«Социальный проект как форма организации совместной деятельности детей и родителей»
Педагог-организатор Халетова Елена Сергеевна
МАУ ДО ДДДЮТ
____________________________________
Направление педагогической практики: формирование детско-родительских отношений средствами совместной проектной деятельности.
Учреждение дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, основной задачей которого является воспитание и развитие культурной, высоконравственной, творческой и социально зрелой личности. Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия педагогов и родителей. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение образовательного учреждения и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Отношения между учащимися, их родителями и педагогами в учреждении дополнительного образования построены на основе свободы выбора. Актуальным становится вопрос о способах привлечения родителей учащихся к участию в образовательном процессе.
В настоящий момент существуют самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей, направленные на развитие творческого потенциала учащихся:
– родительские собрания;
– индивидуальные консультации;
– анкетирование родителей;
– мастер-классы для родителей;
– выставки творческих работ;
– родительский лекторий;
– родительская конференция;
– семинары;
– психологические тренинги;
– праздничные программы;
– конкурсы;
– круглый стол;
– клуб семейного общения;
– концерты;
– спортивно – игровые программы;
– информационные стенды и другие методы.
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дополнительном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности родителей и детей.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему саморазвития ребенка. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка. Использование в работе с детьми проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях.
Самое главное, проектная деятельность делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей.
Именно поэтому решая проблему включения родителей в образовательный процесс, в Дзержинском дворце детского и юношеского творчества была создана проектная группа, состоящая из двух семей.
На организационном собрании группы была выбрана тема проекта, поставлены цели и задачи, а также распределена работа.
Несколько месяцев мы вместе с детьми и родителями изучали проблему экологии нашего города, отношение молодого поколения к ней и искали пути решения.
Итогом нашей деятельности стал социально-педагогический проект «Арт-субботники как форма повышения интереса молодежи к проблеме экологии родного города».
В проекте мы рассмотрели экологию города Нижний Тагил как социально-значимую проблему, изучили теорию экологической ситуации в городе Нижний Тагил и влияния бытовых свалок на общее состояние экологии города. По средствам опроса определили уровень интереса молодежи к проблеме загрязнения экологии в Нижнем Тагиле. А затем изучили современные средства повышения интереса среди молодежи к проблеме экологии города и спроектировали мероприятие, направленное на повышение социального интереса среди молодежи, и вовлечение в активную деятельность по сохранению и улучшению экологии Нижнего Тагила.
Таким мероприятием стал первый ежегодный арт-субботник «Начни с чистоты».
Для реализации проекта и подготовки мероприятия снова понадобилась активное участие родителей: они стали и спонсорами, предоставив мешки для мусора и перчатки, и ведущими открытия арт-субботника, и участниками одновременно.
На праздник чистоты были приглашены учащиеся образовательных организаций района, их семьи, а также семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Программа арт-субботника была насыщенной: праздничное открытие, экологический флеш-моб, квест по сбору и сортировке мусора, селфи-пауза, розыгрыш призов, награждение участников.
Результатами арт-субботника стало более 150 участников: детей, родителей и педагогов, получивших позитивный заряд, 90 мешков (10800 литров) собранных бытовых отходов, огромная территория площади Танкостроителей и лесопарка, полностью очищенная от мусора.
Проведенное во время арт-субботника анкетирование показало высокий уровень эффективности арт-субботника как средства повышения социального интереса и мотивации к улучшению экологии родного города среди молодежи.
А главное работа над социальным проектом способствовала совместной деятельности детей и родителей, укрепила взаимоотношения, сблизила, и не только авторов проекта, но и участников мероприятия, получившегося в результате.
Так появилась новая добрая традиция Дзержинского дворца детского и юношеского творчества: ежегодный арт-субботник «Начни с чистоты». Мероприятие набрало такую популярность, что выделилось несколько подпроектов: «Мама, папа, я – волонтерская семья» – праздник-ярмарка добрых дел, «Арт-субботник: сделаем дворец краше вместе», «Арт-субботник: птичьи столовые», «Арт-субботник: день Белок», «Арт-субботник: день рождения Снеговика». Во всех мероприятиях на всех этапах подготовки и реализации работает команда: дети, родители и педагоги. Такие мероприятия проходят ежегодно, несколько раз в год, и с каждым годом, с целью привлечения большего количества участников меняются формы и содержание арт-субботников.
Так один социальный проект дал возможность развивать совместную деятельность сотен семей, а так же привлекать внимание к решению проблемы экологии родного города, активизировать совместную добровольческой деятельности детей и родителей.