Научно-исследовательский проект «Тайны почерка»
15.11.22
Агафонова Виктория, 10 лет
Учитель начальных классов Носова Лилия Борисовна
МБОУ СОШ № 10 г. Славгорода Алтайского края
___________________________________________
Оглавление
- I. Введение …………………………………………………………………………………………… 3
- II. Теоретическая часть …………………………………………………………………………… 4
2.1 История графологии …………………………………………………………………4
2.2 Основные признаки почерка …………………………………….. ……………..4
III. Практическая часть …………………………………………………………………………… 6
3.1 Графологический анализ своего почерка ………………………………….. 7
3.2 Графологический анализ почерка одноклассников ………………….. ..8
- IV. Заключение ………………………………………………………………………………………10
- V. Список используемой литературы………………………………………………………11
- VI. Список использованных источников информации………………………………11
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Приложение № 3.
Приложение № 4.
Приложение № 5.
I. Введение
Как-то раз я услышала: «Какой почерк – таков и характер!». Мне стало интересно, а на самом ли деле можно узнать характер человека по его почерку и как это сделать?
Тема исследовательской работы: «Тайны почерка»
Цель исследования: выяснить, возможно ли определить характер человека по почерку.
Задачи исследования:
- Познакомиться с наукой графологией и изучить основные закономерности почерка.
- Проанализировать свой почерк и почерк группы учащихся 4 В класса.
- Составить психологические портреты одноклассников
Объект исследования: мой почерк и почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Гипотеза: предположим, что характер человека можно определить по его почерку.
Практическая значимость: данная работа может послужить кратким пособием в общении с детьми, для родителей и учителей.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по теме;
- наблюдение;
- опрос;
- эксперимент;
- анализ полученных результатов.
Место проведения исследования: МБОУ «СОШ № 10» города Славгорода.
Сроки проведения: февраль 2022 г
- II. Теоретическая часть
2.1 История графологии
Графология – наука, изучающая почерк (1,140). Графология как наука существует давно. Первая книга, посвящённая графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо (Приложение 1). Примерно 200 лет спустя к этой теме вернулись во Франции. Основным инициатором образования графологического общества был аббат Мишон (1806-1881) (Приложение 1), он сам написал несколько сочинений на эту тему, выпускались первые специальные журналы по графологии. В 1872 году написал книгу «Система графологии» впервые употребив термин «графо»-писать, «логос»-наука. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность» (Приложение 1).
Учёные – графологи доказали, что примерно к 8 годам начинает формироваться почерк, окончательно он формируется к 20 годам. В течение всей жизни почерк может меняться. Графология позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка. С помощью почерка можно сделать психологический портрет человека.
2.2 Основные признаки почерка
Начиная с первого класса, всех учеников преподаватели учат писать аккуратно и одинаково, точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и соединения. Ко всем учащимся требования одинаковы. С каждым годом у учащихся класса почерк становится все более индивидуальным.
По почерку можно определить характер человека. Разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Остановимся на самых основных: 1. Сила нажима.
Сильный нажим свидетельствует о глубоко мыслящем человеке.
Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.
- Наклон букв.
Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.
Обладатели сильного наклона влево самодостаточны и независимы, всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.
Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Они всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.
Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем.
Если почерк вертикальный, то люди тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.
Наличие всех признаков – сомневающийся, непоследовательный, неуверенный в себе человек, испытывающий трудности в принятии решения, и часто меняющий его.
- Размер букв.
Обладатели крупного почерка (более 4 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. У них много друзей. По натуре они лидеры и душа любой компании.
Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый.
Средний почерк (3-4 мм) говорит о том, что человек имеет уравновешенный характер, легко идет на контакт с людьми и быстро приспосабливается к окружающей обстановке.
Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые.
Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.
- Очертания букв.
Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.
Угловатые буквы – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.
- Расположение строк на странице.
Если на не разлинованном листе строки текста поднимаются вверх, то человек, писавший его – оптимист. У пессимиста строчки опускаются вниз.
Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, уравновешенных, реально оценивающих свои возможности.
Неровные, волнообразные строки говорят о частой смене настроения, неуравновешенности, хитрости.
- Характер написания слов.
Слитный почерк является признаком хорошего логического мышления.
Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.
- Общая оценка
Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность.
Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности.
III. Практическая часть
3.1 Графологический анализ почерка
Изучив и проанализировав информацию, мы составили таблицу, по характеристике почерка. По ней мы провели исследование моего почерка. Попутно, характеристику почерка мы оценивали в баллах. Этот тест мы взяли из Учебно-методического пособия «Графология: характер по почерку» (2, 47)
Размер букв: очень маленький – 3 балла; просто маленькие – 7; средние – 11; крупный – 20.
Наклон букв: левый наклон – 2 балла; легкий наклон влево – 5; правый наклон – 14; резкий наклон вправо-6;прямое написание-10.
Форма букв: округлые – 9 баллов; бесформенные – 10; угловатые – 19.
Направление почерка: строчки «ползут» вверх – 16 баллов; строчки прямые – 12; строчки «сползают»вниз-1.
Интенсивность (имеется в виду «размашистость» почерка и сила нажима): легкая – 8 баллов; средняя – 15; очень сильная – 21.
Характер написания слов: склонность к соединению букв в слове – 11 баллов; склонность к отделению букв друг от друга – 18; смешанный стиль (и то и другое) – 15.
Общая оценка: почерк старательный, буквы выведены аккуратно – 13 баллов; почерк неровный, слова то четки, то читаются с трудом – 9; буквы написаны кое-как, почерк небрежный, неразборчивый – 4.
Баллы, которые вы набрали:
38-51 балл. Такой почерк наблюдается у людей со слабым здоровьем, у тех, кому далеко за 80.
52-63. Так пишут несмелые, робкие, пассивные, флегматичные.
64-75. Этот почерк принадлежит человеку нерешительному, мягкому, кроткому, с утонченными манерами. Такие люди часто немного наивны, но не лишены чувства собственного достоинства.
76-87. Такой почерк характерен для человека прямодушного и откровенного, общительного и впечатлительного.
88-98. Достигший такой суммы баллов отличается честностью и добропорядочностью, имеет сильную, устойчивую психику, отважен, полон инициативы и решительности, смекалист.
99-100. Это – индивидуалисты. Люди вспыльчивые и обладающие острым и быстрым умом. Обычно независимы в суждениях и поступках
3.2 Графологический анализ своего почерка
Анализ почерка был произведён как по записям моих тетрадей, так и на нелинованной бумаге (Приложение 2)
№ п/п | Общие признаки почерка | Признаки моего почерка | Характеристика
моего почерка |
Балл |
1 | Размер букв | Средний
4 мм |
Уравновешенный характер, легко идет на контакт с людьми и быстро приспосабливается к окружающей обстановке. | 11 |
2 | Наклон букв | Прямое написание | Люди тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство | 10 |
3 | Направление почерка | Прямая
строка |
Характерна для людей спокойных, рассудительных, уравновешенных, реально оценивающих свои возможности. | 12 |
4 | Форма букв | Округлые | Указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. | 9 |
5 | Нажим | Средний | Такой человек может долго работать физически и интеллектуально, не уставая слишком сильно. Он имеет собственное мнение. | 15 |
6 | Соединение букв | Слитное | Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. | 11 |
7 | Общая оценка | Слегка размашистый почерк | Говорит об уверенности в себе, лидерстве, напоре. Такой человек быстро принимает решения, готов руководить. | 9 |
Итого баллов: | 77 |
Вывод: по таблице в сумме набрано 77 баллов – такой почерк характерен для человека прямодушного и откровенного, общительного и впечатлительного, с хорошим логическим мышлением. Обладатели такого почерка лидеры по натуре, могут быстро принимать решения, всегда имеют свою точку зрения, где-то упрямы, но могут идти на компромиссы. Они добры, отзывчивы и трудоспособны, как умственно, так и физически. Таким образом, мой характер по наблюдениям родителей (Приложение 3) совпадает с характером определённым по почерку.
3.3 Графологический анализ почерка одноклассников
Среди одноклассников была выбрана группа из 6 человек с разными почерками, хотя желающие поучаствовать в эксперименте были практически все. (Приложение 4)
Участникам был предложен текст, для списания на нелинованной бумаге, также были проанализированы их записи в тетради. (Приложение 5)
№ | Ф.И. участника | Общие признаки почерка | |||||||
Размер | Наклон | Направление | Форма | Нажим | Соединение | Общая оценка | Балл | ||
1 | Дедух Настя | средние
3 мм |
правый | вниз | округлые | средний | слитно | старательный, аккуратный | |
Балл: | 11 | 14 | 1 | 9 | 15 | 11 | 13 | 74 | |
2 | Межевых Дарья | очень маленькие
2 мм |
правый | вниз | округлые | лёгкий | слитно | старательный, аккуратный | |
Балл: | 3 | 14 | 1 | 9 | 8 | 11 | 13 | 59 | |
3 | Пастухов Кирилл | крупный
5 мм |
прямой | прямые | округлые | сильный | слитно | размашистый | |
Балл: | 20 | 10 | 12 | 9 | 21 | 11 | 10 | 83 | |
4 | Данилова Софья | крупный 4,5 мм | правый | волнообразные | округлые | сильный | слитно | старательный, аккуратный | |
Балл: | 20 | 14 | 7 | 9 | 21 | 11 | 13 | 95 | |
5 | Голованов Артём | средние 3 мм | правый | прямые | угловатые | средний | слитно | небрежный, неразборчивый | |
Балл: | 11 | 14 | 12 | 19 | 15 | 11 | 4 | 86 | |
6 | Стародубов Кирилл | средние 5 мм | лёгкий наклон влево | волнообразные | углова
тые |
лёгкий | слитно | неровный | |
Балл: | 20 | 5 | 7 | 19 | 8 | 11 | 11 | 81 |
Затем мы решили определить совпадения на основе наблюдений и составили следующую таблицу:
№ | Ф.И. участника | Черты характера
( по почерку) |
Совпадения (по наблюдениям) |
1 | Дедух Анастасия | Этот почерк принадлежит человеку нерешительному, мягкому, кроткому, с утонченными манерами. Такие люди часто немного наивны, но не лишены чувства собственного достоинства. | Совпадает |
2 | Межевых Дарья | Такой почерк наблюдается у людей со слабым здоровьем. У таких людей слабая воля, сдержанная, скрытная, спокойная, осмотрительная. | Совпадает |
3 | Пастухов Кирилл | Такой почерк характерен для человека прямодушного и откровенного, общительного и впечатлительного, спокойного и уравновешенного. | Совпадает всё, кроме общительности |
4 | Данилова Софья | Это – индивидуалисты. Люди вспыльчивые и обладающие острым и быстрым умом. Обычно независимы в суждениях и поступках. У таких людей происходит частая смена настроения. | Совпадает частично; не совпадает – вспыльчивость и частая смена настроения. |
5 | Голованов Артём | Такой почерк характерен для человека скрытого и замкнутого, они стремятся к независимости, не любят, когда им указывают, впечатлительные и нервозные. | Совпадает |
6 | Стародубов Кирилл | Такие люди – открыты и эмоциональны. Собственные интересы всегда ставят выше групповых. Неуравновешенны, чувствительны и романтичны, со слабой волей. | Совпадает |
Таким образом делаем вывод: из 6 участников у 4 стопроцентное совпадение характера (на основе наблюдения) и почерка. У двух участников частичное совпадение. Конечно, мы не опытные графологи, но если проявить некоторую наблюдательность, то можно за почерком увидеть живого человека.
- IV. Заключение
В ходе исследования своего почерка и почерка одноклассников, мы подтвердили свою гипотезу и пришли к выводу, что у каждого человека индивидуальный почерк. Изучая особенности почерка можно понять черты характера человека.
Цель, поставленная нами, достигнута. В результате исследований мы научились частично анализировать, сравнивать и обобщать результаты эксперимента. Один из выводов к которому мы пришли, заключается в том, что наука графология основана на определённых правилах, которые должны строго применяться для того, чтобы прийти к правильным выводам. Поэтому, чтобы заниматься изучением почерка необходимо много и серьёзно учиться, а это лишь были первые мои шаги.
В дальнейшем эту работу я планирую продолжить, чтобы проанализировать почерки всех учеников своего класса.
- V. Список используемой литературы
- Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. Издательство «Норинт», 2005 г
- Кравченко В. И. Учебно-методическое пособие «Графология: характер по почерку». Санкт-Петербург, 2006