Открытое занятие “Работа над созданием сценического образа”

Автор: Сафонова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования ВКК, МБОУ ДО «РДДТ», п. Новый Уоян

Тема:  “Работа над созданием сценического образа”. Технологическая карта занятия, самоанализ занятия

 

Цель: Формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.

Задачи:


Обучающие:

Знакомство с элементами актерского мастерства.

          Развивающие:

Развитие индивидуальных способностей.

Воспитательные:

Научиться работать в коллективе.

Здоровьесберегающие:  

Укрепление дыхательного аппарата.

Технические средства:
1.Ноутбук.
2.Экран.

План проведения занятия:

1.Актёрский туалет.

  1. Введение в новую тему.

3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

  1. Индивидуальные этюды.
    5. Подведение итогов.

                     Ход занятия.

1.Организационный момент.

Какие вы знаете элементы актёрского мастерства? (ответы воспитанников)

 Актёрский туалет:

разогрев суставов: активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Горячими ладонями круговыми движениями растираем поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.

концентрация внимания: упражнение – камень слева, камень справа, бревно, собака.

– памяти: 5 мизансцен (положение тела на сцене). Перестраиваемся на счёт 5.

фантазии: композиция «Скульптура» на тему «Волк и семеро козлят»

веры: маленький драгоценный камень потерялся, его надо найти.

 

Вопросы воспитанникам:
• «Как вы считаете, кто занимается в театральном коллективе – созданием сценического образа?»
• «С помощью, каких средств можно создать интересную и выразительную роль?»
• «А достаточно ли тех элементов, которые вы назвали, для создания полноценного сценического образа?»

Слайд (1) Тема урока.
2.Знакомство с новым материалом.
1.
ПОКАЗ слайдов с разными вариантами МИМИКИ людей.

Как называется данный элемент сценического образа?

3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

Слайд
• МИМИКА – (греч. Подражатель) — выразительные движения мышц лица, в которых выражены  чувства человека — радость, грусть,  разочарование, удовлетворение и т. п.
Слайд
Типы мимики:
• непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
• произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, способная передать  душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Произвольная мимика  помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
Практическая работа.
Группу разбить на 2 подгруппы

1 подгруппа: Задание  (сделать описание)
Мимика: Описать маску «Отвращение»: (брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят)
2 подгруппа: Задание (сделать описание)
Мимика: Описать маску «Ужасающий страх» (характерные черты – глаза и рот предельно широко раскрыты).
Самые удачные мимические зарисовки получают звёздочки.
Метод стимулирования.

2.ПОКАЗ слайдов с разными вариантами ЖЕСТОВ и ПЛАСТИКИ людей.
Слайд
Знакомство с определениями
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых  структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:

Слайд
• мимические жесты
• жесты головы, рук и ног
• походка
• различный поворот корпуса тела.
3. Практическая работа.
1 Задание (изобразить)
Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору.
Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.
Метод сравнения
2 задание
(изобразить)

Жест: Руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке.
Пластика: Шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – хищное животное.
Самые удачные пластические зарисовки получают звездочки.

 Метод стимулирования
4. Практическая работа (Индивидуальные этюды).
1)Вопрос для воспитанников:
• «Создав сценический образ, что должен сделать актер, прежде чем выйдет на сцену?»
2) Подготовка актерских этюдов: 4 человека. 

      1)Усталая бабушка идет из магазина. Она присаживается на лавочку, вокруг которой гуляют голуби. Она вынимает хлеб — и кормит голубей. С удовольствием смотрит, как они лакомятся. Затем, радостная, идет дальше.

       2) Вы приходите к себе домой, заходите в свою комнату, видите, что там все вверх дном, и начинаете уборку. Делаете два-три действия (например, смахиваете со стола пыль, убираете раскиданные вещи в шкаф, застилаете неубранную постель) и, закончив уборку, уходите. 

      3) Девушка примеряет в магазине головных уборов (что было понятно из её поведения) разные шляпки и шляпы. Было видно, что одни ей нравятся, другие – нет. Но не было ни одной, которая бы… и вдруг! – решила примерить вот эту!.. И столько счастья было в лучистых её глазах! Как она преобразилась, когда осторожно надела эту шляпку и увидела себя в зеркале!

      4) Ученица достает платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, кладет на стол, включает утюг, гладит, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясет пальцем.

Что вы поняли из поставленных этюдов?

 

Пока готовятся 4 человека, остальные выполняют упражнение «Передай маску».

1) Объяснение педагога:

– А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

2)Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

грусть через руки;

ордость через спину;

радость через лицо;

страх через руки;

радость через руки;

страх через ноги;

радость через ноги;

удивление через руки;

задумчивость через лицо.

3) Коррекция: оказание помощи педагогом по ходу выполнения упражнения.

Спасибо. Молодцы!

 

-Итак, ребята, мы, выполняя упражнения, показывали различные эмоции через жесты и мимику. А какие части тела нам в этом помогали? (ответы детей)

Показ актёрских этюдов.
5.Подведение итогов.
Вопросы кружковцам:

• «Помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить некоторые актерские хитрости?»
• «Какие этюды сегодня не получились и почему?»
• «Как вы считаете, какие этюды удались и почему?»
Метод сравнения
Рефлексия:
• Удовлетворительно (рука на уровне пояса)
• Хорошо (рука на уровне головы)
• Отлично (рука выше головы) рефлексия
6.Домашнее задание – доработать одиночные пластические этюды.

 

Технологическая карта занятия «Работа над сценическим образом»

Деятельность педагога                                       (с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения) Деятельность обучающихся                    (с  обозначением видов и форм активности) Планируемый результат. Комментарии
I этап – организационный – 2 мин
1.1 Приветствует воспитанников. – А теперь встанем в полукруг и поздороваемся друг с другом глазками. Дети встают в полукруг и здороваются глазами. Создание психологического настроя на занятие.
1.2 Давайте поговорим о том, как человек на сцене, в жизни может выразить свои чувства, мысли эмоции.

Прежде чем разбудить свое творчество, давайте разбудим свое тело.

Ответы детей Умение творчески мыслить и не бояться выразить себя.
II этап – мотивационно-проблематизирующий -5 мин.
2.1 Разминка

Разогревающий массаж.                                         

           Разогрев суставов: активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Горячими ладонями круговыми движениями растираем поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея поясница, колени. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник  от копчика до шеи.

   Концентрация внимания: упражнение – камень слева, камень справа, бревно, собака.

   Памяти: 5 мизансцен (положение тела на сцене). Перестраиваемся на счет 5.

   Фантазии: композиция: скульптура на тему «Волк и семеро козлят».

   Веры: маленький драгоценный камень потерялся, его надо найти.

   Дыхательное упражнение

 

 

Дети повторяют за педагогом, стараясь сделать лучше него.

 

 

Установление контакта, создание положительного настроя на занятие

2.2 Введение в тему занятия.

Организация действия обучающихся по принятию цели и задач учебного занятия.

Вопросы воспитанникам:

1.      Как вы считаете, кто занимается в театральном коллективе созданием сценического образа?

2.      С помощью, каких средств можно создать интересную и выразительную роль?

3.      Достаточно ли тех элементов, которые вы назвали, для создания полноценного сценического образа?

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

Дети вспоминают теоретический материал предыдущих занятий

III этап – основной – знакомство с новым материалом -5 мин
3.1 Показ слайда – название темы занятия    
3.2 Показ слайдов с разными вариантами мимики людей.

Вопрос:

Как называется  данный элемент сценического образа?

Просмотр слайдов. Ответы детей.
3.3 Элементы актерского мастерства для создания  сценического образа

Мимика.  Определение.

Радость.

Грусть.

Разочарование.

Удовлетворение .

 

 

Ответы детей

Мимика помогает актеру в создании сценического образа, в определении  психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа
3.4 Типы мимики.

Слайд Непроизвольная мимика. (определение)

Произвольная мимика (определение)

IV этап практическая работа -25 мин.
4.1 Группа разбивается на две подгруппы.

Задание 1 подгруппе:

(сделать описание)

Мимика: описать маску «Отвращение» (брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят)

Задание 2 подгруппе:                            

(сделать описание)

Мимика: Описать маску «Ужасающий страх» (характерные черты-глаза и рот предельно широко раскрыты)

 

 

 

Дети выполняют задания, стараясь предельно точно показать нужную мимику лица.

 

 

Самые удачные зарисовки получают приз.

4.2 Показ слайдов с разными вариантами жестов пластики. Дети наблюдают, выражая свое одобрение или замечание.
4.3 Знакомство с определениями жеста и пластики людей. Жесты и пластика – язык тела – знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые  движения.

(показ слайдов)

4.4 Показ слайдов:

Мимические жесты:

Жесты обмана, жест критической оценки, жест скуки;

Пластика тела балерины,

Мимические жесты рук, головы, лица, ног, походки

Дети рассматривают жесты и пластику, определяют, что обозначают различные жесты, где и когда в жизни можно увидеть данные жесты, определяют положение тела при ходьбе, беге.
4.5 Практическая работа.

Задание: (изобразить)

Жесты: пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору.

Пластика: голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.

 

Дети изображают жесты и пластику  по заданию, делают вывод: все элементы характерны для старого человека.

4.6 Метод сравнения:

Задание: (изобразить)

Жест: руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке.

Пластика: шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и подался вперед, ноги расставлены широко и готовы к прыжку

 

Дети выполняют задание, делают вывод, что все данные жесты и пластика характерны для образа – хищное животное, готовое к атаке.

 

Удачные зарисовки получают приз.

4.7 Индивидуальные этюды:

Вопрос:  – Создав сценический образ, что должен сделать актер, прежде чем выйти на сцену?

Подготовка актерских этюдов: (4 человека)

1)     Усталая бабушка идет из магазина. Она присаживается на лавочку, вокруг которой гуляют голуби. Старушка вынимает хлеб и начинает кормить голубей. С удовольствием смотрит, как они лакомятся. Затем, радостная, идет дальше.

2)     Вы приходите к себе домой, заходите в свою комнату, видите, что там все раскидано, начинаете делать уборку. Делаете два, три действия (смахиваете со стола пыль, убираете раскиданные вещи в шкаф, застилаете неубранную постель)  и, закончив уборку, уходите

3)     Девушка примеряет в магазине головных уборов (что было понятно из ее поведения) разные шляпы и шляпки. Было видно, что одни ей нравятся, другие – нет. Не было ни одной, которая бы –Ах, и вдруг! Решила примерить вот эту! И столько счастья было в лучистых ее глазах! Как она преобразилась, когда осторожно надела эту шляпку и увидела себя в зеркале!

4)     Ученица достает платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, кладет на стол, включает утюг, гладит, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясет пальцем

 

 

 

 

4.8 Упражнение «Передай маску».

Представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в Страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

Грусть (через руки)

Гордость (через спину)

Радость (через лицо)

Страх (через руки)

Радость (через руки)

Страх (через ноги)

Радость (через ноги)

Удивление (через руки)

Задумчивость (через лицо)

 

 

Дети внимательно выслушивают педагога, выполняют задание, показывая эмоцию частями тела.

 

 

 

По ходу выполнения упражнений педагог корректирует и оказывает нужную помощь.

Благодарит воспитанников за работу.

4.9 Показ актерских этюдов. Четыре воспитанника выполняют этюды, остальные внимательно смотрят, оценивают, определяют тему этюда, делают выводы: что удалось, что не удалось, почему? Как сделать еще выразительнее?  

За удачные этюды получают приз.

Vэтап – подведение итогов- 3 мин.
5.1  Рефлексия:

Вопросы: помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить некоторые актерские хитрости?

Как вы считаете, какие этюды удались и почему?

Какие этюды сегодня не получились и почему?

 

Дети отвечают на вопросы, подводя итог занятию: чему мы с вами сегодня научились?

Были ли какие-нибудь трудности?

5.2 Итог занятия:

Удовлетворительно: рука на уровне пояса;

Хорошо: рука на уровне головы;

Отлично: рука выше головы.

– Спасибо, мне приятно было с вами поработать.

 

Самоанализ занятия

Состав группы 12 человек, возраст от 11-13 лет,   3-4год обучения; способность группы средняя; оснащенность занятия: экран, средства обучения

Тема занятия: «Работа над созданием сценического образа»

Место занятия в учебном курсе: второе занятие по теме: «Актёрское мастерство»

Сложность занятия для данной группы: среднее

Учебные цели занятия: закрепление знаний о театре, о театральной терминологии.

Воспитательные цели занятия: сплочение коллектива для индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Развивающие цели занятия: закрепление и проверка умений, навыков сформированных у детей в результате исполнения этюдов, упражнений театрального тренинга (актерское мастерство), элементарный навык работы над этюдами.

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия: слайды, карточки для этюдов.

Задания для самостоятельной работы детей на занятии:

  • исполнение этюдов по карточкам;
  • исполнение эмоциональных упражнений

Цель: Формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.

Задачи:

1.Научиться работать в коллективе.

2.Знакомство с элементами актерского мастерства.

3.Развитие индивидуальных способностей.

     Главным этапом занятия является «Работа над созданием сценического образа». В  идее  занятия была заложена мысль – научить своих воспитанников владеть элементами актерского мастерства.  Актуальность – научиться перевоплощаться в художественный образ через элементы актерского мастерства. Это и стало целью представленного занятия искусства.

     Логика построения занятия соответствовала  цели и задачам, так как  в разработке  применены:  метод художественного обобщения, метод моделирования художественно – творческого процесса, метод пластического интонирования.

     На занятие  выполнялись  различные виды художественной деятельности: практика перевоплощения в образ, художественной метафоры, импровизация по модели и свободная импровизация.

     Среди удачных моментов занятия следует отметить  процесс  «собирания» образа – это задание дети исполняли вдохновенно, немного сосредоточенно, наслаждаясь процессом творчества. Чувствовалось, что детей восхитили образцы наглядного материала  как зрительного, так и аудиального ряда.

     Детей поразили результаты творческой деятельности друг друга, товарищей и самих себя на этапе  демонстрации этюдных работ.

Все этапы занятия способствовали сплочению коллектива для индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

    Я думаю, что цель занятия была достигнута. Дети с удовольствием выполняли упражнения, показали свои творческие способности, фантазию.

______________

Скачать Открытое занятие “Работа над созданием сценического образа”