Статья “Внеурочная деятельность обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности”

Статья “Внеурочная деятельность обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности”. Автор учитель Сорокина Л.П., Кировская область


 

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддержать, направить, давать возможность проявить свои лучшие качества, это возможно путём вовлечение их в активную внеурочную деятельность.

 В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

 В соответствии с содержанием нормативных правовых документов в  качестве  задач  внеурочной деятельности можно представить следующие:

 

-обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении;

-оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;

-создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;

-развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.

В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное,  социальное и спортивно-оздоровительное.

С целью качественного содержательного наполнения программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляю характеристику каждого направления.

 Данное направление ориентировано на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Направление включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но и вопросы духовного и интеллектуального оздоровления школьника.

Целью спортивно-оздоровительного направления является укрепление здоровья обучающихся путѐм применения комплексного подхода к обучению здоровью.

Ведущие формы деятельности: Спортивно – оздоровительное направление включает в себя динамические паузы во время перемен, участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях; беседы, классные часы с практическими заданиями по темам здоровьесбережения, реализация плана работы спортивнооздоровительной работы, реализация работы кружков и секций.

Целью духовно-нравственного направления  является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Ведущие формы деятельности: экскурсии, тематические классные часы, праздники, викторины,  конкурсы,  выставки, этические беседы, уроки мужества, цикл уроков: «Разговоры о важном», «Билет в будущее»

Социальное направление имеет своей целью включение обучающихся в разнообразные значимые внутриклассные, внутришкольные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственного отношения к деятельности.

Ведущие формы деятельности:   организация дежурства в классе и других объектах школы, экскурсии на предприятия посёлка, выставки работ обучающихся.

 

Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на воспитание у обучающегося способности к эстетическому самоопределению через художественное творчество. Основой общекультурного воспитания является искусство. Целью общекультурного направления является формирование у школьника в процессе создания и представления (презентации) художественного произведения способности управления культурным пространством своего существования.

Ведущие формы деятельности:  посещение музея, библиотеки; концерты, конкурсы; районные и краевые мероприятия.

Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование базовых учебных действий (БУД). Прежде всего, это касается таких БУД как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных базовых учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, успешно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.

Таким образом, в процессе внеурочной работы для обучающихся создаётся особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Именно внеурочная деятельность дает возможность заметить достоинства каждого ученика, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности, ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания своих возможностей.

 

Все конкурсы

Главная страница