Статья “Учимся говорить на языке керамики”
Автор: Педагог дополнительного образования Калтыгина В.Ю.
Современная декоративная керамика уже давно вышла из сферы прикладных ремесел и перешла в “высшую лигу” пластического искусства. Свободные от традиционной изобразительности художники-керамисты посредством формообразования, используя текстуру материала, выражают свое мироощущение, восприятие реальности, понимание жизненных коллизий. Гармония форм или столкновение объемов, плавный или синкопический ритм линий, блеск глазури или матовость фактуры – все эти выразительные средства керамики могут передать метафорические образы покоя и тревоги, контакта и отторжения, столкновение добра и зла.
Через восприятие объемно-пластической трехмерной формы раскрывается содержание керамического произведения, доносится до зрителя замысел художника.
Керамика дает простор, как для формального, так и для технического эксперимента. Податливая человеческой руке глина и стихия огня – прекрасная опытная лаборатория для всех видов искусства.
Исследования показывают, что занятия керамикой в системе дополнительного образования активизируют интеллектуальную деятельность детей и подростков, положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не отвлекают от них), повышают общую креативность человека, развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Через некоторое время эти дети начинают заметно опережать своих ровесников и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном развитии.
Задачи, решаемые на занятиях керамикой, чрезвычайно разнообразны. Это, в первую очередь, знакомство с окружающим миром. В рамках этой задачи происходит знакомство ребенка с особым материалом – глиной и овладение навыками работы с ним. Вторая, более широкая задача – эстетическое развитие, прикосновение к древнейшему из видов искусства. Обучение приемам и навыкам традиционного художественного ремесла способствует пробуждению у учащихся интереса, как к творчеству мастеров художественных промыслов, так и к самостоятельному творчеству. Задача педагога – помочь учащимся полюбить искусство керамики, познакомить с особенностями и свойствами различных ее видов – простых гончарных изделий, мелкой пластики, майолики, фаянса.
При этом интерес ребенка к искусству керамики развивается не через копирование классических образцов, а посредством создания из традиционного материала новых, актуальных в современном мире произведений. Таким образом, ребенок не просто чувствует себя причастным к искусству предков – он становится активным продолжателем этой традиции. Народная культура становится для ребенка не погребенной под толщей веков историей, а живой и развивающейся, его собственное творчество органически становится ее частью. Это положительно влияет на формирование нравственных качеств подрастающего поколения, Благодаря этому сегодня керамика остается по-прежнему востребованной и, продолжая многовековые традиции, обретает новое звучание.
Ориентируясь в своей работе на традицию, художники-керамисты в то же время имеют возможность свободно экспериментировать с современными формами и материалами. Это создает условия для наиболее полного раскрытия творческого потенциала воспитанников, дает возможность сочетать в своей работе разные способы лепки и приемы декорирования керамических изделий, чтобы наиболее точно передать свой художественный замысел, создать нужное настроение.
Керамика обладает безграничными пластическими, конструктивно-пространственными и цветовыми возможностями, она является уникальным материалом для решения задач образования, воспитания и развития школьников в системе дополнительного образования. Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие учащихся. Овладение языком объемной пластики дает детям возможность более глубокого понимания красоты и гармонии, пробуждает желание привнести их в свою повседневную жизнь. Занятия керамикой также развивают чувства радости творческой работы, уважительного отношения к рукотворным произведениям, приобщает детей к духовным ценностям.