Методическая разработка: «Использование игровой деятельности на уроках ритмики в ДШИ»

Методическая разработка: «Использование игровой деятельности на уроках ритмики в ДШИ»

15.02.2022

Автор: Концертмейстер Гетман Алла Олеговна

МБУ ДО ДШИ Белокалитвинского района

Скачать материал: Методическая разработка: «Использование игровой деятельности на уроках ритмики в ДШИ»

________________________________

В нашей школе искусств уже более 15 лет работает очень интересное и увлекательное отделение раннего развития, на которое принимают детей 5 лет (срок обучения 2 года)  и       6 лет (срок обучения 1 год). Именно в этом возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями для восприятия и понимания окружающего мира. Дети дошкольники с   большим интересом занимаются и всесторонне развиваются, когда посещают уроки Сольфеджио, Ритмики, Хора и Изо.                                     Цели подготовительного отделения:         выявление одаренных детей и развитие творческих способностей в раннем детском возрасте,                     создание условий для художественного образования и эстетического воспитания детей,                         приобретение детьми опыта творческой деятельности, формирование в процессе обучения познавательной активности,                                                                    адаптация детей к жизни в обществе;                      формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и развитие эстетических потребностей и вкусов у обучающихся,                                                                             дальнейшее поступление в ДШИ.

На уроках Сольфеджио дети в доступной и увлекательной форме знакомятся с нотной грамотой: графическим изображением нот, ритмическими рисунками и формулами, музыкальными знаками.                                                    Занятия ИЗО помогут детям увидеть окружающий мир в удивительных красках.                                                                В процессе пения на уроке Хора у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, развивается речь, чувство ритма. Благодаря дыхательной гимнастике укрепляются легкие и весь голосовой аппарат.                                                    На уроках Ритмики ребят ждет знакомство с миром движения: танцевальные игры, упражнения, этюды, и, конечно – подготовка танцев для выступления перед родителями. В процессе обучения у детей развивается музыкальность, артистичность, чувство ритма, координация движений, повышается гибкость, пластичность, укрепляется суставно-связочный аппарат и мускулатура, а также нарабатывается опыт творческого взаимодействия со сверстниками, повышается уверенность ребенка в себе.

Занятия  проходят по следующим направлениям:         развитие ритмических навыков,                                             азы гимнастических упражнений,                                           развитие музыкального слуха,                                               постановки игровых композиций и танцев.

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях предмета « Ритмика» с детьми дошкольного возраста работают два педагога –хореограф и концертмейстер. Дети развиваются не только физически, но и музыкально.

Главной задачей предмета «Ритмика» является активизация музыкального мышления детей через движения. С самых первых занятий на уроках ритмики надо стремиться к тому, чтобы дети воспринимали музыку в целом, то есть прежде всего чувствовали ее общий характер (музыка веселая, бодрая, спокойная, грустная, маршевая, плясовая и т. д.). Во время движения детям неоднократно предлагается прислушаться к музыке и двигаться вместе с нею. Внимание их обращается и на скорость движения ( темп) и на силу звучания (динамические оттенки). Каждый раз давая новое упражнение, следует предложить детям прослушать музыку, а затем уже двигаться в соответствии с заданием педагога. Детей необходимо научить прямо и стройно держаться, легко и свободно ходить, бегать, прыгать, координировать движения рук и ног при ходьбе, мягко опускаться после прыжка- все это чрезвычайно важно как для правильного развития организма ребенка, так и для его музыкального роста.                                                                                               На уроках ритмики знакомят детей с танцевальными движениями: марш, подскоки, перескоки, боковым и прямым галопом, с наиболее доступными элементами народных танцев. И, конечно,задача концертмейстера заключается в подборе самого разнообразного музыкального материала, который необходимо постоянно пополнять. Действительно, частое звучание на уроке одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений учащимися. Однако и слишком частая смена сопровождения рассеивает внимание, не способствует усвоению и запоминанию движений. Подбирая музыку для ритмических  композиций необходимо стремиться к разнообразию стилей, поэтому важно включать такие произведения,как                                             детские песни российских композиторов,                                народные мелодии,                                                          классические произведения.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, формирует художественный вкус.Поэтому так важен строгий отбор музыкальных произведений для занятий ритмикой.                                                                        Во время урока концертмейстер должен четко чувствовать настроение как педагога,так и учеников. Так как урок Ритмики подразумевает собой довольно большую физическую активность, необходимо  дать возможность всем отдохнуть. Но не просто так, а с пользой.                   

На такую минутку отдыха у нас подготовлено очень много самых разнообразных заданий, трудность которых зависит от возраста учеников:                                                                        это и простые загадки, так или иначе связанные с хореографией, с образованием;                                                задания на логику;                                                     угадывание разных музыкальных жанров и исполнение определенных движений в угаданных жанрах;                     и, конечно, важным компонентом урока является игра. Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие жизненно необходимые навыки и развивают артистизм и импровизацию. Дети очень любят выдумывать. Для того, чтобы они могли проявить себя, им нужно давать как можно больше времени для фантазии и воплощения своих идей.                                                          Ниже приведены некоторые игры, в которые дошкольники очень любят показать себя.

“Теремок” Танцуя, по лесной дорожке к теремку идёт……..  (показать образы всевозможных лесных жителей, сказочных героев)

“Магазин игрушек” Все придумывают свою игрушку, а один ребёнок-покупатель заводит ключиком каждую фигуру и угадывает кто это.

“Зеркало” -разбиваются на пары. Под музыку один танцует,а второй повторяет все движения. Выигрывает тот,кто точнее повторит.

“Игры с постепенным ускорением темпа” ( Вперед 4 шага, Мы пойдём сейчас налево, Колёсики и мн.др.)

“Зоопарк” Каждый придумывает свой образ животного, ведущий должен по движениям угадать кто это.

“Артисты”Каждому ребёнку раздаётся своя роль,все должны придумать движения на свой образ. Под определенный текст создается целый спектакль.

“Двигайся-замри” Под определённые слова песни нужно замереть в красивой танцевальной позе.

“Марионетки” нужно танцевать определёнными частями тела (только руками, плечами, бёдрами и т.д.)

“Оркестр” Надо выбрать свой музыкальный инструмент, придумать движения, сначала по очереди показывают, остальные угадывают, затем играет весь оркестр Tutti.

“Шоу Танцуют все” Необходимо заранее подобрать разный музыкальный материал.Дети должны с помощью ранее изученных движений или своей фантазией угадать и показать определенные образы:                                             Песня и танец Красной шапочки,                                          Танец гномика,                                                                               Мамины помощники,                                                                     Подиум (изобразить походку моделей),                                         Цирковой марш,                                                                            Топ-топ топает малыш (показать первые шаги маленького человека),                                                                                   Придворные леди (под музыку полонеза),                            Индийский (восточный) танец,                                              Чарльстон (изобразить походку Чарли Чаплина)                        и многие другие танцы, образы, фантазии.

Роль концертмейстера на уроках ритмики велика. Важно уметь откликаться вовремя на все требования преподавателя-хореографа, быть внимательным к движениям учеников, через игру передавать характер движения. Благодаря этому хореограф сможет спокойно, не отвлекаясь на посторонние задачи, следить за выполнением детьми различных движений, вовремя корректировать их, работать на хороший результат.

Очень важно для концертмейстера иметь хорошую память, высокую работоспособность и внимательность, находчивость в неожиданных ситуациях, которые довольно часто случаются в течение урока, а так же хорошую теоретическую базу.

Если концертмейстер сделает правильный выбор при музыкальном оформлении урока, тогда и ритмика станет самым интересным и веселым уроком.