Статья «Легко ль на сердце от песни весёлой…». Автор учитель музыки Мороз И.В.
«Человек поёт тогда, когда ему хорошо». Эта фраза, прозвучавшая в популярном фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» очень точно определяет роль музыкального искусства в жизни людей. Ведь именно музыка может передать состояние и движение души, отразить некоторые стороны психики человека и дарить необыкновенное чувство просветления, лёгкости, умиротворённости.
Какой жанр может не только соответствовать вышеперечисленным позициям, но и быть понятным каждому? Конечно, это песня – повсеместно распространённый вид вокальной музыки, сочетающий выразительную, легко запоминаемую мелодию и словесно-поэтические образы.
Поначалу форма песни называлась строфической или куплетной: определённая музыкальная мысль повторялась с разным вербальным текстом. Позже к куплетам добавился припев, который стал «досказывать» запев, утверждать его основную идею. Примечательно то, что важнейший художественный приём – повторение, использующийся в песне не создаёт впечатления однообразия, монотонности, скуки. Наоборот, он помогает слушателю лучше понять и усвоить мелодию, оценить её оригинальность и полностью раскрыть музыкально-поэтическое содержание произведения. Это, во многом, объясняет популярность и многовековую жизнестойкость простой песенной формы, понятной широкой публике.
Песенная форма родилась в древности – в русских народных песнях, отражавших весь годовой круг крестьянских работ. Она одинаково хорошо подходила для трудовых, игровых, обрядовых, семейно-бытовых, хороводных, сатирических и лирических напевов, выражая всё многообразие сфер деятельности человека и всю глубину его чувств. Почти все вышеперечисленные разновидности песни – коллективные, поэтому можно также говорить о сплачивающей, объединяющей роли этого жанра. В разные революционные эпохи появлялась массовая песня, которая была призвана вести за собой и воспитывать людей нового общества. Во второй половине ХХ века эстрадная песня, благодаря своей доступности и лёгкости, вызвала к себе живой интерес исполнителей и слушателей.
Особенность песни, помимо запоминаемости заключается ещё и в том, что исполнять её – хорошо или плохо – может любой. Песни поют повсюду – на эстраде, в театре, кино, на демонстрациях, массовых праздниках, танцевальных вечерах, в быту. Особенно любит петь песни старшее поколение за столом. Наибольшей популярностью у них пользуются песни лирические, с яркой выразительной мелодией. Часто это песни А. Островского, Б. Мокроусова, Н. Богословского, О. Дунаевского и др. композиторов, чьё творчество составляет «золотой фонд» советской массовой песни.
А молодёжь? Что поёт наше поколение? Часто ли вы видите молодых людей без плеера на улице? Многие ответят на эти вопросы отрицательно. Да, наши молодые современники действительно практически не расстаются с аудиотехникой. Они слушают песни, музыкальные композиции по форме соответствующие песне, т.е. состоящие из запева и припева, поскольку эта музыкальная древняя форма легко воспринимается, запоминается и воспроизводится.
Но вот задача: а кто из современников поёт эти песни и где? На этот вопрос я ответить затрудняюсь. Чаще ловишь себя на мысли, что не поёшь, а слушаешь песни. Почему? Современные песни не хочется петь, может быть – подпевать. Причины такого отношения к современной песне просты – они безлики, похожи на толпу людей, одетых в абсолютно одинаковую форму (одежду). В эту толпу можно вклиниться, подчиниться её ритму, общему движению, но не стать личностью. Индивидуальность песен – это завидное качество массовой музыки 30-40-х годов ушедшего столетия.
Однако, наши (надо полагать и зарубежные) средства массовой информации активно пропагандируют музыкальные передачи, в которых «ищут вокальные таланты». Что поют эти ребята? Несомненно, песни. Это, по-прежнему, песни-однодневки, из которых, к сожалению, остаётся очень незначительное число ярких музыкальных образов. Во многом это зависит от самого исполнителя, его таланта вокальных и артистических данных, имиджа и т.п. Но бывают случаи, когда композитор настроен работать по принципу «чем больше, тем лучше», и в результате качественная сторона песни значительно ухудшается.
Несколько другая ситуация складывается на данс-полах. Там ведь постоянно звучит музыка – песни, основанные на танцевальных ритмических формулах. Эти песни побуждают к динамичному (даже при лирических мелодиях) действию. Под такие песни хочется покричать, «побеситься», т.е. «выбросить» накопившееся физическое и психологическое напряжение.
Популярность песни в ХХ веке возросла в связи с появлением звуковых фильмов. В кино она звучит в таких ситуациях, в каких встречается в реальной жизни, выступает в своей естественной роли, нередко скрепляя действие, являясь его кульминационным пунктом или связующим звеном. В музыкальной комедии и кинооперетте песня служит сжатой формой высказывания в узловых точках действия, средством характеристики героев, главной формой эмоциональной выразительности.
Песня в фильме обращена к изображаемым на экране «слушателям», она влияет на их переживания, поведение, то есть участвует в развитии действия.
Песни пишутся для всех нас. И не столько для того, чтобы мы их слушали, сколько для того, чтобы мы их пели. Если судить с точки зрения популярной современной науки – музыкальной психотерапии, то жанровая разновидность песни также играет немаловажную роль. Лирическая песня даёт ощущение душевного покоя, облагораживает, расслабляет. Активная (двигательно-рефлекторная) песня – это прежде всего психологическая разрядка, выброс негатива, преодоление стрессовых ситуаций. В любом случае, напевая незатейливую песенку, каждый человек избавляется от тоски, уныния, получает необходимые эмоции, что помогает человеку жить легче и оптимистичнее смотреть на мир.