Статья “Развитие профессиональной творческой активности у одаренных детей”

Статья “Развитие профессиональной творческой активности у одаренных детей”. Учитель труда (технологии) Томащук С.А.


На развитие творческой активности одаренных детей  оказывает влияние наличие следующих темпераментально-характерологических качеств в структуре личности:

  • сильное Я, включающее в себя такие характеристики как эмоциональная зрелость, устойчивость к действию фрустрации, независимость в суждениях и поведении от внешних обстоятельств и влияния других людей;
  • склонность к рефлексии (к анализу ситуаций и проблем, позволяющему быть более открытым к новой информации, необходимой для решения трудных профессиональных задач и реализации поставленной цели);
  • эмоциональная и эстетическая восприимчивость по отношению к себе и окружающей действительности.

По мнению Пономарева Я.А.(советский и российский психолог) и Пастернак Г.М(учитель технологического обучения,народный мастер Румынии и Молдовы¸автор учебника по худ.обр.древесины) основным признаком активности является соответствие цели результату деятельности, а для творчества, напротив, характерна полная рассогласованность цели и результата. Творческая активность может возникать в процессе деятельности, но она связана  не с достижением намеченной цели, а разработкой побочного продукта, который и  является результатом творчества. Таким образом, Я.А. Пономарев сводит креативность к интеллектуальной активности и порождению побочных продуктов деятельности, которые своей новизной представляют наибольшую ценность.

Развитие профессиональной творческой активности включает три основных уровня. На первом уровне ребенок планирует выполнение своих профессиональных задач, трудолюбиво и настойчиво их выполняет, но нуждается в постоянном руководстве и контроле. Второй уровень характеризуется преобладанием стремлений к самостоятельному решению сложных профессиональных задач.Ученик проявляет возможность быстро анализировать производственные ситуации, принимать необходимые и обоснованные решения, самостоятельно находить выход и обеспечивать контроль и самоконтроль правильного выполнения поставленных задач. На третьем уровне проявляется укореняющаяся потребность в выполнении сложных профессиональных заданий.Ребенок стремиться самостоятельно решать сложные производственные задачи и принимать необходимые решения, в процессе чего предлагает свои идеи и варианты их реализации, а также осуществляет строгий контроль за правильностью их выполнения. Для него характерна высокий уровень самоконтроля и  требовательность к себе, умение правильно оценить результаты своего труда, стремление работать самостоятельно с полным напряжением умственных и физических сил.

Уровень творческой активности личности обуславливается внутренними (мотивация) и внешними (стимулы) факторами:

  • мотивационно-целевой – развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию на основе исследования проблем и потребностей;
  • когнитивный – усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению;
  • эмоционально-волевой – способность к преодолению познавательных трудностей; удовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценка;
  • деятельностно-практический – самостоятельность реализации собственных возможностей, творчество (полнота исследований, разнообразие идей, оригинальность и сложность разработки), качество продукта, самоопределение.

Все эти факторы в совокупности способствуют развитию самостоятельности и предполагают максимальное проявление индивидуальности. Иными словами, творческая активность приводит к таким личностным изменениям как повышению чувства собственной значимости как неповторимой личности, как индивидуальности, постоянному развитию (рост собственной компетентности), самосовершенствованию и самореализации в творчестве. Между внешними и внутренними условиями творческой активности существуют двухсторонние связи. С одной стороны творчески действующий субъект изменяет окружающую среду, с другой он сам находится под влиянием внешних обстоятельств.

На основе всего выше сказанного мы можем выделить основные критерии и показатели творческой активности.

  1. Творческий потенциал – совокупность свойств и качеств личности, определяющих его возможность в какой-либо деятельности (включает в себя границы любознательности, уверенность в себе, постоянство, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться).
  2. Креативность представляет собой творческие способности индивида, которые характеризуются способностью к созданию принципиально новых идей, отличающихся от традиционных схем мышления и являющихся независимым фактором в структуре одаренности, а также возможность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативность определяется такими показателями как:
  • самостоятельность мышления выражает творческий характер мышления и проявляется в умение увидеть и поставить новый вопрос (проблему) и самостоятельно найти решение;
  • гибкость мышления заключается в способности изменять в случае необходимости изначальный путь (план) решения задачи;
  • быстрота мысли (оперативность мышления) умение принимать необходимые решения в короткий срок;
  • критичность мышления – способность выявлять и исправлять ошибки и несоответствия, сравнивать изучаемый объект с эталоном, находить его сильные и слабые стороны;
  • беглость мышления характеризуется количеством идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность мышления — способность к нестандартным, отличающимся от стандартов идеям;
  • восприимчивость — чувствительность к малозаметным деталям, способность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  1. Мотивация достижения характеризуется стремлением личности к успеху и высоким результатам в какой-либо деятельности.

Таким образом, творческая активность – совокупность свойств и качеств личности, способствующих ее саморазвитию и самореализации, в процессе которых происходит накопление системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешной трудовой деятельности, личностного и профессионального роста.

Все конкурсы

Главная страница