Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников 5-6 лет. Автор: Колоскова Т.М.

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников 5-6 лет. Автор: Колоскова Т.М.

Автор: воспитатель МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1» МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»

КОЛОСКОВА  ТАМАРА  МЕФОДЬЕВНА

Скачать материал: Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников 5-6 лет

Тема занятия: Знакомство с гласными звуками [а] и [у].

Цель: изучить понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у].

Задачи:

– закрепить графические образы букв,

– научиться четко артикулировать гласные звуки [а], [у],

– определять место положения звука в слове,

– развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала

Форма занятия: познавательно-игровая

Методы проведения занятия:

  • перцептивный метод (метод передачи и восприятия учебной информации посредствам чувств)
  • словесный, наглядный, иллюстративный
  • логический метод (организация и осуществление мыслительных операций)

Оборудование: ноутбук, проектор, мяч

Раздаточный материал (на каждого ребенка):

  • листики из бумаги;
  • слова, в которых звуки [а], [у];
  • квадраты желтого и зеленого цвета;
  • круги красного и синего цвета

 Ход занятия

Организационный  момент (парты полукругом).

– Здравствуйте, ребята! Я думаю, что мы подарим сегодня друг другу хорошее настроение.

– И так, начнем….

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Сегодня мы  познакомимся с гласными звуками, а с какими вы мне скажите в конце занятия.

Беседа про осень

 Ребята скажите, какое сейчас наступило время года? (осень).

  • Какая погода бывает осенью(Дождливая, холодная, пасмурна.)
  • Назовите приметы осени (день становится короче а ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, животные меняют шубки на теплые, насекомые прячутся под кору деревьев …)

Динамическое упражнение «Листики осенние».

– Давайте сейчас с вами превратимся в листики и покружимся. 

Сюрпризный момент.

(Звучит музыка ветерка, дети кружатся, появляются на столах листики).

– Ребята, посмотрите, пока вы кружились к нам  листики прилетели.
– Давайте сейчас все вместе возьмем в руку по листику и устроим листопад. (Дети кружатся вокруг себя с листиками в руках)

 – Молодцы! Ребята, посмотрите, а листики –  то не простые, на них что – то есть. Это осень  нам послание прислала. Давайте прочитаем его.

Надпись на листике:

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания.

– Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки?  (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем). 

– К нам за помощью обратилась сказочная фея, вы готовы помочь сказочной фее? (Да).

– В сказочном королевстве потерялись два звука и нам надо их отыскать. Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1). 

– Первый  листик «загадочный».  Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

– На какой звук начинается слово «арбуз»? [а].  Звук [а] какой? (Гласный). Ребята, почему звуки называют гласными?  (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).

– Назовите слова, которые начинаются на звук [а].  (Автобус, аист, акула …) – Молодцы.

Работа со звуком [у].

– Следующая загадка.

Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется (улитка).

– На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный). Назовите слова, которые начинаются на звук [у]. (Удочка, утка, утюг … Молодцы!

 

 Артикуляционная гимнастика.

– Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа).  Молодцы, ребята, справились с заданием.

Следующий  листик под  какой цифрой? (2)

Далее  –  Игра с мячом «Слова на звук А и У» (сидя полукругом за партами ребята передают мяч и говорят слова на звуки [а] и [у].

 Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, автобус, улыбка, аист, укроп, укус …

– Молодцы, следующий  листик под  цифрой (3)

 Работа в парах.

– Сейчас мы с вами будем работать в парах.

 Игра «Составь  слово» (столами).

– Необходимо составить слова  из  заданных букв: (лук, суп, дуб,  мак, рак, сад)

– Молодцы! Все справились с заданием!

–  Следующий листик  (4)  «Звуковой»

 

Физминутка.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья осенние тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят!

– Отдохнули. Молодцы!

 

Игра «Поймай звук»

– Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
– А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова(Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла).  Молодцы!

– Следующий  листик (5)

Пальчиковая гимнастика «Листья». (Педагог показывает дети повторяют).

(хлопают в ладоши и кулачками поочередно)

Раз, два, три, четыре. пять,

будем листья собирать

листья березы. Листья осины

листики тополя. Листья рябины.( загибают  пальчики на обеих руках,  начиная с мизинца)

Листики дуба  мы соберем (рисуют в воздухе контуры дубового листика)

Мама осенний  букет отнесем ( руки сцепили в  замочек)

 

 Игра «Звуковая мозаика». – Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у],  зеленый квадрат.

 Астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

 – А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий.  Молодцы!

– Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились у нас (А, У). Букве А, какой звук соответствует [..а..], а букве У [..у..]? 

– Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем). 

– Правильно.

Тема: Ребята, а кто догадался какая была тема нашего занятия? (знакомство с гласными звуками [а] и [у] ).

Рефлексия

«Дерево успеха»

– Ребята посмотрите на это дерево после вьюги на нем не осталось не одной снежинки давайте наденем его в теплую шубку. Посмотрите у меня в руках разноцветные снежинки – если вам урок понравился то возьмите голубую снежинку, а если нет то розовую.

Итог: работали по теме узнать гласный звук [а] и [у].

– Ребята в начале нашего занятия сказочная фея обратилась к нам за помощью, отыскать два звука которые потерялись в сказочном королевстве. Мы их отыскали? (Да). Какие это звуки? ( [а] и [у]). Молодцы!
И давайте отправим их к себе домой, где живут остальные волшебные звуки и буквы.

Домашнее задание: Разукрасить картинки со звуками [а] и [у].

– Спасибо вам за работу!