Статья “Использование цифровых образовательных технологий на уроках русского языка и литературы”
Учитель русского языка и литературы Мачеева А.Е. МОУ Гимназия № 16 Волгоград
Использование цифровых образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Мачеева Анна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда», старший преподавать института русского языка и словесности ФГБОУ ВО “ВГСПУ”
Опыт представлен на городском семинаре «Использование ресурсов цифровой образовательной среды на уроках гуманитарного цикла»
Процесс информатизации нашего общества очень быстро развивается, и у школы нет другого выбора, как адаптация ее к информационному веку. Необходимость применения компьютерных технологий в школьном образовании очевидна.
Дмитрий Анатольевич Медведев в одном из своих выступлений сказал: «… очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».
Действительно, развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В связи с этим возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
Цифровая школа – наше будущее. Современные образовательные технологии позволят любому учителю добиваться высоких результатов обучения. Диапазон возможностей цифровых технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя.
Применение современных технологий в преподавании русского языка и литературы повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес, повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:
– развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
– способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
– помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
– развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Не стоит забывать и о Возможностях, которые дают цифровые технологии:
– автоматическая проверка, сейчас достаточно сайтов, которые можно для этого использовать (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернингапс, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР (рекомендовано «Учитель года»).
– мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
– интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома.
– совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).
– статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).
– разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).
В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.
- Работа с ментальными картами на уроках литературы в классах с углублённым обучением.
Метод интеллект – карт, или ментальных, позволяет развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста.
Ментальная карта – это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном материале.
При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ученик получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.
С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Каждый учитель литературы понимает, как важно научить школьника умению читать. Только когда человек поймет важность чтения, и книга станет для него необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от общения с авторами произведений – главнейшая задача на сегодняшний день.
Одной из главных задач уроков литературы является развитие навыков монологической речи, но время урока ограничено. И здесь как раз выручают интеллект – карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи.
Я хочу представить вашему вниманию ментальные карты, которые учащиеся выполняют при изучении «больших» произведений.
Ментальные карты мы выполняем как вручную, так и при помощи компьютерных технологий.
Говоря о совместном выполнении ментальных карт, можно использовать сервис мейндмастер. На учительском компьютере создается основа такой карты, отправляется приглашение ученикам и на уроке сообща можно работать. То, что учащиеся делают на своих ноутбуках, отображается на учительском. Все сохраняется – карта готова. Представляю вашему вниманию.
Еще одним из средств, обеспечивающих решение многих дидактических задач, применяющихся в качестве иллюстрации мысли, для развития наблюдательности и лучшего запоминания материала, всегда была на уроке наглядность. С появлением информационных технологий мало что изменилось. Только теперь наглядность может быть интерактивной, что позволит представлять материал в еще более интересной, динамичной форме, воздействующей одновременно на несколько органов чувств учащегося.
Я активно использую плейкасты при изучении лирики, причем начинаю такую работу уже с 8 класса.
Для его создания требуются изображение, текст и музыкальное сопровождение. И здесь ученики могут проявить себя. Показать свое понимание лирического произведения.
Это не просто видеоролик, который создают ребята, также они защищают работу, анализируют выбранное стихотворение.
Предлагаю вашему вниманию защиту плейкаста.
На уроках литературы также возможно создание буктрейлеров, они способны показать первичное восприятие произведения.
Не только на уроках литературы можно использовать цифровые технологии, активно можно применять и на уроках русского языка. Я это делаю при изучении темы «Словообразование», 6-классники создают видеоролики, мультфильмы, презентации, рассказывающие о способах образования слов. Предлагаю вашему вниманию несколько небольших роликов.
Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентность учащихся.
Если вас заинтересовал мой опыт или появились вопросы, можете связаться по электронному адресу macheeva@volgedu.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
https://cloud.mail.ru/public/ANJo/NYKXeMuLx ПРИЛОЖЕНИЕ 3 https://cloud.mail.ru/public/we3M/doHNzKVuD ПРИЛОЖЕНИЕ 4 https://cloud.mail.ru/public/h15P/7o5N7LbGg https://cloud.mail.ru/public/TV7d/9nM2L117L ПРИЛОЖЕНИЕ 5 https://cloud.mail.ru/public/F61U/f2ep744oC https://cloud.mail.ru/public/M4oz/eYT2rFJKN |