«Медиатехнологии в образовании. Самопрезентация»

«Медиатехнологии в образовании. Самопрезентация»

03.02.2023 г.

Методист Савочкина Анна Игоревна

ГБУДО «Брянский областной губернаторский Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина»

______________

В настоящее время детская аудитория стремительно меняется. На смену поколению Z (1995-2010 годы) приходит поколение «альфа» (с 2010 года по настоящее время). И вместе со сменой поколений поменялись и их ценности и поведение в социуме. Новое поколение еще более раскрепощенное и свободолюбивое родилось с телефоном в кармане, а значит и интернетом, огромной площадкой для реализации своих возможностей. Для них стандартные методы обучения не так интересны, к тому же данное поколение и внимание не может долго удержать, поэтому они так быстро теряют интерес к «скучному изучению предметов».

Основная задача обучения детей в дополнительном образовании – воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных особенностей, проявлений одаренности.

Поскольку целью любого педагога является обучение детей, то в современных условиях он вынужден прибегать к новым технологиям в образовании. Именно поэтому важно учитывать особенности детей при разработке методических материалов, открытых занятий, мастер-классов. Для нынешних детей очень важна самореализация, но не под предлогом «ты должен», а с помощью уникальных или интерактивных методов. Ребенка важно заинтересовать, а не заставить обучаться. И здесь на помощь к анм приходят медиатехнологии, которые так близки поколению Z  и поколению «альфа».

«Медиа» — что же это такое?

Если рассматривать этот термин в широком смысле, то медиа – это все средства коммуникации, которые предназначены для получения и передачи информации. На протяжении последних ста лет обычным и стандартным способом передачи информации являлись радио и телевидение. Однако, в последние двадцать лет получили распространение так называемые «новые медиа», которые напрямую связаны с сетью Интернет. Сам термин «медиа» был введен и обрел популярность благодаря научной деятельности Торонтской школы теории коммуникации. Медиа при определенном стечении обстоятельств создают определенную среду вокруг себя — медиапространство. В случае же настоящего исследования речь идет о сети Интернет, и в большей степени с форматами общения в рамках данной сети.

На данный момент Интернет стал неотъемлемой частью жизни человека. И если для поколения родившегося в 80-ых и учившихся в начале 00-ых сеть Интернет воспринималась как нечто новое, для современного старшеклассника Интернет и сопутствующие ему явления — это данность, которая воспринимается как окружающая природа или архитектура. Проникновение Интернета в жизнь человека усиливается тем фактом, что не обязательно для этого пребывать в стационарном положении перед компьютером — смартфон, которым владеют практически все учащиеся школы, дает доступ в Интернет практически в любом месте в любое время. Именно поэтому мобильный траффик в течение последних десяти лет неуклонно растет, а «десктопный» траффик, то есть траффик с компьютеров, неуклонно сокращается [3, с. 143]. Нет нужды перечислять всем очевидные вещи — в Интернете хранится значительный объем информации о мире.

Весьма интересны форматы существования «новых медиа» в рамках Интернета.   

Мы в рабочем порядке делим их на несколько категорий, поэтому без ссылки на авторство:

  • Социальные сети
  • Мессенджеры
  • Форумы и сайты Блоггинговые площадки и имиджборды (в рамках одной категории встречаются Яндекс.Дзен и Двач)
  • Мобильные приложения

Для новых медиа характерно акцентирование внимание на развлечениях, однако, как замечает ряд современных исследователей, все чаще развлечение в его чистом виде уступает так называемым «образовательным развлечениям» или «обучающим играм». Именно это является одной из причин современного бума «образовательных технологий» (educational technologies; сокращенно EdTech) во всем мире [1, c. 2].

Основной и ключевой проблемой в применении медиа технологий для образовательных процессов является их принципиальное отличие в форме подачи знания и как следствие его усвоение. Помимо всего прочего некоторые платформы и не создавались для образовательных процессов изначально, например социальные сети и как следствие ограниченно пригодны или даже малопригодны для образовательного процесса. Конечно же основные положения физики, биологии, алгебры, а также литературный и исторический багаж знаний, который получают школьники старших классов со всей очевидностью важен для молодого человека, для формирования его личности. Однако, современные новые медиа, такие как Википедия, и сама архитектура сети Интернет, дают возможность молодому человеку не запоминать то, что ему не нужно в его повседневной практике — рабочей или развлекательной. Иными словами, если молодой человек нашел свое призвание в программировании или профессиональном спорте ему нет нужды, как минимум по его собственному мнению, запоминать каких-либо персонажей из литературы, авторов крупных произведений или исторических личностей и их деяний. В данном случае молодой человек может моментально узнать всю его интересующую информацию в сети Интернет. Парадоксальным образом вседоступность знания приводит к его невостребованности.

И именно на данном уровне мы видим первый спектр перспектив — донесение до школьников, преимущественно гуманитарного, знания через медиа — мессенджеры и социальные сети [4]. А также через специализированные платформы конструирования онлайн-курсов, как правило в видеоформате — например, Stepik.ru.

Для старшеклассника же ключевым является не только и не столько воспитательный и общеобразовательный характер получаемого знания, сколько начальная профессиональная ориентация. И вот здесь новые медиа предоставляют такие возможности, которых не было никогда и которые не имело ни одного поколение в истории человечества прежде. Это второй спектр перспектив.

Невероятно важным и уникальным в данном случае, является создание новых отраслей и ниш, а также профессиональных видов деятельности в рамках работы медиа технологий, в рамках работы сети Интернет, в том числе и в педагогике. И речь в данном случае идет не только о программистах и дизайнерах, но о таких новых профессиях, которые появились всего несколько лет назад как медиабайеры, арбитражники траффика и аффилиат менеджеры, огромные возможности в карьерном росте получают копирайтеры, видеоблоггеры, сторителлеры и прочие контент-мейкеры [6, с. 211].

Причем, все перечисленные «работы» подчас не подразумевают наличие высшего или среднеспециального образования и как следствие для их освоения нужно не так много времени и усилий. Наконец, наиболее перспективными для профессионального и фундаментального, в рамках данного исследования, образования видятся мобильные приложения, которые уже зарекомендовали себя как эффективные образовательные площадки. Из таковых наиболее популярными на данный момент являются платформы по изучению иностранных языков. Социальные сети также включены на данный момент в образовательную парадигму и наиболее лидирующее положения занимает YouTube, где любой желающий может найти видеокурсы практически по любому направлению человеческого знания.

Медиатехнологии дают уникальную возможность не только для обучения, но и для самопрезентации будь то сам педагог, ученик или даже образовательная организация. В современном обществе, когда каждый при себе имеет смартфон, возможность создать короткий, но информативный видеоролик очень велика, следуя основным этапам создания видеофильма.

Этапы создания видеоролика:

  1. Нарезаем кусочки видео/фото под бит музыки.
  2. Переходим в «Эффекты» —> «Эффекты видео», вкладка «Подробности», добавляем эффект «Размытие по вертикали», обрезаем его, и ставим на начало каждого кусочка видео.
  3. На каждый кусочек добавляем анимацию «Раскачивание по вертикали» и «Раскачивание по горизонтали». Так, чтобы они чередовались.
  4. Готово✔

 Подводя итог необходимо отметить, что мы наблюдаем лишь начало становления образовательных процессов в рамках новых медиа, тем не менее, выглядит оно крайне многообещающим. Это же дает основание как можно скорее перейти к его освоению и применению в рамках общеобразовательных школьных программ. Мы также может отметить, что перспективы существуют как для младшеклассников и учащихся средней школы, так и для старшеклассников. Несмотря на то, что сложно предсказать конкретные пути развития медиа-образования, тем не менее, можно сделать несколько возможных предположений.

Список литературы:

  1. Бабошкин А. О. Бизнес-модели образовательных проектов // Вестник молодежной науки, T. 4 (11), 2017. C. 2.
  2. Мирзоходжаев М. Д. Проблема профориентационной работы в школе // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки, Т. 1 (50), 2017. С. 224–228.
  3. Старук М. М. Роль интернет-технологий в развитии информационной культуры современного школьника // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, Т. 1, №. 1, 2016. С. 142–146.
  4. Тьерри, Р. Обучающие сети: Альтернатива традиционным методам внедрения организационных изменений и эффективный способ повышения организационной вовлеченности. — Устное сообщение в НИУ Высшая школа экономики 1.04.2014.
  5. Шарова О. Я. Новые акценты в организации методической работы в школе // Сборник статей участников районной педагогической конференции «Петербургская школа: прогресс и инновации» 27–28 августа 2014 года, СПб. 2014. С. 10–13.
  6. Яковлева Н. А. Современный образовательный контент системы непрерывного образования // Теория и практика общественного развития, №. 10, 2015, С. 209–212.