Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лес – наше богатство»

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лес – наше богатство»

08.07.2022

Автор: Воспитатель Юркова Елена Александровна

МАОУ Одинцовский лицей № 6 им. А.С. Пушкина дошкольное отделение-детский сад 80 Московская область, г. Одинцово

Скачать материал: Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лес – наше богатство»

___________________________

Паспорт проекта.

У страны есть богатства немалые,

Недр земных не учесть чудеса,

Но важней очень многих, пожалуй,

Для дыханья Земли – леса!

 В них здоровья и мудрости кладези,

В них несказанная краса,

В них источник естественной радости,

Это – жизни основа — леса!

 

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-май) познавательно-информационный

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

  1. Социально-коммуникативное развитие: развитие самопознания и положительной самооценки;
  2. Физическое развитие: формирование потребности в здоровом образе жизни;
  3. Художественно-эстетическое развитие: овладение различными видами художественной деятельности;
  4. Речевое развитие: развитие связной речи и расширение активного словаря

 

Введение

 Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая.

Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей.

Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Роль леса в жизни человека очень велика.

Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле. Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива.

 Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят. Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

Актуальность проекта

 Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей.

Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь.

Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.

С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство»,который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
  2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Объект изучения – лес.

Предмет изучения – роль леса для существования жизни на Земле

Участники проекта:

Дети старшей группы ДОУ;

Родители  группы;

Воспитатель  группы;

Музыкальный руководитель;

Инструктор по ФИЗО.

 

Методы обеспечения:

  • Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
  • Беседы;
  • Наглядные;
  • Словестные;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Практическая (продуктивная) деятельность.

Этапы осуществления проекта:

  1. Подготовительный этап:

Обсуждение вопросов, связанных с проектной деятельностью:

– Какие деревья ты знаешь?

– Какое значение они имеют в жизни человека и животных?

– Как правильно использовать лес?

– Какие меры по охране леса вам известны?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

– определили цель и задачи проекта,

– разработали план мероприятий.

  • Подборка художественной литературы для детей по теме;
  • Подборка дидактического и наглядного материала;
  • Просмотр презентаций по теме проекта;
  1. Основной этап:
  • Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов НОД, бесед и мероприятий.
  • Практическая часть:
  • Беседы по теме;
  • НОД по теме;
  • Выпуск газеты для родителей о видах кормушек и видах корма для птиц;
  • Оформление плаката «Берегите лес»;
  • Оформление выставок семейного творчества;
  • Изготовление и оформление мини-музея «Лес»;
  • Проведение акции «Вырасти зеленого друга»;
  • Участие в конкурсах ДОУ.
  • Экскурсии в лес

Связь с другими видами деятельности:

  • Игровая
  • Продуктивная
  • Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
  • Физическое развитие (физкультминутки, подвижные игры)
  • Домашние задания:
  • Выставка семейного творчества «Поделки из природного материала», «Лес – зеленый друг»;
  • Подготовка материала для фотовыставки;
  • Экскурсии в парк;
  • Изготовление кормушек вместе с родителями.
  1. Заключительный этап:
  • Презентация проекта (мультимедийная);
  • Проведение развлечения «Лес – наш друг»;
  • Оформление стендов и стенгазет в группе по теме «Лес».

Реализация проекта:

  1. Создание условий для выполнения проекта.
  2. Составление плана мероприятий.
  3. Наблюдения на прогулках.
  4. Познавательные беседы и проведение НОД.
  5. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
  6. Опытно-экспериментальная деятельность
  7. Взаимодействие с родителями (изготовление кормушек, участие в акции «Подкормите птиц зимой», «Вырасти зеленого друга» участие в выставках семейного творчества и др.)
  8. Проведение развлечения «Лес – наш друг»

Ожидаемые (планируемые) результаты:

Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей среды;

Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.

План мероприятий на сентябрь-апрель

Сроки проведения Мероприятия
Сентябрь 1.Беседа «Что такое лес». Правила поведения в лесу. Экологические знаки.

2. НОД «Что растет в лесу»

3.Художественное творчество «По грибы мы в лес пойдем»

4. Чтение рассказа М.Пришвина «Листопад». Наблюдение за листопадом. Сбор осенних листьев для поделок.

5.Акция «Вырасти зеленого друга». Посадка саженцев кустарников и деревьев.

Октябрь 1. НОД «Строение дерева» «Загадки осенних листьев»

2. Беседа «Зачем деревья сбрасывают листья» Чтение рассказа О.Скоролуповой «Как деревья наряд меняли»

3. Д/И по теме проекта: «С какого дерева листок», «Найди дерево», «Деревья и плоды» и др.

4.Художественное творчество «Осенний лес» (коллективное панно)

Ноябрь 1.НОД «Кто живет в лесу» (Животные)

2. ОЭД «Почему листья желтеют»

3. Изготовление д/игры «Рассели животных по домам»

4. Создание мини-музея леса в группе с хозяином – Старичком Лесовичком.

Декабрь 1.НОД «Кто живет в лесу». Развешивание кормушек на территории ДОУ, подкормка птиц.

2. Беседа «Жизнь в лесу зимой»

3.Выставка рисунков «Околдован невидимкой дремлет лес под сказку сна…»

4.Викторина «Загадки Лесовичка»

Январь 1. НОД «Этажи леса»

2.Беседа «Какую пользу приносят деревья» Изготовление схемы-пособия.

3. НОД «Санитары леса» (муравьи, дятел, волк)

4. Художественное творчество «Белая береза» (граттаж, рисование ластиком)

Февраль 1.НОД «Хвойный лес». Рассматривание шишек, хвои.

2.Познавательная беседа «Знакомство с Красной Книгой» Деревья и растения из Красной Книги России.

3. Просмотр презентации «Тропический лес», «Деревья – рекордсмены».

4.Художественное творчество «Пальма»

Март 1.НОД «Весна в лесу»

2.Наблюдения за срезанными ветками березы, тополя. Зарисовки.

3. Чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Березовый сок», М.Пришвин «Цветут березки. Как нужно собирать березовый сок, чтобы не навредить природе.

4. Творческое задание Придумать рассказ «О чем бы могла рассказать сорока, которую мы встретили»

Апрель 1. НОД «Лес – легкие планеты»

2. Беседа о правилах поведения «Берегите лес»

3.Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как можно защитить лес.

4.Обобщающая беседа «Путешествие в лес»

5.Выставка семейного творчества «Лес – зеленый друг»

Май 1. Наблюдение за цветущими кустарниками и деревьями

2.Чтение рассказа М.Пришвина «Разговор деревьев». Рисование «Черемуха душистая»

3. Художественное творчество «Сирень» (рисование поролоном)

4. Презентация проекта и мини-музея «Лес – наше богатство»

Развлечение «Лес – наш друг»

 

Результаты проекта:

Воспитанники: 

  • Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
  • Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
  • Знают правила поведения в природе
  • Имеют представления о последствиях неправильного отношения к Сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
  • Проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
  • Развита связная речь, обогащен словарь детей.
  • Воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
  • Воспитано убеждения о необходимости бережного и осознанного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
  • Сформирована культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.

 Родители воспитанников

  • Принимают активное участие в реализации проекта.
  • Повышен интерес к познанию природы родного края;
  • Понимают важность бережного отношения к лесу.
  • Понимают необходимость формирования у детей среднего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
  • Расширен кругозор экологических знаний.

 

Литература:

  1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.:ЦГЛ, 2004
  2. Савойкина И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.

3.Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие . – Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.

4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

4.Воспитатель ДОУ № 1/2009

  1. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.
  3. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с
  4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
  6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.
  7. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008, -256с.