Художественно-эстетическое развитие младших школьников через декоративно-прикладное творчество

28.01.2020 г.

Автор: Павлова Зухра Исмагиловна, педагог дополнительного образования 1КК МБУДО «Дом детского творчества» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, с. Сонтур

Статья: Художественно-эстетическое развитие младших школьников через декоративно-прикладное творчество

Одним из основных условий развития творческой личности младшего школьника является широкий подход к решению проблемы (стиль жизни, декоративно-прикладное творчество). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания, развития ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе и к искусству) и во всех видах деятельности, безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Младший школьный возраст – лучший возраст для развития воображения, фантазии и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

 Другое важнейшее условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии младших школьников – организация интересной содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, экскурсии, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих проектов, поделок. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат источником воплощения. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие школьника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества. Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность. Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительному искусству должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественно-эстетической деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью.  Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей младшего школьника в целом. В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креативности выше, если дано задание, найти творческое решение. Акцент на возможность и необходимость вариативного решения задания должен быть постоянным. Это крайне важно для формирования творческой позиции ребёнка в жизни. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, важное условие творческой активности ребенка на занятии. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. « Нужно активно внедрять в учебный процесс общение ребёнка с живым словом, живыми красками, формами, ритмом, движением. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у школьников, их собственными силами, их руками, словом» (Л. Г. Савенкова). При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах. Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Учителю надо обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Однако, доброжелательное, систематическое внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческого потенциала ребенка.

 Еще одно условие развития творческих возможностей детей – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее место среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами декоративно-прикладного искусства, которые не отвлекают ребенка от главного – изобразительной деятельности, а создают эмоциональное обогащение. Очень важно, чтобы использование таких дополнительных средств было именно дополнительным, усиливающим, а не перекрывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности. Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из главных условий в формировании художественно – эстетических качеств. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании психолога Б.М. Теплова: художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическими при условии, если они доставляют эстетическое наслаждение.

__________________

Скачать методический материал: Художественно -эстетическое развитие детей младшего школьного возраста. Автор Павлова З.И.