Экологический проект «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме»
05.12.22
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Каменский ДС»
Воспитатель: Чеберда И.В.
Экологический проект на тему: «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Длительность: краткосрочный проект.
Участники проекта: дети разновозрастной группы №2, воспитатели, родители.
Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей – это важная проблема нашего времени. А дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций к окружающему миру. Разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес и любознательность. Полученные в детстве впечатления, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение ребенка к окружающей среде.
Живая природа – это удивительный и многогранный мир. Заложить первые ориентиры в мире животных, обеспечить первоначальное понимание связи их в природе – является одной из задач, которые встают перед воспитателем. Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Знакомство с ними дает детям большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждает интерес, любознательность, любовь к животным.
Цель проекта: формирование у детей знаний о диких животных, о сезонных изменениях в их жизни и о связи со средой обитания; правильного и осознанного отношения к представителям животного мира.
Задачи проекта:
Расширить представления детей о диких животных и о среде их обитания;
Знакомить детей с характерными особенностями животных в зимний период;
Учить называть детёнышей животных, замечать отличительные особенности взрослого животного от детеныша;
Развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;
Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках.
Вызвать интерес к явлениям природы.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей проблемы.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Тематические альбомы и журналы.
Фотографии.
Интернет материалы.
Книги.
Ожидаемый результат: обогащение знаний детей о сезонных изменениях в жизни диких животных, об их особенностях внешнего вида и условий жизни; формирование у дошкольников любовь и бережное отношение к природе, и закрепление полученные знания о мире природы. Приобщение родителей к проектной деятельности совместно с детьми.
Проблема по запросу детей «Как животные готовятся к зиме?»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Изучение методической литературы.
Организация предметно-развивающей среды.
Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентаций, интернет – ресурсов.
II этап – основной
Цикл бесед: «Какие животные дикие?», «Времена года», «Кто, где живет?», «Как дикие животные готовятся к зиме», «Чем питаются дикие животные?».
Рассматривание альбомов «Дикие животные», «Звери и их детеныши», «Кто, где живет», «Осенний и зимний лес», «Животные Севера».
Чтение художественной литературы: «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Снегурушка и лиса. В. Степанова «Рукавицы для лисицы», В. Бианки «Лесная газета», И. Пивоварова «Заяц». Стихотворения о животных и загадывание загадок.
Игровая деятельность: дидактические игры «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию», «Узнай по тени», «Чей малыш», «Найди пару»; словесные игры «Назови ласково», «Один – много», пальчиковые игры «Дикие животные», «Сидит белка на тележке», «Зайчик»; подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Зайцы и волки»
Познавательно-исследовательская деятельность «Почему заяц зимой белый?», «Какая шубка теплее?», Почему белка меняет шубку зимой?»
Продуктивная деятельность: лепка «Орешки для белочки», рисование «Заяц на снегу».
Просмотр видеосюжетов, мультфильмов «Как звери готовятся к зиме», «Зимовье зверей»
Взаимодействие с родителями: изготовление масок для игр, создание книжек-малышек,оказание помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок.
Заключительный этап:
Выставка продуктов детского творчества.
Изготовлены дидактические игры «Где, чья мама», «Четвертый лишний», теневое лото «Найди по тени», «Кто где живет», игра с фонариком «Угадай по описанию».
Итоги работы:
В ходе реализации данного проекта, дошкольники обогатили свои знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме и почему им нужно помогать. Проект способствовал развитию у детей познавательного интереса к объектам природы и ближайшего кружения. Благодаря проведенной работе, дошкольники осознали, что надо бережно относиться к природе, научились сравнивать, анализировать и делать выводы.