Статья “Воспитание детей”
На сегодняшний день многие родители стремятся стать «осознанными родителями» и учатся секретам воспитания на основе статей и видео, размещенных в сети Интернет. Но здесь важно вовремя остановиться и не переборщить.
У каждого ребенка свой темперамент и никакими воспитательными усилиями из флегматика не сделать холерика. Родитель должен учитывать особенности ребенка, его способности на ту или иную деятельность. Чтобы для ребенка была создана ситуация успеха в соответствии с его функциональными возможностями. И очень здорово, если в перспективе ребенок будет также осведомлен об особенностях своего темперамента и функционирования своей нервной системы, будет понимать, как ему жить с тем, что ему «досталось» при рождении.
Стресс – это один из способов адаптации организма к окружающей среде. При отсутствии стресса не будет происходить адаптация.
Любой ребенок, начинающий ходить в детский сад, испытает стресс. И это не плохо для ребенка. Не стоит ограждать ребенка от ситуаций, столкнувшись с которыми, он испытает стресс.
Здесь можно провести аналогию с животным миром. Детеныши млекопитающих и птиц везде следуют за своими родителями. Так они сталкиваются с окружающим миром и быстрее становятся приспособленными к взрослой жизни.
Также должно происходить и у нас. Ребенка отдают в детский сад, потому что родителю нужно работать и зарабатывать деньги. Ребенка отдают в секцию, потому что родитель считает полезным занятие спортом для ребенка. Ребенка отдают в школу, потому что он должен получать знания и т.д. Ребенок сталкивается с обычной жизнью не под вывеской осознанного родительства.
Ребенок получает адаптационные стимулы, которые тренируют его для дальнейшей жизни и идут только на пользу. Не нужно ничего специально делать. Нужно идти и жить свою собственную жизнь. У каждого ребенка есть закрепленный эволюционно еще в дочеловеческие времена инстинкт следования.
И еще у ребенка есть прекрасная адаптационная реакция – способность к имитации. Если вы берете тряпку и протираете пол, ребенок тоже берет тряпку и начинает протирать пол, имитируя действия родителя. Совершенно не осознавая, что это делается для того, чтобы в доме было чисто. Ребенок просто копирует действия значимого взрослого.
Оберегая ребенка от всевозможных стрессов, родители делают только хуже. Ребенок становится «высокочувствительным» – боится людей, у него проблемы с адаптацией, он ничего не хочет и его ничего не радует. А это признаки депрессии.
Что касается тревожных детей, то тревожным может стать любой ребенок, который растет в ситуации неопределнности.
Ури Бронфенбреннер разработал теорию экологических систем, согласно которой социальная среда влияет на ребенка самым непосредственным образом. Маленького ребенка интересует только его микромир и, как правило, он ориентирован на имитацию поведения матери. Также, как и детеныши в животном мире, ориентированы на имитацию поведения самки.
Если самка тревожится, значит и мне нужно вести себя также. Если самка спокойна, я могу расслабиться, ничего страшного не происходит.
Не нужно ничего от ребенка скрывать, потому что он все равно считывает состояние. Это еще хуже. Одно дело, когда ребенок понимает, почему мама плачет. Любые понятные и временно ограниченные семейные переживания нормальны и адаптационны. Ребенок учится, как себя вести, он понимает, почему это происходит.
А когда мать нестабильна, и ребенок не понимает, что происходит. И это длится месяцами, годами. Это и приводит к тому, что ребенок становится тревожным.
В Америке было проведено исследование. Одна группа детей воспитывалась по типу фрустрация-адаптация. Вторая группа детей воспитывалась при отсутствии ситуаций фрустрации. И было выявлено, что вторая группа детей в итоге имела более высокий коэффициент интеллекта. И было воспитано одно безфрустрационное поколение. И на тот момент поменялась ситуация в американских школах. Эти дети не понимали, почему они должны слушать учителя. Или почему они должны делать то, что уже знают. Они знали, что им интересно, ведь они были свободными исследователями. Эти дети закончили школу, колледж, пошли работать. Они очень усердно трудились, так как любили то, что делали, они выбирали то, что им нравилось. Очень быстро они стали небольшими начальниками. Но очень скоро выяснилось, что с ними не хотели работать. Они с трудом создают устойчивые личные отношения. Они были умны, трудолюбивы, умели ставить цели и их достигать. Их проблема была в том, что они не видели других людей. Если я работаю по 18 часов, то и другие тоже смогут. Они не чувствовали других людей. Если обычному ребенку запрещали шуметь, когда папа спит, то при бесфрустрационном воспитании этого с детьми не делали.