Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников 5-6 лет. Автор: Колоскова Т.М.
Автор: воспитатель МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1» МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»
КОЛОСКОВА ТАМАРА МЕФОДЬЕВНА
Скачать материал: Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников 5-6 лет
Тема занятия: Знакомство с гласными звуками [а] и [у].
Цель: изучить понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у].
Задачи:
– закрепить графические образы букв,
– научиться четко артикулировать гласные звуки [а], [у],
– определять место положения звука в слове,
– развивать фонематический слух и речевое дыхание.
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала
Форма занятия: познавательно-игровая
Методы проведения занятия:
- перцептивный метод (метод передачи и восприятия учебной информации посредствам чувств)
- словесный, наглядный, иллюстративный
- логический метод (организация и осуществление мыслительных операций)
Оборудование: ноутбук, проектор, мяч
Раздаточный материал (на каждого ребенка):
- листики из бумаги;
- слова, в которых звуки [а], [у];
- квадраты желтого и зеленого цвета;
- круги красного и синего цвета
Ход занятия
Организационный момент (парты полукругом).
– Здравствуйте, ребята! Я думаю, что мы подарим сегодня друг другу хорошее настроение.
– И так, начнем….
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Сегодня мы познакомимся с гласными звуками, а с какими вы мне скажите в конце занятия.
Беседа про осень
Ребята скажите, какое сейчас наступило время года? (осень).
- Какая погода бывает осенью? (Дождливая, холодная, пасмурна.)
- Назовите приметы осени (день становится короче а ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, животные меняют шубки на теплые, насекомые прячутся под кору деревьев …)
Динамическое упражнение «Листики осенние».
– Давайте сейчас с вами превратимся в листики и покружимся.
Сюрпризный момент.
(Звучит музыка ветерка, дети кружатся, появляются на столах листики).
– Ребята, посмотрите, пока вы кружились к нам листики прилетели.
– Давайте сейчас все вместе возьмем в руку по листику и устроим листопад. (Дети кружатся вокруг себя с листиками в руках)
– Молодцы! Ребята, посмотрите, а листики – то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание прислала. Давайте прочитаем его.
Надпись на листике:
В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания.
– Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
– К нам за помощью обратилась сказочная фея, вы готовы помочь сказочной фее? (Да).
– В сказочном королевстве потерялись два звука и нам надо их отыскать. Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1).
– Первый листик «загадочный». Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.
Работа со звуком [а].
Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).
– На какой звук начинается слово «арбуз»? [а]. Звук [а] какой? (Гласный). Ребята, почему звуки называют гласными? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).
– Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. (Автобус, аист, акула …) – Молодцы.
Работа со звуком [у].
– Следующая загадка.
Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется (улитка).
– На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный). Назовите слова, которые начинаются на звук [у]. (Удочка, утка, утюг … Молодцы!
Артикуляционная гимнастика.
– Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием.
Следующий листик под какой цифрой? (2)
Далее – Игра с мячом «Слова на звук А и У» (сидя полукругом за партами ребята передают мяч и говорят слова на звуки [а] и [у].
Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, автобус, улыбка, аист, укроп, укус …
– Молодцы, следующий листик под цифрой (3)
Работа в парах.
– Сейчас мы с вами будем работать в парах.
Игра «Составь слово» (столами).
– Необходимо составить слова из заданных букв: (лук, суп, дуб, мак, рак, сад)
– Молодцы! Все справились с заданием!
– Следующий листик (4) «Звуковой»
Физминутка.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья осенние тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят!
– Отдохнули. Молодцы!
Игра «Поймай звук»
– Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
– А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы!
– Следующий листик (5)
Пальчиковая гимнастика «Листья». (Педагог показывает дети повторяют).
(хлопают в ладоши и кулачками поочередно)
Раз, два, три, четыре. пять,
будем листья собирать
листья березы. Листья осины
листики тополя. Листья рябины.( загибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца)
Листики дуба мы соберем (рисуют в воздухе контуры дубового листика)
Мама осенний букет отнесем ( руки сцепили в замочек)
Игра «Звуковая мозаика». – Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.
Астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.
– А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы!
– Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились у нас (А, У). Букве А, какой звук соответствует [..а..], а букве У [..у..]?
– Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
– Правильно.
Тема: Ребята, а кто догадался какая была тема нашего занятия? (знакомство с гласными звуками [а] и [у] ).
Рефлексия
«Дерево успеха»
– Ребята посмотрите на это дерево после вьюги на нем не осталось не одной снежинки давайте наденем его в теплую шубку. Посмотрите у меня в руках разноцветные снежинки – если вам урок понравился то возьмите голубую снежинку, а если нет то розовую.
Итог: работали по теме узнать гласный звук [а] и [у].
– Ребята в начале нашего занятия сказочная фея обратилась к нам за помощью, отыскать два звука которые потерялись в сказочном королевстве. Мы их отыскали? (Да). Какие это звуки? ( [а] и [у]). Молодцы!
И давайте отправим их к себе домой, где живут остальные волшебные звуки и буквы.
Домашнее задание: Разукрасить картинки со звуками [а] и [у].
– Спасибо вам за работу!