Статья “Роль классного руководителя по возрождению семейного чтения как метода укрепления семьи и семейных ценностей”

Статья “Роль классного руководителя по возрождению семейного чтения как метода укрепления семьи и семейных ценностей”

Автор: Учитель начальных классов высшей категории Рыкова Ирина Алексеевна


Аннотация. Статья посвящена изучению места семейного чтения в жизни современных школьников и их семей. Семейное чтение рассматривается, как элемент ответственности родителей за нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание ребёнка с помощью книги. В статье даны рекомендации по возрождению семейного чтения.  

     Ключевые слова: семейное чтение, приобщение к художественной литературе, интерес к книге, домашняя библиотека, возрождение и традиции, семейные ценности.

        Моё детство – это семидесятые. Это звёздочка на фартуке школьной формы, затем пионерский галстук под воротничком белой рубашки. Это молоко в треугольном пакете и брикет киселя, который можно было грызть сухим. А любимые книги – про Тимура и его команду, про Динку, которая прощается с детством, про Витю Малеева в школе и дома, про Ваню Солнцева – сына полка. Помню, как будучи старшеклассниками, во время уроков некоторые мои одноклассники зачитывались художественными книгами, пряча их под партой на коленях. Часто и я приходила домой с записью в дневнике: «Читала книги во время урока!»  Как далеко это осталось в прошлом времени,  но в памяти живёт до сих пор. И четырёх сыновей я вырастила на поучительных рассказах Николая Носова,  Леонида Пантелеева, Аркадия Гайдара, на книгах о пионерах – героях. В советские годы книги имели огромное значение для воспитания детей и формирования их мировоззрения. А как детвора ждала Неделю детской книги, во время которой можно было принять участие в театральных постановках, встретиться с любимыми персонажами книг и даже с их авторами, которые не скупились раздавать автографы.  Однако после развала СССР детская литература постепенно стала исчезать из повседневной жизни людей. Остро стала проблема отсутствия интереса к чтению у современных детей. В наше время дети заменили чтение  книг на мультфильмы  и  гаджеты, что имеет крайне негативный эффект на их развитие. Проводя много времени в интернете, играя в видеоигры, не требующие осмысления, дети считают чтение неинтересным и скучным занятием. 
          Самые страшные слова, которые я, как классный руководитель,  слышала от детей,  поступивших в первый класс и уже освоивших некоторые азы слогового чтения, были: «Как я ненавижу читать!» Поэтому на первом же родительском собрании я беседую с родителями о том, как они много уже упустили в воспитании своего ребёнка. В новом законе об образовании, кстати, сказано, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они ОБЯЗАНЫ заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». [1]. Хорошо сказано, не правда ли?  Вот  только  читали  ли  этот  закон родители?  За  тридцать  восемь  лет работы в начальной школе я не раз убедилась, что родители всё – таки должны нести ответственность за воспитание своих детей!
            С 23 по 27 января 2024 года в Москве проходили ХХХII  Международные Рождественские образовательные чтения «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Я была представителем от Красноармейского района. Торжественное пленарное заседание в Государственном Кремлёвском дворце,  где собралось  свыше  5000 человек и куда вход был строго по пригласительным билетам, возглавил Святейший Патриарх  Московский  и  всея Руси Кирилл. На заседании поднимались проблемы утраты  традиционных семейных ценностей, а особое внимание Святейший  уделил теме чтения и культуры речи подрастающего поколения, в частности, проблеме сквернословия. «К сожалению, грех сквернословия поразил часть наших детей, которые порою ругаются так, что даже взрослым становится стыдно, – констатировал Святейший. Патриарх Кирилл считает необходимым «настойчиво бороться с этим позорным для нашей культуры явлением, терпеливо объясняя молодёжи недопустимость матерной брани и самим подавая пример чистой и культурной речи».

           Да, большинство современных детей перестали «тыкать в книгу пальчик». Для них чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее успехи в учёбе по многим предметам. Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин. Семейное чтение – это одна из лучших духовных традиций, прошедших испытание временем через многие поколения, это прекрасное средство для развития высоконравственных отношений в каждой семье. Это родители  с пелёнок  должны  вводить ребёнка в систему духовных  ценностей,  учить отличать хорошее от плохого, добро от зла.  Семейное чтение – познавательный процесс, которым управляют родители, потому что семья – начало всех начал. Дети жаждут общаться с родителями: послушать сказку, которую мама читает перед сном, вместе испытать чувство переживания за добрых героев, вместе печалиться  и радоваться, фантазировать о том, что могло произойти с персонажами дальше, наслаждаться дивным звучанием родного языка,  открывая красоту и смысл слов. Если ребёнок видит маму и папу с книгой в руках, понимает, что для мамы и папы чтение книг – это удовольствие, то он и сам захочет читать книги, так как дети перенимают не только модель поведения родителей, но и их привычки.  Собственный пример является одним из традиционных методов семейного воспитания: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». В доме на видном месте, в доступном  для  ребёнка пространстве должна быть семейная библиотека.
 В.А. Сухомлинский писал о том, что «в семьях, где  увлечены  чтением,  любовь к печатному слову у ребёнка будет расти, ведь интерес к книге закладывается в детстве семьёй». Если в семье книга имеет познавательную и нравственную ценность, то в ребёнке с раннего возраста формируется любовь к чтению. [2].  

          Нельзя умалять и роль бабушек и дедушек в семейном чтении. В настоящее время это тоже стало проблемой, так как возраст старости отодвинулся и большинство бабушек и дедушек вынуждены работать, а не проводить время  с внуками за чтением книг.  Люди материально стали жить лучше, многие молодые семьи  не живут с родителями и из-за этого произошла утрата традиций, которые объединяли всю семью за книгой.  Наблюдается кризис семьи – ослабление семьи как союза родственников. Повезло тем внукам, кому именно бабушки читают книги.  В связи с этим мне, как учителю необходимо проводить просветительскую работу с родителями по возрождению и приобщению их к семейному чтению, как совместной организации досуга.

         Существует большое разнообразие методов и приёмов приобщения к семейному чтению и формированию у родителей представлений о роли книги и чтения в воспитании ребёнка. Но главным фактором приобщения детей к книге является системностьежедневное чтение.  Именно от родительского контроля зависит выработка у ребёнка потребности читать, причём не от случая к случаю, а по желанию, не потому что задали в школе, а потому что хочется самому. Нельзя с момента поступления ребёнка в школу переключать всё внимание на «учебное чтение». Предметом заботы и внимания родителей должно оставаться «чтение для души». Важным моментом для встречи с книгой должен быть некий ритуал, усиливающий восприятие: благоприятная  спокойная  обстановка, присутствие  всех членов семьи, которое рождает в ребёнке чувство уверенности и защищённости, стопка любимых книг на видном месте, любимые игрушки, которые тоже знакомятся с миром книг. Ребёнок должен хорошо видеть книгу, которую ему читают.  Родителям необходимо выбрать не только интересную книгу, но и саму манеру чтения, которая заставит ребёнка волноваться и переживать действия. Следует объяснить ребёнку значение непонятных и незнакомых слов. Также нужно обращать внимание на иллюстрации в книге, помогающие ребёнку создать художественный образ героев. При выборе книги необходимо учитывать возраст ребёнка и его читательские предпочтения. Нравится детям чтение по ролям, театрализация небольших произведений. Сейчас не проблема купить кукольный или пальчиковый театр, в котором ребёнок будет принимать непосредственное участие, «примеряя на себя» образ персонажа, испытывая различные чувства, что позволит раздвинуть границы его жизненного опыта и будет способствовать развитию ораторского таланта.  Совместные походы в библиотеку должны стать удовольствием для всех членов семьи. Оформить подписку на детский журнал. Пусть покупка новых книг для домашней библиотеки будет самым радостным событием в семье. Обязательно искренне беседовать, обмениваться впечатлениями по прочитанной книге. Прислушиваться к рекомендациям учителя по перечню произведений. Завести дневничок читателя и записывать туда прочитанные книги. Рисовать любимых героев, иллюстрировать понравившиеся эпизоды, заучивать и цитировать отрывки. Включать чтение стихотворений – «выпивать стакан парной, витаминизированной, экологически чистой поэзии, с помощью которой можно предупредить такие тяжёлые хронические заболевания, как душевная чёрствость, отсутствие литературного вкуса, недоразвитый фонематический слух, преждевременная дистрофия памяти».

         Выполняя данные рекомендации, родители сами увидят, что семейное чтение имеет важное, благотворное влияние на воспитание ребёнка. Оно обладает уникальными свойствами, способными создать тёплую семейную атмосферу и успешную основу для развития высоконравственной личности ребёнка и грамотного читателя. Добрые впечатления и оценка поступков героев глубоко западают в детское сердце. Того, кто привык самостоятельно мыслить, труднее сбить с толку и с правильного пути. Именно регулярное семейное чтение является залогом формирования устойчивой читательской компетентности ребёнка, от культуры чтения и читательской грамотности которого во многом зависит судьба нашей страны.                                                           

                                                 Список  литературы.
1. Статья 44. Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Семейное чтение в библиотеке: особенности, идеи и программа [Электронный ресурс], – Электрон. дан. – Режим доступа: https://happy.jofo.me/2051730.html?ysclid=lsd6t5k6pf746903222