Консультация для родителей на тему: «Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте» Учитель-логопед 1КК Темирова Зарина Николаевна

Консультация для родителей на тему: «Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте»

24.12.2020 г. Автор: Учитель-логопед 1КК Темирова Зарина Николаевна, МБДОО « Детский сад №177 « Золотой ключик»

Скачать материал: Консультация для родителей на тему: «Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте»

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь, заинтересует Вас своей актуальностью. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения. Специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма – это дисграфия. Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

Причины дисграфии:

  • наследственная предрасположенность: (наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);
  • патологические факторы (вредное воздействие): пренатальный (дородовой период жизни ребенка); натальный (в момент родов);  постнатальный (после родовой период);
  • функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов): длительное соматическое заболевание; неправильная речь окружающих; дефицит речевых контактов;  двуязычье в семье;  недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.

Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения. Как же проявляется дисграфия в младших классах? Упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок, дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания, путают схожие буквы, имеют плохой почерк, пишут медленно.

Основные формы дисграфии:

  • артикуляционно-акустическая: ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);
  • акустическая форма: смешивает на письме буквы, обозначающие – звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка); – свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо); – мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);
  • аграмматическая форма: – аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе- ний, текста. Пропуск членов предложения. – не согласование в роде и числе (желтая солнце); – не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);
  • дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза: – пропуски букв, слогов; – перестановки букв и слогов; – недописывание слов; – написание лишних букв в слове; – повторение букв и слогов; – контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика); – слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;
  • оптическая дисграфия (на письме): – замены графически сходных букв; – зеркальное написание букв; – искажения написания букв;
  • дизорфография: – стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил).

Далее приводится перечень специальных игр и упражнений, которые будут способствовать профилактике и коррекции дисграфии:

  1. «Что звучит?» – сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);
  2. «Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)
  3. «Догадайся, что это?» – узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги, фольги, ткани и т.д.);
  4. «Громко-тихо» – дифференциация громко и тихо звучащих предметов (тихо – присесть, громко – поднять руки вверх);
  5. «Какие звуки нарушают тишину?»;
  6. «Кто услышит больше звуков?» – прислушаться к звукам вокруг и назвать, что слышно (звуки леса, луга, улицы);
  7. «Найди коробочки, которые звучат так же» – в коробочки насыпаны разные виды круп, монетки, пуговицы);
  8. «Жмурки с колокольчиком» – водящий ловит играющих на звук колокольчика; v «Морзянка» – повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический рисунок);
  9. «Деление слов на слоги» – приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в слове;
  10. «Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;
  11. «Поймай звук» – дети сигнализируют, если услышат нужный звук;
  12. «Собери слова в корзинку» – дети называют слова на заданный звук;
  13. «Найди место звука» – используются домики с окошками, которые обозначают место звука в слове: начало, середина, конец;
  14. «Разложи картинки» – Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а Ире – со звука И;
  15. «Сколько гласных (согласных) в слове?» – используется звуковая линейка;
  16. «Зрительные диктанты» – нарисовать столько кружков (квадратиков, овалов), сколько звуков в слове;
  17. «Какая картинка лишняя?» – все предметы на картинках начинаются на определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;
  18. Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина, обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».
  19. «Узнай, какие здесь буквы» – «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на друга)
  20. «Изографы»;
  21. «Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;
  22. Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит буква, куда смотрят части этой буквы;

Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок сохранял интерес к занятиям, а это главное условие успешной работы по профилактике и коррекции дисграфии.