрейшие для борьбы с Сауроном. На мой взгляд эльфы были опорой порядка, который сложился в Средиземье. Они были кладезем знаний и мудрости. На них ориентировались все народы Средиземья, даже те, кто недолюбливали их. Единственный вопрос, который возникает в процессе чтения и на который трудно найти однозначный ответ — это то, почему эльфы не вступили в последнюю битву с Сауроном? Вероятнее всего они ощущали, что их время пребывания в Средиземье заканчивается. Они ощущали отсутствие смысла своего дальнейшего пребывания в Средиземье. Эльфы все больше замыкались в своих поселениях, поддерживая и охраняя их, оказывая все меньшее и меньшее влияние на события происходящие в Средиземье. Кроме того, хотя эльфы и бессмертные создания их тела со временем изнашиваются и угасают. Замедлить этот процесс можно только уплыв в Валинор или при помощи трех эльфийских Колец Власти. Если Кольцо Всевластия будет уничтожено, то эльфийские Кольца Власти также потеряют силу. Поэтому, скорее всего, эльфы решили, что последнюю битву с Сауроном должны возглавить люди, а эльфы собирались покинуть Средиземье.
Далее надо рассказать о маленьком народе хоббитах, яркие представители которого сыграли ключевую роль в победе над Сауроном. Хоббиты – маленькие и незаметные существа. Об их происхождении практически ничего не известно, но по легендам они близкие родственники людей. Они живут в Шире на западе Средиземья. Их главным занятием является сельское хозяйство и ремесло. У хоббитов было несколько важных особенностей. У них была способность к бесшумному передвижению по местности, а также они также обладали великолепным глазомером из-за чего безошибочно попадали в цель любым метательным предметом, например камнем. Такие хоббиты как Бильбо, Фродо, Сэм, Пин, Мерри активно участвовали в войне с Сауроном. Начало всему положил Бильбо, который нашел Кольцо Всевластия в недрах Мглистых гор. Он долго хранил его у себя в Хоббитании. Уходя из Хоббитании он оставил кольцо Фродо, на долю, которого приходится самое главное испытание. Фродо стал хранителем Кольца и донес его до горы Ородруин, но сам не смог его уничтожить. Неся Кольцо Всевластия Фродо, испытывал огромные страдания от постоянной борьбы с кольцом. Но это была в главном борьба с самим собой. Добрая часть Фродо боролась со злой, которую поддерживало и вытягивало на поверхность кольцо. В конце пути в пещере Саммат-Наур горы Ородруин обессиленный и измученный Фродо сдался решил оставить Кольцо Всевластия себе, и если бы не случай, то все могло бы закончится бы трагически. Верным другом и помощником был его слуга Сэм, который дважды спасал Фродо. В первый раз от лап Шелоб, а во второй раз из сторожевой башни орков. И если бы не мужество и смелось Сэма их миссия была-бы провалена. В отряд хранителей также входили хоббиты Пин и Мерри, которые убедили онтов атаковать Сарумана в его крепости Изенгард. Мерри убил главного назгула, а Пин помог спасти Фарамира от гибели. Рассказывая о хоббитах и их приключениях хочется задать вопрос. А почему Гэндальф выбрал в хранители кольца именно хоббита, а не какого-то богатыря или мудреца? И дело здесь не во внешности и физической силе, а скорее всего в их внутренних душевных качествах и силе характера, которые не проявлялись до поры до времени, но которые сумел разглядеть в них маг. И не только разглядеть, но доверить им судьбу всего мира Средиземья.
Сейчас мы переходим к описанию персонажей, которые были на стороне зла. Первый и самый главный из них – Саурон. Он был одним из майар и поначалу также как и все майар помогал Валлар обустраивать мир. Отсюда возникает вопрос ответ на, который может помочь раскрыть сущность Саурона. Почему Саурон перешел на сторону зла? В эпопее «Властелин Колец» прямого ответа на этот вопрос нет. Но мы можем предположить, что в древние времена Саурон вступил в конфликт с Валлар по причине его властности и желании делать все по-своему. Дальнейший путь его падения не описан и в произведении он уже представлен как воплощение зла в виде яркого ока в Мордоре. Целью Саурона было полное покорение Средиземья и превращение всех его народов в рабов. Он не остановился бы ни перед чем пока не покорил бы каждый свободный народ, каждое существо. Для осуществление своих целей он организовывал нападения на поселения эльфов и людей, вывел новую расу орков Урук-Хай и в конце концов развязал большую войну, на которой был побежден. Но главным его злодейством является создание Кольца Всевластья, которое принесло много бед и чудь было не погубило народы Средиземья. Главными его подручными были назгулы и полчища орков. Орки — это раса злобных существ появившихся в Средиземье в незапамятные времена. Он использовал в своих целях всех злых существ Средиземья, таких как Шелоб, троллей, дикие народы вастаков, харадримцев, кханцев.
Еще одним важным героем произведения, который изначально был на стороне добра, но в процессе развития сюжета перешел на сторону зла был Саруман. Основой его могущества были знания и дар убеждения, который проявлялся через колдовской, чарующий голос. Он также как и Гэндальф был из майар и являлся главой Белого Совета мудрых. Также как у Гэндальфа его миссией была помощь народам Средиземья в борьбе против Саурона. Саруман обладал самыми обширными познаниями о Кольцах Власти. Но чем больше он жил в Средиземье, чем больше, как ему казалось он понимал народы Средиземья и чем больше он разбирался в природе Саурона и Кольцах Власти, тем больше он становился незаметно для самого себя высокомерным и надменным по отношению ко всем, кто стоял ниже него. Исключением были только Гэндальф и Саурон. Саруман пытался уговорить Гэндальфа вместе с ним взять власть в Средиземье и тем самым принять сторону зла. Хотя сам Саруман не считал это злом, а считал это новым справедливым порядком, где все должны подчиняться мудрейшим, к которым относил в первую очередь себя. Саурона он хотел использовать в качестве существа, порождающего хаос и уничтожающего существующий порядок, а себя видел в качестве победителя Саурона и создателя нового порядка. И в конце концов Саруман окончательно переродился в расчетливого, безжалостного властителя, отказавшегося от своих изначальных убеждений и готового силой и коварством подчинить и переделать все Средиземье. Основные события, в которых Саруман показал себя как отрицательный герой: решил захватить власть в Средиземье; создал свое орочье войско и уничтожал леса; пленил Гэндальфа и пытался выпытать у него информацию о Кольце Всевластия; подчинил своей воле конунга Теодена, напал на Ристанию; посланный им отряд орков убил Боромира и взял в плен Пина и Мерри. В итоге он потерял свои магические силы и был убит своим слугой Гриммой по прозвищу Гнилоуст.
Также одним из главных отрицательных персонажей является Горлум. Исходя из рассказов Гэндальфа Горлум много столетий назад был хоббитом, но встреча с Кольцом Всевластия кардинально меняет его жизнь. Все началось с убийства своего друга Деагорла, который первый обнаружил это кольцо. Дальше началось стремительное падение его личности, которое также проявилось и в искажении его внешнего облика. Он был изгнан из своего селения, стал бояться солнечного и лунного света, стал жить в орочьих тоннелях под Мглистыми горами, стал питаться сырой рыбой и орками, стал хорошо видеть в темноте и ходить на четвереньках. Для Горлума нельзя найти событий, которые как у других героев подтверждают или опровергают его отношение ко злым или добрым героям. Горлум напоминает шакала с небольшим отголоском человеческого интеллекта, все мысли которого кружатся вокруг его «прелести». Все, что совершает Горлум является злодейством и предательством ради обладания Кольцом Всевластия. В пещере Саммат-Наур горы Ородруин Горлуму на миг удалось овладеть предметом своего вожделения, дальше он сорвался в пропасть и сгорел вместе с этим Кольцом. Таким образом, сам не ведая того он в конце своей жизни сыграл ключевую положительную роль в истории войны Кольца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На наш взгляд всего вышесказанного уже достаточно для того, чтобы подвести краткие итого исследования. Битва добра и зла проходит красной нитью и является основой, вокруг которой разворачивается все повествование. Перед нами проходят образы разных героев со своей судьбой, которая раскрывается в сюжетных хитросплетениях эпопеи. Они принимают множество решений, стараясь поступить правильно с их точки зрения, но у них не всегда получается сделать правильный выбор. При этом, нужно отметить, что даже среди злых героев большинство изначально были добрыми. Это ставит несколько важных вопросов. Откуда появилось зло в Средиземье и почему эти герои перешли на сторону зла? Прямого ответа на первый вопрос в произведении нет. В Средиземье Саурон предстает главным источником и воплощением зла как данность. Но тогда, исходя из моего понимания сюжета эпопеи можно предположить, что зло всегда присутствует во всех разумных героях Средиземья. Оно изначально есть у всех, а вопрос проявится оно или не проявится зависит от самого героя. Ответом на второй вопрос является то, что у каждого злого героя свой путь падения. Но между злодеями есть одна общая важная черта – они проигрывают свою борьбу с самими собой. Сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее они уступают своим глубинным, дремавшим до поры до времени качествам таким как: жестокость, коварство, презрение к другим народам, стремление добиваться своих внешне даже благородных целей, не останавливаясь ни перед какими преступлениями, надменность и гордость. Постепенно, даже иногда незаметно для себя превращаясь в ужасных злодеев, которые наподобие Горлума идут к своей «прелести».
Необходимо отметить несколько уровней борьбы добра и зла в произведении Толкиена. Первый уровень — это открытое военное противостояние. Например, битва при Хельмовой Крепи, сражение за Гондор и много других более мелких, но не менее важных сражений. И без этого была бы невозможна окончательная победа над силами зла. Второй уровень — это внутренняя борьба сил добра и зла внутри каждого мыслящего, разумного существа в Средиземье. Это битва с самим собой, это оценка своих поступков, это внутренняя борьба за правильный выбор. Само наличие такой борьбы говорит о том, что герой еще не порабощен злом. Даже если совершается злой поступок, но при этом внутренняя оценка, осмысление и внутренняя борьба продолжается, то для этого героя еще есть надежда. Примером является Боромир. Мы считаем, что это самый важный уровень борьбы добра и зла, потому что как мне представляется это является источником появления как самых положительных, добрых и отзывчивых героев, так и самых коварных и кровожадных злодеев, справиться с которыми удается с большими разрушительными последствиями для мира. И еще один важный вывод, который необходимо отметить и на который указывает нам Толкиен это то, что зло уничтожает само себя. Кольцо, победив Фродо, было уничтожено Горлумом, которого оно полностью поработило.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что Толкиен, имея огромный и трудный жизненный опыт, хотел донести до нас возможно самую главную мысль о том, что борьба со злом начинается внутри каждого из нас и от результатов этой борьбы зависит будет в мире больше добра или зла. Борьба эта никогда не заканчивается.
Закончить свою работу хочется изречением на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах «Знай самого себя».