Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию на тему «Песок и его свойства» в старшей группе
11.01.22
Воспитатель Муканова Рано Муратжановна
Детский сад комбинированного вида № 80 г. Раменское Московская область
Скачать материал: Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию на тему «Песок и его свойства» в старшей группе
__________________
Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей со свойствами песка.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Закрепить знания о применении песка.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.
Оборудование: «Волшебный мешочек» с песком, халаты, шапочки для лаборатории, контейнеры с песком, лупы, стаканы с водой, воронка, грязная вода, трафареты следов животных, презентация.
Ход занятия:
- Организационный момент
Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора,
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Воспитатель: Ребята у меня есть «Волшебный мешочек», а что в нем?
Воспитатель предлагает детям на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…
Воспитатель: Отгадайте загадку
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже
Ребята, что это?
Дети: Песок.
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть песок?
Дети: На пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке.
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: А что же такое песок мы узнаем в нашей лаборатории.
Чики – чики – чикалочка. Игра превращалочка. Вокруг себя повернись и в ученых превратись.
Дети переодеваются в ученых (халаты, шапочки).
Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
В: Я еще добавлю одно очень важное правило. Нужно внимательно слушать воспитателя и выполнять все инструкции.
- Происхождение песка. Презентация.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступим к опытам, я расскажу вам о происхождении песка.
Песок – это кусочки камней и морских ракушек. Камни и ракушки под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке. Дети лепят из песка куличики и пирожки.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка?
Дети: В пустыне.
Дети: Правильно.
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне?
Дети: Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы.
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
Дети: Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами.
- Опыты.
Опыт №1. «Из чего состоит песок?»
Материал: песок, лупа, листы бумаги А4.
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать из чего состоит песок?
Дети: Песок надо рассмотреть.
Воспитатель: Что может нам помочь рассмотреть песок поближе?
Дети: Лупа.
Воспитатель: Давайте рассмотрим. Что вы видите? Из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит из песчинок.
Воспитатель: Одинаковая ли форма у песчинок?
Дети: Разная.
Воспитатель: А теперь приступим к изучению свойств песка.
Опыт №2. «Какой песок?»
Материал: два стакана с песком, стакан с водой.
Воспитатель: Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете?
Дети: Песок сыпучий.
Первое свойство песка – сыпучий.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам слепить из сухого песка куличик.
Дети: Не лепится.
Воспитатель: Почему?
Дети: Из сухого песка нельзя лепить, потому что он сыпучий.
Воспитатель: А теперь нальем немного воды во второй стакан с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?
Дети: Песок стал мокрым.
Воспитатель: Куда исчезла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Воспитатель: Песок впитывает воду.
Второе свойство песка – песок впитывает воду, он водопроницаемый.
Воспитатель: А теперь попробуйте слепить из мокрого песка.
Воспитатель: Получается?
Дети: Да
Воспитатель: А вы знаете, почему мокрый песок лепится?
Дети: ответы.
Воспитатель: Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Что произойдет с поделками из песка после высыхания?
Дети: Песок рассыплется.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Из мокрого песка можно лепить.
Третье свойство песка – из мокрого песка можно лепить.
Воспитатель демонстрирует схемы трех свойств песка.
Опыт № 3. «Следы на песке».
Материал: емкости с мокрым и сухим песком, трафареты следов животных.
Воспитатель: Ребята, попробуйте оставить след на сухом и мокром песке. Что вы заметили?
Дети: Следы остались на мокром песке.
Воспитатель: Ребята, а кто может оставлять следы на песке?
Дети: Люди, животные, транспорт.
Четвертое свойство песка – на мокром песке остаются следы.
Воспитатель демонстрирует схему четвертого свойства песка.
Опыт №4. «Фильтр из песка».
Материал: песок, воронка, стакан с грязной водой.
Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить грязную воду. Я беру воронку, насыпаю песок до половины. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?
Дети: ответы
Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?
Дети: Вода проходит медленно. Вода очищается, течёт чистая вода.
Воспитатель: Где остались грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остаются на песке, а вода проходит сквозь песок.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Песок – это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.
Пятое свойство песка – песок – природный фильтр».
Воспитатель демонстрирует пятое свойство песка.
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали. Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели. Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
Опыт №5. «Движение песка».
Материал: емкость с мокрым и сухим песком, трубочка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок движется?
Дети: ответы.
Воспитатель: Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем сначала на сухой песок, а заем на мокрый. Какой песок нам удалось легко сдуть?
Дети: Сухой.
Воспитатель: Почему мы не смогли сдвинуть с места мокрый песок?
Дети: Песчинки склеились и он стал тяжёлым.
Шестое свойство песка – песок движется.
Воспитатель демонстрирует шестое свойство.
Воспитатель: Ребята, у песка есть еще одно очень важное свойство, но мы не будем с вами ставить опыт, так как это очень опасно. Однако, вы очень хорошо знаете это свойство. Скажите мне пожалуйста, чем мы модем потушить огонь?
Дети: ответы.
Воспитатель: Песок хорошо тушит огонь. Он огнеупорный.
Седьмое свойство – песок огнеупорный.
Воспитатель демонстрирует схему седьмого свойства песка.
- Дидактическая игра «Человек и песок»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним из презентации зачем людям нужен песок?
- Песок используют для изготовления кирпича
- В строительстве домов
- Для изготовления стекла
- Для песочниц
- Для тушения огня
- Для посадки цветов
- Песком зимой посыпают дорожки
- Для песочных часов
- Из песка делают скульптуры
- Для рисунков
- Для декора
- Заключение.
Воспитатель: Ребята, что мы исследовали? О чем мы узнали? Повторите, пожалуйста, свойства песка. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?
Дети: ответы.