Конспект открытого занятия. Живопись «Сказочная птица»

Конспект открытого занятия. Живопись «Сказочная птица»

Цибульская Ирина Сергеевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДО Багаевского района  Ростовской области

Скачать материал: Открытое занятие. Живопись “Сказочная птица”

(Изображения в материале можно просмотреть, скачав материал выше)

Открытое занятие  объединения «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ».

Второй год обучени

Тема: Живопись «Сказочная птица»

Продолжительность занятий (по 40 минут с 10мин. перерывом)                                                             

Тип занятия: ознакомление с новым материалом.

Цели занятий (занятие 1 и занятие 2):

а) развивающая:                                                                                                                                                   

– развитие гуманистического мировоззрения,
– расширение кругозора учащихся,
– знакомство с произведениями разных видов искусства (изобразительное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, поэзия, музыка),
– расширение возможностей образного мышления,
– развитие эмоционального мира,
– активизация творческих способностей

б) обучающая:                                                                                                                                                                                – расширение теоретических знаний по изобразительному искусству,
– освоение практических приемов и техник живописи

в) воспитательная:                                                                                                                                                                      – развитие личности ребенка через его взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми (преподаватель) и сверстниками (ученики),
– воспитание культурных навыков поведения и общения.

Задачи занятий (занятие1 и занятие2):                                                                                                                                   а) развивающие:                                                                                                                                                                           – поддержание неослабевающего интереса к художественной культуре и наследию прошлого показом иллюстративного материала,
– развитие эмоционального мира ребенка средствами изобразительного искусства,
– совершенствование образного мышления предложенными творческими заданиями,
– развитие фантазии и воображения при выполнении собственных работ,
– постоянное развитие интереса к творческой деятельности разными видами творческих заданий,
– стимуляция активности детей во время занятия (теоретическая часть с опросом и практическая часть с выполнением творческого задания),
– развитие потребности самовыражения; 

б) обучающие (теоретические и практические):                                                                                                                – расширение теоретических знаний по изобразительному искусству,                 
– освоение терминологии,
– развитие представлений о выразительных средствах живописи ,
– знакомство с произведениями живописного искусства,                                                                                         – практическое освоение живописных материалов ,
– обучение анализу художественных произведений,
– обучение анализу собственных работ и работ сверстников в процессе обсуждения       созданных произведений ,                                                                                                                                                               -закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности;

в) воспитательные:                                                                                                                                                                       – культурное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
– развитие самокритичного отношения к собственному творчеству,
– развитие корректного отношения к творчеству других.

Оборудование занятия : экран, проектор, , компьютер, для учащихся –  краски, кисти разных размеров, бумага А-3, фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, сувениры, игрушки.

План занятий:

1.Организационный момент.

2.Вводная беседа

3.Основная часть занятия.

4. Продолжение основной части занятия.

5. Заключительная часть занятия.

План-конспект проведения занятия 1

  1. Организация начала занятия.

Звучит русская народная мелодия.                                                                                                     Приветствие.Проверка готовности к занятию.

  1. Вводная часть занятия. Преподаватель называет детям тему занятия “Сказочная птица” и кратко рассказывает о ходе первого и второго занятия: “Мы поговорим о волшебных птицах, которых вы встречали в сказках. Мы посмотрим репродукции картин русских художников и иллюстрации к литературным произведениям, в которых встречаются сказочные птицы. Я покажу вам, как художники разных стран изображали сказочных птиц в далекие времена и сейчас. Мы поговорим о том, где еще встречаются изображения птиц. Познакомимся с образом птицы в русском народном искусстве и в архитектуре. Посмотрим отрывок “Тайна птицы Сирин” из видеофильма “Народные промыслы”. Из него вы узнаете о том, каких птиц изображали русские народные художники в украшениях одежды, предметах быта и архитектуре. Увидев столько разнообразных птиц, вы подумаете и нарисуете свою сказочную птицу. В конце второго урока мы устроим выставку ваших работ и поговорим о том, какие у вас получились птицы. Вы сами о них расскажите и подумаете, что вам понравилось в рисунках других детей. В заключении занятия я дам домашнее задание.”
  2. Основная часть занятия

Преподаватель говорит: « Я  приготовила вам  загадки про птиц , вот послушайте и отгадайте».

Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести. (Сорока)

По ночам летает
На охоту,
Днем не видит
Да и спать охота. (Сова)

Зимой на ветках – яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)

Крылья этой редкой птице
Могут в море пригодиться
Птица крыльями гребет,
На южном полюсе живет. (Пингвин)

У этой птицы
Клюв, как две спицы,
Ноги длинные, как у циркуля
По воде она гуляет,
То и дело нос купает. (Цапля)

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись … (Дятел)

– Ох, и молодцы, все загадки отгадали!

   Преподаватель говорит: “Теперь давайте подробнее поговорим о сказочных птицах, каких вы знаете”.

Дети вспоминают и называют известных им по сказкам птиц и дают эмоциональную оценку своего восприятия сказочных персонажей. (Предполагаемые ответы : Жар-птица в русских народных сказках и в сказке П. Ершова “Конек-Горбунок”. Сказочные Гуси-лебеди из русских сказок. Говорящий ворон из сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева”. “Сказка о золотом петушке” А.С. Пушкина, Сказка о царе Салтане”, “Финист – ясный сокол”, птица Феникс в восточных сказках  и др.)

  Преподаватель продолжает: “Вы много вспомнили, и теперь я покажу вам, как разные художники изображали птиц”. (Идет показ репродукции картины М. Врубеля “Царевна-Лебедь” )

(СЛАЙД 1)

 Дети смотрят птиц в иллюстрациях И. Билибина к сказкам.                                                                   (СЛАЙД 2,3)

    Знакомятся с изображениями птиц в русских народных сказках.

  Преподаватель говорит: “Люди очень давно стали изображать птиц. Образы птиц есть в сказках и мифах разных народов. Есть птицы добрые, которые помогают людям. Есть птицы, которые предсказывают будущее (Гамаюн – птица вещая в русских сказках и былинах). Есть птицы, которые могут превращаться в людей. Есть злые птицы – Гарпии. Есть волшебная птица Феникс, которой поклонялись в Аравии и Египте. Много волшебных птиц придумали художники в Китае и в странах Востока”. Преподаватель рассказывает и одновременно показывает перечисленных птиц в искусстве разных народов.                                                                 

(СЛАЙД 4)                 Птица Гамаюн .                                                      

Гамаюн- Вещая птица-говорун с человеческой головой, посланник Небес, глашатай богов.  Часто живёт рядом с морем, а отдыхать любит на острове Буяне. Говорят, что когда летит Гамаюн – крыльямими бурю поднимает. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Но вещает она только тому, кто сам умеет её спросить и кто готов слушать тайное. Гамаюн поёт людям божественные славословия, в которых напоминает о высших ценностях мира, о славных деяниях богов и предков, а ещё пропевает он людям Глубинную (Голубиную) книгу с заповедями бога Сварога о том, как мир устроен, и как жить правильно.

(СЛАЙД 5)             Птица Гарпия.

Слово “гарпия” происходит от греческого “harpazein” – “похищать”, “хватать”. В средневековье гарпий считали символами жадности, ненасытности и нечистоплотности.  Обладатели герба с образом гарпии давали понять, что они “свирепы, когда спровоцированы”.

(СЛАЙД 6)            Птица Феникс.

 Финист (Феникс) – бессмертная птица счастья и вечной молодости. Это птица с перьями огненно-красного и золотого цветов, быстрая как свет или молния. В русских сказках это Финист-ясный сокол – образ возрождения и обновления человека, Природы, России. Днём сказочный Финист превращается в птицу, ночью – в прекрасного царевича. Иногда в сказках Финист -сокол надолго засыпает, чтобы проснуться от слёз возлюбленной и развеять колдовские чары. Это вечно молодая и победоносная птица-воин, защитник Руси, заветов предков и справедливости.

(СЛАЙД 7)                 Жар –птица.

 ЖАР-ПТИЦА – Волшебная, светозарная солнечная птица. Чудесно поёт, иногда разговаривает девичьим голосом и принимает девичий образ. Может заворожить человека своим взглядом и пением. Но редко поёт в неволе, тоскует и может даже погибнуть, если её посадить в клетку.

    Её цвет – золотой, цвет солнечного огня и молнии. Она питается золотыми молодильными яблоками, дающими бессмертие, вечную молодость и красоту. В одних сказках говорится, что когда поёт Жар-птица грозную песню, из её раскрытого клюва сыплются блестящие молнии и звучат раскаты грома. В других сказках записано, что её пение столь прекрасно и радостно, что чарует и завораживает человека, а из её клюва в это время сыплется скатный жемчуг..

   Пение Жар-птицы подобно живой воде – слушающий его обретает здоровье и молодость, прекращаются ссоры, забываются обиды. Эта волшебная птица может исполнять желания, и сила её до конца людьми не изведана. Даже одно её перо приносит великое счастье человеку, который им завладеет; об этом мечтали многие земные цари и владыки. Цена ему – целое царство, а самой птице и вовсе цены нет. Но тем, кто пользуется этим пером ради корысти, оно приносит беду.     

(СЛАЙД 8)   Птица- Алконост.                                                                                                                                                  Алконост – птица радости и любви из Небесного Мира. Она с человеческим лицом (полуженщина-полуптица), с большими радужными, разноцветными перьями. Доброжелательна к человеку, помогает ему, предупреждает о беде. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всех своих бедах и тревогах.

 

Физ. минутка «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

   Далее преподаватель переходит к рассказу о русском народном искусстве: “Вы видите, что образ птицы пришел к нам из далекого прошлого. Наши предки тоже очень любили изображать птиц и наделять их сказочными способностями. Поэтический язык народа бережно передает из поколения в поколение мифы и поверья, где образ птицы один из любимейших от Севера до Юга. В народном искусстве мир сказаний оживает в разных материалах. По поверьям древних славян, утки и лебеди везут солнце к восходу по подземным рекам. В давние времена люди считали, что птица Сирин – птица счастья может защитить их от несчастий и бед. Поэтому много мотивов, связанных с птицами, есть в традиционном народном искусстве.                                                                                                   (СЛАЙД 9) Птица- Сирин

 Наши предки вышивали птиц на всевозможных оберегах, полотенцах и деталях одежды. Это было важной частью культурной традиции”. (Преподаватель показывает изображения птиц в вышивке.)                    (СЛАЙД 10,11)

  Преподаватель говорит: “Предметы быта также украшались  росписными птицами-оберегами”. (Педагог показывает птиц, нарисованных на прялках, посуде и детских игрушках).                                                                                                                                                     (СЛАЙД 12)

Преподаватель продолжает: “Особенно люди старались защитить свое жилье. В деревянной резьбе, украшающей избы, встречаются изображения птиц – хранительниц дома.” (Преподаватель показывает фотографии фрагментов деревянной резьбы, украшающей избы: лобовые доски, наличники)                                   (СЛАЙД  13)

 

Преподаватель рассказывает: “Современные народные мастера тоже любят изображать птиц в своих произведениях”. (Педагог показывает синих птиц Гжели в росписи посуды.)       

 (СЛАЙД 14)

Преподаватель говорит: “Тема птицы -берегини, птицы счастья – Птицы Сирин – проходит в русском искусстве через разные виды народного творчества, и сейчас мы с вами посмотрим отрывок “Тайна птицы Сирин” из видеофильиа “Народные промыслы”. (Дети смотрят предлагаемый материал.)

   Преподаватель говорит: “Не только художники обращались к образу птицы. И поэты, и композиторы использовали тему птиц в своих произведениях. Послушайте отрывок из сказки “Конек-Горбунок”, где говорится о сказочных птицах:

“…Вот полночною порой
Свет разлился над горой
Буд-то полдни наступают
Жары-птицы налетают…”

  Мы с вами поговорили о сказочных птицах и посмотрели, как художники разных стран изображали сказочных птиц. А теперь вы сами подумайте и нарисуйте свою птицу, причем не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.

– Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)

– А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)

– Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (теплые, яркие)

– Для злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)

          Мы с вами видели, что птицы могут летать в небе, ходить среди травы и цветов, сидеть на деревьях.  Подумайте над композицией своей картины и какие вы возьмете цвета, чтобы передать свой замысел.” (Дети начинают рисовать. Звучит музыкальное произведение Э.Грига “Птичка”.)

Окончание занятия 1.

Перемена.

План-конспект проведения занятия 2

  1. Продолжение основной части занятия.

Звучит отрывок из оперы Н.Римского-Корсакова “Сказке о Царе Салтане” – “Три чуда” – “Царевна-Лебедь”.

1.На доске и около доски прикреплены материалы и пособия для работы – удачные работы на данную тему.

2.Педагог объясняет правила работы с гуашью, правила нанесения на лист бумаги мазков кистью, правила смешения гуаши на палитре, правила отмывания и просушивания кистей.

Педагог читает детям технику безопасности работы с гуашью и кистями.

3.Первый этап изображения – подготовка фона. Педагог объясняет, что такое заливка, растяжка, размывка, показывая на примерах . Создаются смеси и оттенки в тёплой гамме жёлтого и оранжевого цветов с использованием белил. Используются гуашь, палитра, тряпочка. Используемые краски: жёлтая, красная, белая.

    Сначала дети рисуют самой большой круглой, или плоской, кистью фон для работы. Заливку с растяжкой и размывкой границ цвета. При этом, педагог смешивает нужные краски, рассказывая детям, как и для чего это делать. И показывает, как правильно пользоваться кистью, краской, водой и тряпочкой.

4.Следующий этап. Педагог  показывает детям, как сложную форму создать из совсем простых элементов – круг, овал, квадрат, треугольник, и т.д. Так поэтапно, упрощая каждый ход, и приводя изображение к простой форме, рисуется всё изображение сказочной -птицы.

5.Следующий этап. Самостоятельный. Педагог показывает на палитре, каким образом достигается разнообразие оттенков цвета, и контраст внутри тона. Затем даёт задание детям особым образом окрасить сказочную -птицу.

  Педагог включает игровые и проблемные технологии в работу:
Детям предлагается поиграть в игру. Работа ведётся в сближенной гамме из 3 цветов: красный, жёлтый, белый. Нужно создать 8-9 разных по интенсивности и контрасту оттенков красного, оранжевого и жёлтого. Далее нужно сыграть в игру – закрасить птицу так, чтобы рядом стоящие детали изображения не сливались ни по цвету, ни по тону и насыщенности.

Физ.минутка : «Стая птиц летит на юг»                                                                                                       

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

6.Следующий этап. Ознакомительный. Педагог рассказывает, что такое ритм и динамика. Чем и как можно создать украшение работы. Как с помощью новых знаний можно украсить птицу, как приложить эти знания к работе, и создать новые умения у ребят. Разбираются приёмы, методы, цветовая гамма украшений.
 Педагог включает игровые и проблемные технологии в работу:
Детям предлагается самостоятельно с помощью элементов: линия, капля, точка, кружок, полумесяц, и т.д., украсить свою  сказочную – птицу , нарисовав ей роскошные яркие перья. Дети заканчивают свою работу.

  1. Заключительная часть занятия. Преподаватель развешивает рисунки на доске и делает экспозицию выставки творческих работ.

НЕКОТОРЫЕ УДАЧНЫЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ

 Преподаватель говорит: “Вы очень хорошо поработали сегодня. А теперь давайте вместе посмотрим и поговорим о ваших рисунках. Каждая птица – неповторима, и у каждой – свое собственное настроение. Расскажите, пожалуйста, каждый о своей птице : какая она, где живет, что делает. Может быть, вы даже придумаете своей птице имя”. (Дети рассказывают о своих птицах.)

   Преподаватель продолжает: “А теперь, давайте, все вместе подумаем и выберем самую сказочную птицу, самую веселую и радостную, самую грустную, самую сердитую и еще самую-самую, каких вы придумаете выбрать”. (Дети обсуждают и выбирают рисунки птиц, прислушиваясь к эмоциональному состоянию изображенных птиц и их образному и творческому решению.)

    Преподаватель заканчивает занятие: “Вы нарисовали сегодня прекрасных птиц, и у нас получилась замечательная выставка, а теперь я дам задание к следующему занятию.  Вспомните и посмотрите в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, кентавр, русалка). Нарисовать «невиданного зверя» (рисунок – психологический тест), соединяя воедино элементы разных животных, птиц, насекомых и даже растений.

Уборка своего рабочего места.

Окончание занятия 2.

Наглядное обеспечение занятия1 и занятия 2.

  1. Зрительный ряд: М. Врубель “Царевна-Лебедь”. И. Билибин – иллюстрации к сказкам. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображениями птиц. Иллюстрации из книги “Волшебные животные” (серия “Зачарованный мир”).
  2. Народное и декоративно-прикладное искусство: наглядный иллюстративный материал по искусству вышивки, фотографии предметов быта, прялок, детских игрушек, свистулек. Художественные альбомы по искусству Гжели.
  3. Архитектура: фотографии фрагментов деревянной резьбы с изображениями птиц, украшающих избы (лобовые доски, наличники).
  4. Поэтический ряд: П. Ершов, отрывок из сказки “Конек-Горбунок”.
  5. Музыкальный ряд: Э.Григ “Птичка”, Н. Римский-Корсаков “Сказка о Царе-Салтане” (“Три чуда” – “Царевна-Лебедь”).
  6. Видеоряд: “Тайна птицы Сирин” – отрывок из видеофильма “Народные промыслы”.