Статья «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Статья «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

12.03.2021 г.

Автор: Воспитатель Шестакова Наталья Михайловна

МАДОУ «Умка», г.Ноябрьск

Скачать материалСтатья “Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников”

____________________

Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речи детей дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн».

Наверное, каждый педагог сегодня ищет и выбирает новые, интересные методики и ставит перед собой цели и задачи, решая которые, в первую очередь даёт возможность детям проживать все периоды дошкольного детства ярко, интересно, качественно. Считаю очень интересной одну из таких методик – составление синквейнов. Для себя и своих коллег я разработала методические рекомендации по обучению составления синквейна старших дошкольников. Материал для этого я подбирала, используя литературу и опыт коллег, выложенный в интернете.

Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольникочень пластичен и легко обучаем, но дошкольники присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

 

Одним из видов моделирования является синквейн. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Функции синквейна.

  • Способствует речевому развитию:уточнение, активизация словаря детей,закрепление знаний о частях речи.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы.

2) Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.

3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5) Содержит игровой момент.

6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

 

  • Начинать учить детей составлять синквейнынадо с хорошо знакомых им тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»).
  • Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя, то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина; тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…
  • Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
  • Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).
  • Составление синквейновв конце изученной лексической темы.
  • Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовивают карандашом вместе с родителями.
  • В конце работы дети должны прочитать свое произведение, сидя в «поэтическом кресле». Можно сопровождать чтение стихов музыкой.
  • Метод синквейна в работе с дошкольникамиможно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

 

  • При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
  • Если составление синквейнавызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
  • Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейнили отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейнстанет для них весёлым и занимательным занятием.

Вывод: выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

Думаю, что коллеги, применяющие метод Синквейн в работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.