Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию на тему «Песок и его свойства» в старшей группе

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию на тему «Песок и его свойства» в старшей группе

11.01.22

Воспитатель Муканова Рано Муратжановна

Детский сад комбинированного вида № 80 г. Раменское Московская область

Скачать материал: Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию на тему «Песок и его свойства» в старшей группе

__________________

Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка.
  2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  3. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
  4. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  5. Закрепить знания о применении песка.
  6. Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.

Оборудование: «Волшебный мешочек» с песком, халаты, шапочки для лаборатории, контейнеры с песком, лупы, стаканы с водой, воронка, грязная вода, трафареты следов животных, презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Поиграем мы с утра

Заниматься нам пора,

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра.

Воспитатель: Ребята у меня есть «Волшебный мешочек», а что в нем?

Воспитатель предлагает детям на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…

Воспитатель: Отгадайте загадку

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже

Ребята, что это?

Дети: Песок.

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть песок?

Дети: На пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке.

Воспитатель: Верно.

Воспитатель: А что же такое песок мы узнаем в нашей лаборатории.

Чики – чики – чикалочка. Игра превращалочка. Вокруг себя повернись и в ученых превратись.

Дети переодеваются в ученых (халаты, шапочки).

Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

В: Я еще добавлю одно очень важное правило. Нужно внимательно слушать воспитателя и выполнять все инструкции.

  1. Происхождение песка. Презентация.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступим к опытам, я расскажу вам о происхождении песка.

 Песок – это кусочки камней и морских ракушек. Камни и ракушки  под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается песок.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке. Дети лепят из песка куличики и пирожки.

Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка?

Дети: В пустыне.

Дети: Правильно.

Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне?

Дети: Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы.

Воспитатель: А как вы думаете, есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

Дети: Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными  ходами и выходами.

  1. Опыты.

Опыт №1. «Из чего состоит песок?»

Материал: песок, лупа, листы бумаги А4.

Воспитатель: Ребята, а как можно узнать из чего состоит песок?

Дети: Песок надо рассмотреть.

Воспитатель: Что может нам помочь рассмотреть песок поближе?

Дети: Лупа.

Воспитатель: Давайте рассмотрим.  Что вы видите? Из чего состоит песок?

Дети: Песок состоит из песчинок.

Воспитатель: Одинаковая ли форма у песчинок?

Дети: Разная.

Воспитатель: А теперь приступим к изучению свойств песка.

Опыт №2. «Какой песок?»

Материал: два стакана с песком, стакан с водой.

Воспитатель: Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете?

Дети: Песок сыпучий.

Первое свойство песка – сыпучий.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам слепить из сухого песка куличик.
Дети: Не лепится.
Воспитатель: Почему?
Дети: Из сухого песка нельзя лепить, потому что он сыпучий.
Воспитатель: А теперь нальем немного воды во второй стакан с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?
Дети: Песок стал мокрым.
Воспитатель: Куда исчезла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Воспитатель: Песок впитывает воду.

Второе свойство песка – песок впитывает воду, он водопроницаемый.

Воспитатель: А теперь попробуйте слепить из мокрого песка.
Воспитатель: Получается?
Дети: Да
Воспитатель: А вы знаете, почему мокрый песок лепится?

Дети: ответы.
Воспитатель: Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Что произойдет с поделками из песка после высыхания?
Дети: Песок рассыплется.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Из мокрого песка можно лепить.

Третье свойство песка – из мокрого песка можно лепить.

Воспитатель демонстрирует схемы трех свойств песка.

Опыт № 3. «Следы на песке».

Материал: емкости с мокрым и сухим песком, трафареты следов животных.

Воспитатель: Ребята, попробуйте оставить след на сухом и мокром песке. Что вы заметили?

Дети: Следы остались на мокром песке.

Воспитатель: Ребята, а кто может оставлять следы на песке?

Дети: Люди, животные, транспорт.

Четвертое свойство песка – на мокром песке остаются следы.

Воспитатель демонстрирует схему четвертого свойства песка.

Опыт №4. «Фильтр из песка».

Материал: песок, воронка, стакан с грязной водой.

Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить грязную воду. Я беру воронку, насыпаю песок до половины. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?
Дети: ответы
Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?
Дети: Вода проходит медленно. Вода очищается, течёт чистая вода.
Воспитатель: Где остались грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остаются на песке, а вода проходит сквозь песок.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Песок – это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.

Пятое свойство песка – песок – природный фильтр».

Воспитатель демонстрирует пятое свойство песка.

Физкультминутка.

Все ребята дружно встали.    Выпрямиться.

И на месте зашагали.            Ходьба на месте.

На носочках потянулись,       Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.  Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели.      Присесть.

И тихонько разом сели.          Выпрямиться и сесть.

Опыт №5. «Движение песка».

Материал: емкость с мокрым и сухим песком, трубочка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок движется?

Дети: ответы.

Воспитатель: Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем сначала на сухой песок, а заем на мокрый. Какой песок нам удалось легко сдуть?

Дети: Сухой.

Воспитатель: Почему мы не смогли сдвинуть с места мокрый песок?

Дети: Песчинки склеились и он стал тяжёлым.

Шестое свойство песка – песок движется.

Воспитатель демонстрирует шестое свойство.

Воспитатель: Ребята, у песка есть еще одно очень важное свойство, но мы не будем с вами ставить опыт, так как это очень опасно. Однако, вы очень хорошо знаете это свойство. Скажите мне пожалуйста, чем мы модем потушить огонь?

Дети: ответы.

Воспитатель: Песок хорошо тушит огонь. Он огнеупорный.

Седьмое свойство – песок огнеупорный.

Воспитатель демонстрирует схему седьмого свойства песка.

  1. Дидактическая игра «Человек и песок»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним из презентации зачем людям нужен песок?

  • Песок используют для изготовления кирпича
  • В строительстве домов
  • Для изготовления стекла
  • Для песочниц
  • Для тушения огня
  • Для посадки цветов
  • Песком зимой посыпают дорожки
  • Для песочных часов
  • Из песка делают скульптуры
  • Для рисунков
  • Для декора
  1. Заключение.

Воспитатель: Ребята, что мы исследовали? О чем мы узнали? Повторите, пожалуйста, свойства песка. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?

Дети: ответы.