«Содействие учащимся объединения «Техническое моделирование» в профессиональном самоопределении»

«Содействие учащимся объединения «Техническое моделирование» в профессиональном самоопределении»

Автор: Зотова Галина Федоровна – Педагог дополнительного образования ВКК МБОУ ДО «Дом детского творчества №5» г. Новокузнецк Кемеровской области

Программа, по которой я работаю, позволяет удовлетворить запросы детей в одном из видов технического творчества, и составлена с учетом таких педагогических принципов, как:

  • предметное обучение;
  • приоритет практической деятельности;
  • уважение личности ребенка;
  • включение детей в разнообразную деятельность (выставки, праздники, коллективные творческие дела, экскурсии).
  • профессиональное самоопределение.

При зачислении в объединение ребята проходят тестирование на техническую заинтересованность. (Приложение).

 Основным в своей работе считаю необходимость создания условий для сознательного, активного участия воспитанников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Успех всегда пропорционален затраченному труду. Поистине справедливы слова: « Что гений- это на 1% вдохновение и на 99%- труд. Учащиеся объединения, занимаясь техническим моделированием, учатся быть успешными и рациональными.

Залог успеха работы  объединения «Техническое моделирование»  – это взаимопонимание, доброжелательность внутри коллектива, взаимовыручка, когда ребята помогают друг другу, старшие учат младших, когда мы двигаемся от простого к сложному.

          Ребята получают  первоначальные профессиональные навыки, развивают своё техническое мышление, приобщаются к технике.  Учащиеся выбирают проекты и делают то, что им действительно понятно, интересно и необходимо. Они самостоятельно разрабатывают проекты моделей, макетов, делают поделки своими руками, по собственному замыслу и презентуют их на выставках различного уровня.

          Работая по программе «Техническое моделирование», с первого года обучения учащиеся знакомятся с профессиями. Например, проходя тему «Виды транспортных средств» (водный, наземный, воздушный, подземный),  выясняем какие  профессии  используются при работе на  разных  видах транспорта. Что дети знают об этих профессиях в данной области, должностных обязанностях.

Согласно структуре самоопределения учащихся:

  • Основное влияние на выбор профессии ребенка являются конечно же это интересы и увлечение личности, а также природные данные. Немаловажный фактор – это мнение родителей и учителей, их советы.
  • Самые счастливые люди это те, которые с детства определяют свою профессию и планомерно идут к своей цели. Подростки с детства знакомы с профессиями своих родителей. Знакомятся с учебные заведениями, находящиеся в нашем городе и уже с детства многие из них знают, где бы они хотели учиться и чем заниматься.
  • Все знают, что личностные качества должны соответствовать профессии. Например, не имеющий музыкального слуха человек никогда не сможет стать музыкантом, а ребенок , имеющий технический склад ума, должен  развивать свои творческие способности в техническом направлении.
  • При выборе профессии необходимо учитывать потребность общества в кадрах, рынок труда. Особенно с востребованными профессиями с незнакомыми названиями. Например, на пике востребованности в данное время – профессия «Веб-мастер» – человек, разрабатывающий проекты сайтов, но спрос со временем упадет и тогда можно легко перепрофилироваться в специалиста по информационным технологиям.
  • Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование. Я всегда объясняю ребятам, чтобы они при выборе профессии учитывали свои интересы и способности и при необходимости могли бы быстро поменять профиль работы. Техническое образование им это позволило.
  • Оплата труда, возможности профессионального роста.

Необходимо, чтобы подросток имел четкое представление об избираемой области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессии и перспективах профессионального роста и, конечно,  важный фактор – оплата труда.

         Все дети  в основном из  объединения  вырастая, выбирают работу по профилю , технической направленности.. Многие приводят  на занятия своих друзей, одноклассников, советуют заниматься в объединении младшим братьям.  

Зачастую, подростки, которые в школе и семье считаются трудными, неблагополучными, занимаясь в объединении, находят себя, чувствуют свою сопричастность к общему делу, становятся призерами соревнований, занимают призовые места на выставках – конкурсах различного уровня.  Лучшие мои воспитанники, вырастая, продолжают заниматься техническим творчеством, обучаясь в технических ВУЗах города, а некоторые, возвращаются к нам в «Дом детского творчества». После окончания учебного заведения. Я уверена, главное в моей работе заинтересовать ребят, создать условия для их активного участия в творческой деятельности и получать удовольствия от проделанной работы и как результат – достижение поставленной цели.

Невозможно объять необъятное, профессий  много и какие из  них  выберут в дальнейшем   мои ребята, решать только им, но  занятия в  объединении помогают подросткам в становлении жизненного пути, в профессиональном самоопределении.

___

Скачать материал – «Содействие учащимся объединения «Техническое моделирование» в профессиональном самоопределении» Зотова Г.Ф.