Методическая разработка для младшего и среднего школьного возраста «РУССКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО» Фомина М.С. и Турушева С.А. 14.12.2020

Методическая разработка для младшего и среднего школьного возраста «РУССКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО»

Муниципально бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творчества Октябрьского раойна» города Улан-Удэ. Педагоги дополнительного образования ВКК Фомина Маргарита Семеновна  и Турушева Светлана Александровна

Скачать материал: “РУССКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО

Пояснительная записка

         Данный материал представлен, как методическая разработка для педагогов, работающих  в сфере дополнительного образования. Может   использоваться   по типу   как очной, так и дистанционной формы внеклассной, воспитательной работы.

      В настоящее время актуальной является задача сохранение национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Возрождение русского гостеприимства средствами народной, культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей посредством приобщения к русским истокам, воспитание любви и интереса к истории своего народа – задача   современного общества.

 

Цель: Формирование представлений о традициях русского гостеприимства и чаепития.

Задачи:

 

Образовательные:

  • Познакомить ребят с традициями русского гостеприимства; 
  • Расширять и обогащать знания детей о традициях русского гостеприимства и чаепития;
  • Вспомнить и познакомить детей с правилами поведения в гостях;
  • Познакомить детей с элементами игры на ложках;

 

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей, певческие навыки, актерское мастерство;
  • Развивать у детей познавательный интерес к народной музыке: русские песни, частушки;
  • Развивать чувство ритма и такта при исполнении музыкальных произведений;

 

 Воспитательные:

  • Повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций;
  • Прививать  чувство любви к своей Родине, уважения к ее традициям;
  • Воспитывать гордость за свою Родину и свой народ;

Реквизит:

Стол, самовар, рушник с хлебом- солью, угощения на столе.

Музыкальные инструменты: балалайка, ложки, бубен.

 

Музыкальный материал:

«К нам гости пришли»  сл. М. Ивенсен  ,муз. Ан. Александрова

«Частушки чайные»

«Ой, сад во дворе» русская народная песня.

«Будьте здоровы!» сл. М. Исаковского, муз. И. Любана.

Действующие лица: Хозяйка и гостья.

 

Ход мероприятия:

 

Звучит музыка:

 Хозяйка встречает гостью хлебом солью и они поют песню

«К нам гости пришли»

 

1.К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли. 2 раза

 

2.С морковью пирог,

И с капустой пирог,

А который без начинки –

Самый вкусный пирог. 2 раза

 

3.А сейчас вдвоём

Мы для вас споём,

Вы похлопайте в ладоши –

Мы плясать пойдём.

        

4.Ты топни ногой

Да притопни другой,

Я волчком кружиться стану,

А ты так постой.

 

5.К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли. 2 раза

 

Хозяйка: Здравствуй, гостья дорогая! В дом к себе я приглашаю!

                 От души признаться надо!  Что тебе я очень рада!

 

Гостья:    Здравствуй, милая подружка! Напекла, смотрю ватрушки!

                 И я  к тебе не с пустыми руками! Со своими, кума пирогами!

 

Хозяйка:  Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом

                 Встретить щедро – от души – с уважением большим!

                 То гостей таких встречаем пирогами, сладким чаем!

                 Он на блюде расписном, с белоснежным рушником

                 С караваем соль подносим, поклонясь, отведать просим.

Гостья:  Всем здравствуйте, дорогие наши зрители! Сегодня мы расскажем вам о русском гостеприимстве! Ребята, а вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости? Как вы понимаете слово « гостеприимство» ( ……гостеприимство это значит гостей принимать)

 

Хозяйка: Вот и сегодня мы встречаем гостей, соблюдая традиции русского гостеприимства хлебом – солью.

 

Гостья: Во все времена русские люди любили ходить в гости и встречать гостей, красиво наряжались и украшали свой дом, готовили подарки и угощения, встречали гостя хлебом –солью, кланялись в пояс, гость отламывал маленький кусочек хлеба, мокал в соль и кушал. (Все действия демонстрируются)

 

Хозяйка: Усаживали гостей в красный угол – самое красивое и удобное место в комнате и угощали  гостя чаем из самовара (ведущие присаживаются  за стол)

 

Хозяйка: Скатерть новую разложим! Самовар уже вскипел!
                   Мёд, лимончик мы положим, Сахар комковатый бел…

Гостья:     Заварите чай покрепче, чтоб с душицею-травой,
                  С мятой, что печали лечит, с цветом липы да с айвой…

 

Хозяйка: Я хочу открыть секрет  и  полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней,

Гостья: Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает,
И сонливость переборет, и  с усталостью поспорит, сокрушит любой недуг, 
Вместе: Чай здоровью – лучший друг!

 

Хозяйка: А давай- ка узнаем у наших  слушателей, что они знают о чае?

 Проведем ка викторину не случайную, а викторину чайную!

 

Гостья: Ну а вы там не зевайте, скорее ответы нам давайте!

 

Хозяйка: Какая страна считается родиной чая? (Китай)

 

Гостья:  В какой стране чай пьют охлажденный со льдом?(Индия)

 

Хозяйка: Какой чай называют русским? (чай с лимоном)

 

Гостья: В какой стране изобрели самовар? (Россия Тула)

Хозяйка: Как правильно говорят: чайный куст или чайное дерево?

 (чайное дерево)

 

Гостья: С чем следует пить чай при простуде? (с малиной)

Хозяйка: Земляники ягод алых бросим ложечку в стакан…
                 Ароматом небывалым чай поутру нас созвал.
                 Угощайтесь! Чаю хватит! Самовар кипеть готов.

Гостья:   А хозяюшке заплатим похвалою едоков!

 

Хозяйка: Ну какое ж чаепитие без песен да частушек!

 

Гостья:    А знаете ли вы частушки, связанные с чаем и чаепитием?

 

Хозяйка:  Зрители наши дорогие, люди близкие простые, мы частушки петь начнем, ну и ваших нынче ждем!

 

Гостья: Вы пишите прямо в чат! Да порадуйте ребят!

 

Хозяйка: За частушки ваши вам, мы подарим что то вам!!!!!!!!!!!!!

(Звучит музыка….  Поем частушки и играем на ложках)

 

ЧАСТУШКИ

  1. На столе у нас пирог, пышки и ватрушки.
    Так споём же под чаёк, чайные частушки!

 

2.Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко чая?
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

 

3.Утром чай, днём чаёк, вечером – чаище.
С чаем ты не расставайся, будь здоров дружище!

 

4.Поднимает настроенье и даёт он вдохновенье:
Красный чай, чёрный чай, веселись, не скучай!

 

5.Из богатых я невест, не волнуйся, миленький!
У меня в приданном есть самовар красивенький!

 

6.В пляске не жалей ботинки, предлагай- ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки, значит письма пишут вам!

 

7.Мы пропели вам частушки, не желаем уходить.
Нам по чашке наливайте, мы чайку хотим попить!

 

Хозяйка: Ну давай заглянем в чат, да послушаем ребят!

                  Кто отправил нам частушки? Есть такие ребятушки?

 ( ответы –частушки в чате пропевают вместе с ребятами!)

 

Гостья: Ай спасибо вам за чай! За вкуснейший каравай!

               И традиций наших русских, ты народ не забывай!

 

Хозяйка: После вкусностей да чая, да мучного каравая

                 Нам пора, друзья размяться…поплясать да и поиграться!

 (ведущие встают рядом, показывают движения ребятам и пропевают  слова)

 

Гостья:   Бабка шла-шла-шла, пирожок нашла,
                 Присела, поела, и опять пошла.

Хозяйка: Встала бабка на носок, а потом на пятку,
                 Стала “русскую” плясать, а потом в присядку.

 

Гостья: На Руси все пляски сопровождались русскими народными инструментами? Угадайте какими? (балалайка, гармошка и ложки)

 

Хозяйка: Ложки разными бывают, и на них порой играют.

Отбивают ритм такой! Сразу в пляс пойдет любой.

 

Гостья: Мы сегодня вас научим всех играть на деревянных ложках!

 

Хозяйка: Коли нету деревянных, на железных можете!

         (Гостья объясняет игру на ложках, хозяйка повторяет за ней)

              Затем все движения проделывают под веселую музыку)

 

Хозяйка: Гостеприимные хозяева после песен да плясок  на прощание снова приглашали гостей к столу

Для всех вас, взрослые и детишки: Калачи, ватрушки, пышки. 
Наливайте, не стесняйтесь, Сладким чаем забавляйтесь!

Приглашаем к самовару! Чай вкуснейший с пылу с жару

 

Гостья: Праздник кончился, хозяева устали, а гости шумят, не уходят. Как быть? Проводить гостей – тоже традиция русского гостеприимства. На прощание им раздавали пироги – “разгоняем” или “выгонцы”. Правда, хорош обычай! Когда с пирогом провожают? Вежливо. И не обидно!

 

Хозяйка: Всех не спеть нам славных песен, Добрых слов всех не сказать.
Край старинный наш чудесен, Как и вся Россия- мать.
Всем спасибо от хозяйки, За улыбку и за смех.
За частушки, пляски, байки, Благодарствую я всех.

 

Гостья: До свидания! До свидания! До свидания!

Три раза! А еще раз До свидания, ваши ясные глаза!

          На прощание исполняют куплет и припев  песни « Будьте здоровы»!

                                                     Список литературы:

  1. Учебно-методическое пособие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2006 г О.Л. Княжева, М.Д. Маханева.
  1. «Народная Русь» А, Коринфский, -Москва: Белый город,2007г