Статья «Приобщение детей с интеллектуальными нарушениями к музыкальным социокультурным ценностям»

Статья «Приобщение детей с интеллектуальными нарушениями к музыкальным социокультурным ценностям». Автор учитель музыки Борисевская Н.А., Волгоградская область.


«Приобщение детей с интеллектуальными нарушениями к музыкальным социокультурным ценностям»

    Социокультурное воспитание — это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, экологических, и иных социальных способностей. Чем больше социокультурных способностей и качеств получит ребенок, тем больше у него возможностей для успешной социальной адаптации. Одним из фундаментов социокультурных ценностей, где идет становление учащихся как личности, его самооценки, эмоционального интеллекта, социализации является фольклор. Это та основа основ, где особое место занимает наше наследие, духовность человека. Именно музыкальное наследие нашей культуры должно найти путь к душе детей и лежать в основе их личности. Если исчезнет этот фундамент, то исчезнет и национальное самосознание. В ходе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, способность сопоставлять жизнь с образцами. Учащиеся получают знания, умения и навыки, общаются и взаимодействуют с другими людьми. Одной из задач моей деятельности  является создание условий  для осознания детьми духовных ценностей, своих мыслей и чувств через музыкальные произведения, понять те личностные отношения (труд, искусство, чувства человека, профессия, сон, отдых и др.), которыми дети уже обладают. Необходимо дать возможность через музыку осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать. Поэтому уже с первых занятий учим детей самому главному, не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем. Еще, будучи младенцем,  малыш знакомится с образцами музыкального фольклора, слыша из уст мамы пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные песни.   Эти песни близки им по певческому диапазону и дети, еще не умея петь, непроизвольно готовят голосовой аппарат, напевая не сложные мелодии. На уроках музыки ребята исполняют песни, музыкальные композиции и слушают музыку, связанную по содержанию с образами любимой мамы, качающей у колыбели младенца, папы, бабушки, дедушки, домашних животных.        

    Проведение досугов, чтение народных сказок, слушание музыкальных произведений – это коммуникативное событие, обеспечивающее детям познание культурных ценностей. Ребята начинают восхищаться тем, что видят и что вызывает отклик в их душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, имеют большое значение в  становлении личности. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают досуги с участием самых близких им людей – родителей.
Приобщение детей к социокультурным ценностям будет успешным, если обеспечивается активная деятельность детей. Поэтому должны соблюдаться следующие условия: усвоение культурных эталонов не только детьми, но и их близкими, а также сотрудниками школы; взаимодействие с семьей. Именно в семье закладываются базовые ценности и прививается любовь к нашему краю. Сегодня от нас с вами зависит то, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Все конкурсы

Главная страница