Ларец со сказками (создание собственного мини-театра кукол)

Ларец со сказками (создание собственного мини-театра кукол)

30.12.2022 г.

Конкурс “Страна талантов”. 

Малышева Таисия, 8 лет, МБОУ СОШ № 67 г. Новосибирск

________________________

Указом президента 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей. Следуя политике президента, мы стараемся внести свои знания в эту область.

    Я с классом была на экскурсии в Новосибирском Областном театре кукол. Там нам показали настоящее закулисье и бутафорский цех, где делают кукол. Когда приходишь просто на спектакль и погружаешься в театральное действо, то не думаешь о режиссёре, сценаристе, мастерах-бутафорах, актёрах-кукловодах, осветителях, не задумываешься, как создаётся это зрелище. Но, увидев, как рождаются куклы, ощутив магию театра, я поняла, что тоже хочу свой, пусть маленький, но самый настоящий кукольный театр!

Как мы делали театр

Создать театр- очень интересная задача, требующая большого количества знаний и умений. Оказалось, что некоторые задумки невозможно осуществить технически. А для проверки других, нужно сделать пробный макет и не один. (Приложение 1)

Первый макет был собран из гофркартона, так мы определились с пропорциями конструкции. После этого старший брат перенёс все параметры в программу CorelDRAW и построил чертёж для выпиливания из фанеры. Мой дедушка сам собрал фрезерный станок и на нём выпилил детали сцены. (Приложение 2)

На Алиэкспресс мы заказали маленькие металлические шарики, и папа собрал подшипник, который помогает сцене вращаться.(Приложение 3)   

Этот театр, настоящий Ларец со сказками, он устроен так, что можно показывать разные постановки, стоит только заменить состав кукол. Изюминкой театра, которая особенно нравится зрителям, стал сценический круг. Поворотный круг изобретён в Японии драматургом Намики Сёдзо в 1758 году для театра Кабуки. А мы на него закрепили “лес” и это создаёт эффект движения, когда действие переносится в другое место, получается будто перелистнули страницу. А ещё мы придумали надевать на ёлки кукол и они могут “бегать”, а заодно это освобождает руки кукловоду для других персонажей.

Пока вся семья делала сцену, я лепила кукол. Можно было взять пластику или глину, но нам показалось, что у солёного теста очень много преимуществ: доступность, стоимость, относительная прочность и долговечность.

Какого точно они должны быть размера трудно было угадать, поэтому кукольных головок из солёного теста слеплено с большим запасом. (и как оказалось не зря, в первый же день упал петушок и у него откололся клюв) (Приложение 4)

После просушки головки были раскрашены акварелью и приклеены на термоклей к текстильным “пальчикам”, которые мне помогла сострочить на швейной машинке моя старшая сестра. (Приложение 5)

Дольше всего делалась роспись сцены. Вначале очень медленно, но со временем рука стала твёрже, линия аккуратнее и дело пошло быстрее. Буквы написать кистью у меня не получилось, оказалось очень трудно держать руку на весу и мама посоветовала взять тушь и перо. Был выбран шрифт Evangelie Ucs Regular, который создал ощущение сказочной старины. (Приложение 6)

После покрытия лаком оказалось, что пазы стали малы и верхняя часть не стыкуется к “полу”, пришлось расширить отверстия надфилем. 

И вот вы видите миниатюрный театр, который можно поставить на колени и собрать полукругом зрителей. (Приложение 7)

  1. Куколки-с-пальчики

В начале нужно было определиться, какой тип куклы выбрать. И оказалось, что это зависит от того, какой именно спектакль ставится. Для большого семейного спектакля, где много актёров, мы изготовили планшетных кукол. А для моей задумки, где бы я одна могла рассказывать сказочки своим друзьям и младшим деткам, подошли маленькие Пальчиковые куколки.

 Когда сам театр был полностью готов, мы взялись за кукол. Сестра сшила специальные мешочки-туловища, а я из солёного теста слепила и раскрасила мордочки персонажей. Отдельно бы хотелось сказать об этом благодатном материале: после высыхания он крепкий, хорошо окрашивается акварелью и акрилом, долго хранится и главное, мука и соль, из которой замешивается масса для лепки, всегда есть дома. (Приложение 8)       

  1. Какая роспись лучше?

Декор “Ларца со сказками” было решено оформить по мотивам народной живописи – лубка, с элементами русских народных росписей. Удивительно, как народная роспись подходит к сказкам! Дополняет, придаёт особый русский-народный колорит. Мы рассмотрели самые известные росписи: Хохломская, Гжельская, Жостовская, Мезенская, Городецкая, Полховско-Майданская.

 Две мои самые любимые росписи Борецкая и Пермогорская, такие яркие, ярмарочные, балаганные, очень подошли для оформления, элементы именно этих росписей можно здесь увидеть.

В этих росписях есть много моментов, которые сближают их с древнерусским искусством переписи и оформления книг, русским рисованным лубком, иконами “северных писем”, а также всегда горячий колорит росписи.

Также изюминкой стали текстовые надписи в традиции лубочной живописи.

Тематика для надписей выбрана из многообразия русских народных пословиц и поговорок о сказках : “Мал бывал — сказки слушал, вырос велик — сам стал сказывать”; “Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается” и тд.

А персонажи на створках – это всем известные герои народных сказок: Коза-Дереза, Лисичка , Медведь, Заяц, Кот и Красна девица. (Приложение 9)

  1. Театру нужен зритель

Как же волнительно было проводить первую репетицию! Вся семья собралась, все кто потрудился для воплощения этого проекта с удовольствием смотрели на оживших персонажей, болели за глупого петушка и смеялись над незадачливой лисой, которую ловил кот.

Когда наша семья наигралась, к нам потянулись друзья. Мы даже напечатали пригласительные билеты.

Когда повторяешь один и тот же спектакль перед разными людьми, постепенно уходит стеснение и хватает смелости выступить перед одноклассниками и на концерте в школе.

После проведения представления, мы решили опять провести анкетирование. И были приятно удивлены: увлеченных народным искусством детей стало намного больше.

 А самое главное, ребята пожелали принять участие в представлении моего маленького театра кукол.

И мы решили принести кукольный театр в детский сад.

Моя воспитательница из детского сада Белочка, который я посещала, когда сама была маленькой, пригласила нас. Как же радовались малыши! Хохотали и хлопали в ладоши. Они так верили в происходящее на маленькой сцене, что даже хотели побить лисичку, когда она обманула петушка и Елена Викторовна предложила детям топать, когда лиса себя плохо ведёт. Было очень шумно и очень весело. После спектакля ребятишки не хотели меня отпускать и пришлось пообещать им новый спектакль. А слово нужно держать, поэтому наш Ларец со сказками постепенно наполняется новыми персонажами. Теперь в нем живут уже Кот, Лиса, Петух, Маша и медведь, Баба Яга, Терёшечка и Гуси. Дети попросили колобка и недавно появились Бабка, Дед. Медведь и Лиса уже есть. Персонажей из предыдущих спектаклей можно использовать в новых спектаклях. (Приложение 10)

Заключение

Удивительно как много получаешь, когда, казалось бы, отдаёшь. Мы ставили целью проекта создать действующий театр. А получилось так, что пока репетировали, спектакль, с удовольствием смотрели представление мои близкие (бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сестра) и мои одноклассники. Потом нас пригласили выступить в библиотеке Кирова и Центре развития Ленинского района. Целые гастроли получились!

Вся моя семья дружно мне помогала и поддерживала. А скольким вещам я научилась и сколько всего узнала о кукольном театре, о народных сказках, о декоративно-прикладном творчестве и о профессии актёра-кукловода. Проект оказался очень объёмным, когда оглядываешься назад, не верится, что всё получилось и даже красивее, чем представляла в начале.