Сценарий спортивно-игровой программы «Знатоки правил дорожного движения»

Сценарий спортивно-игровой программы «Знатоки правил дорожного движения» (с участием родителей, педагогов и детей старшего дошкольного возраста)

Автор: Беседина Лариса Сергеевна Воспитатель ВКК,  Ответственный по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 49 «Родничок»

Пояснительная записка

 

Актуальность. Проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения на сегодняшний день является, пожалуй, самой серьезной и актуальной. Ежегодно в нашей стране в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения тысячи человек, в том числе дети в возрасте до 16 лет.

Согласно федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2013г. N864, безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач нашей страны. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.

Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в транспортной среде обусловлена особенностями его психофизиологического развития. Дети дошкольного возраста еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самими быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Незнание детьми элементарных правил дорожного движения, равнодушное отношение к их поведению со стороны взрослых является причинами дорожно-транспортных происшествий. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и дороге, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.

В статье 29 федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» говорится, что «обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение».

Реализация ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает «формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;… о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил».

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах, но и исключить возможности попадания его в дорожно-транспортные происшествия. Но круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада.

Одной из задач образовательной программы дошкольного образования нашего ДОУ является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; вовлечение их в совместную деятельность.

Статья 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

На примере сценария спортивно-игровой программы «Знатоки правил дорожного движения» представляю опыт обучения детей дорожной грамоте через построение взаимодействия с социальными партнерами.

Цель мероприятия: формирование культуры безопасного поведения в транспортной среде у детей старшего дошкольного возраста через социальное партнерство с родителями (законными представителями).

Задачи:

– продолжать укреплять взаимодействие с семьей в интересах развития личности ребенка;

– воспитывать у детей и взрослых ответственность за свою безопасность и жизнь других людей,

– способствовать сплочению семьи, воспитанию сопереживания, доверия и отзывчивости в отношениях детей и родителей,

– познакомить родителей с играми, которые можно использовать для семейного досуга,

– создавать положительный эмоциональный комфорт у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, музыкальная.

Планируемые результаты:

дети: проявляют интерес к соблюдению правил дорожного движения и поведения на улице;

родители: проявляют  активность для организации совместной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Предварительная работа:

Первый этап – родительское собрание в форме круглого стола, где в нетрадиционной обстановке обсудили актуальные вопросы обучения детей правилам дорожного движения. Также воспитатель познакомила с замыслом проведения игровой программы, предложила принять активное участие в его подготовке. Акцентировала внимание на том, какая нужна помощь в изготовлении костюмов со светоотражающими элементами. Попросила родителей сыграть роли зайчихи, доктора Айболита, изготовить совместно с педагогом медали для детей-участников игры «Знатоки правил дорожного движения»

Второй этап – беседа с детьми о мероприятии. Педагог обращает внимание на важность участия в мероприятии каждого из воспитанников. Дети совместно с педагогом решают, какие задания будут выполнять мальчики, а какие девочки, совместно изготавливают эмблемы для участников игровой программы. При выборе задания и ролей обязательно учитывается желание каждого воспитанника

Третий этап – привлечение педагогов, в том числе профильных специалистов к проведению игровой программы, оформление музыкального зала; подготовка атрибутов и инвентаря, музыкального сопровождения, разучивание подвижных игр по пдд.

Четвёртый этап – рассматривание водительских прав родителей; изготовление безопасного маршрута «Дом – детский сад – дом», выполнение домашнего задания «Придумай новый дорожный знак» совместно с родителями; разучивание роли зайчика, стихов о правилах дорожного движения, репетиция мини-сценки. За 3–4 дня воспитатель приглашает на программу каждую семью. Родители получают пригласительные открытки, изготовленные руками детей

Участники мероприятия: команда детей старшего (6-8 лет) дошкольного возраста, команда родителей (законных представителей), воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, инспектор ГИБДД

Оборудование:

Техническое оформление: интерактивная доска, интерактивный стол, стилусы, 2 компьютера, музыкальный центр.

Инвентарь: дорожные знаки, трехколесные велосипеды, педальный транспорт, обручи, ремни безопасности, плакаты по ПДД,  мольберты, ватман, фломастеры, 3D игровое оборудование, представляющего собой напольное покрытие с имитацией части микрорайона, в котором расположено ОУ, проезжей части дороги, пешеходные переходы, тротуары, элементы городской инфраструктуры (макеты жилых домов, объекты бытового назначения)

Дидактические игры: «Что хотите – говорите», «Новый дорожный знак», «Назови транспортное средство», «Автомобиль будущего»; «Собери дорожный знак» (ИКТ), «Пешеходы и транспорт» (ИКТ), иллюстрации с заданиями для детей и родителей.

Подвижные игры. «Поскорее пристегнись – на машине прокатись», «Дальнобойщики», «Кто быстрее проедет на велосипеде»

Музыкальное сопровождение. И. Русских «Песенка о правилах дорожного движения», группа «Поющие светофоры» «Помни правила движения» (из детского мюзикла про ПДД), «Светофор» (муз. Е. Филипповой, сл. В. Кожевникова), «По улице, по улице», (сл. Г Бойко, муз. Т. Шутенко), «Веселые детские песни о правилах дорожного движения»,  автор музыки не известен (найдено в интернете), «Би-би-би, бибика» муз. Е.Кардаш, «Автомобили» (сл. М. Шабров, муз. В. Матецкий, испол. группа «Веселые ребята»)

Фрагменты  мультфильмов и сказок. «Чебурашка и крокодил Гена», «По щучьему велению», «Приключения кота Леопольда», «Золушка», «Простоквашино», «Малыш и Карлосн», «Старик Хоттабыч», «Али-Баба и 40 разбойников», «Тараканище», «Паровозик из Ромашково», «Приключения барона Мюнхаузена», «Баба Яга», «Снежная королева», «Маленький Мук», «Летучий корабль»

 

Ход спортивно-игровой программы

 

Звучит мелодия «Автомобили», в музыкальный зал входят участники игры – команда воспитанников и команда родителей, проходят по залу и присаживаются на стульчики

Ведущий. Вступительное слово.

Мальчишки и девчонки, а так же их родители, мы собрались сегодня в зале,

Чтобы повторить и закрепить правила дорожного движения.

Чтоб впредь, переходя дорогу, у вас не возникло огорчения,

Дорожные знаки в гости к нам придут без промедления!

Все эти знаки детям надо знать и правила дорожного движения

Строго-насторого выполнять!

Ведущий. Слово предоставляется инспектору ГИБДД ….

Инспектор ГИБДД. Здравствуйте, уважаемые гости, уважаемые участники! Цель нашей спортивно-игровой программы – проверить, насколько хорошо вы знаете Правила дорожного движения, дорожные знаки и умело ли применяете их на практике.

Ведущий. Я хочу представить жюри: заведующий детским садом (И.О.),  заместитель заведующего по безопасности (И.О.), инспектор ГИБДД капитан полиции (И.О.).

Перед нами две команды. Послушайте правила: игровая программа будет состоять из нескольких конкурсов; за победу в каждом конкурсе команда получает жетон. Команда, которая наберет большее количество жетонов, будет считаться победителем нашей игры.

Ведущий. Итак, первое задание – представление команд. (Команды представляют свое название и девиз).

  1. Конкурс «Разминка»

Ведущий. Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли к игре. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет». (Ведущий задает вопросы, игроки отвечают хором)

Вопросы:

– Что хотите – говорите: каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

– Что хотите – говорите: в море сладкая вода? (Нет)

– Что хотите – говорите: красный свет – проезда нет? (Да)

– Что хотите – говорите, но если вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)

– Что хотите – говорите: мы всегда идем вперед, только там, где переход? (Да)

– Что хотите – говорите: мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

– Что хотите – говорите: на знаке «Здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

– Что хотите – говорите:  а  свет зеленый означает – по дороге каждый смело пусть шагает (Да)

– Что хотите – говорите: на красных знаках красный цвет означает «Здесь запрет»? (Да)

  1. 2. Конкурс «Автомультипульти».

Ведущий: Наша игровая программа не может обойтись без всеми любимых мультфильмов и сказок. Следующий конкурс называется «Автомультипульти». Я буду называть сказочного или мультипликационного героя, а вы должны назвать его средство передвижения. Если вы называете правильно, на экране появляется правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается жетоном.

  1. На каком транспортном средстве путешествовали крокодил Гена и Чебурашка? (поезд)
  2. На чём ехал Емеля к царю во дворец (на печке)
  3. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)
  4. На каком транспортном средстве Золушка отправилась на бал? (в карете)
  5. Назовите средство передвижение, которым управляла Баба-яга. (ступа, метла)
  6. Какое средство передвижения было у разбойника Али-Бабы? (конь)
  7. На чем летал старик Хоттабыч? (на ковре-самолете)
  8. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)
  9. Что смазывал вареньем Карлсон, который живёт на крыше? (свой моторчик)
  10. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (на ядре)
  11. На каком транспортном средстве катался Кай? (на санках)
  12. На чём ехали зайчики в произведении К.Чуковского «Тараканище»? (в трамвайчике)
  13. На чём путешествовал Емеля из сказки «По щучьему веленью»? (на печке)
  14. Какое транспортное средство прибывало из Ромашково? (паровозик)
  15. Какое средство передвижения у маленького Мука? (сапоги-скороходы)
  16. Какое транспортное средство построил трубочист для царской дочери? (Летучий корабль)

 

Звучит сигнал «скорой помощи»

Ведущий: Дети и взрослые! Внимание! Посмотрите сюда.

                  Что-то случилось, беда, беда!

Инсценировка фрагмента «Зайчик» из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит» (исполнители: зайчиха, доктор Айболит – родители, зайчонок – ребенок)

Входит Зайчиха с зайчонком

Зайчиха. Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай!

                Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!

                Он бежал по дорожке, и ему перерезало ножки,

                И теперь он больной и хромой, маленький заинька мой.

Ведущий: Кто же зайке поможет и вылечить его сможет?

Дети: Добрый доктор Айболит

Ведущий: К нам сейчас он спешит.

Доктор Айболит. Не беда, подавайте-ка его сюда!

                                Я пришью ему новые ножки, и он опять побежит по дорожке.

                              Правила и знаки дорожные знай,

                              Четко и правильно их выполняй.

                              Это вам всем говорит добрый доктор Айболит.

Ведущий: Вот, что может случиться, если не знать дорожные знаки и не выполнять правила дорожного движения.

 

  1. Конкурс «Собери дорожный знак» (интерактивные пазлы)

Ведущий: А теперь проверим, как вы знаете дорожные знаки. Необходимо собрать картинку – дорожный знак и назвать его. Передвигать части следует, удерживая правую кнопку мыши или рукой. Картинка – образец может передвигаться таким же образом. (Задания разной степени сложности: для воспитанников пазлы из 6-8 частей, для родителей – из 12-14 частей. Выполняют по два участника от каждой команды)

 

  1. Конкурс творческого домашнего задания «Новый дорожный знак»

Ведущий. Уважаемые участники игры, узнаем, как вы выполнили домашнее задание. Для этого конкурса каждая команда должна была придумать новый дорожный знак. Представьте свои знаки! (Дети и родители представляют свой придуманный дорожный знак, коротко рассказывают о нем)

 

  1. Конкурс «Пешеходы и транспортные средства» (интерактивная игра)

Ведущий. Перед вами ряд картинок. Разделите на группы пешеходов и транспортные средства. Передвигайте картинки компьютерной мышью или рукой Участвуют по одному игроку от каждой команды. (Задание выполняется на интерактивных столах)

 

  1. Литературная пауза

Ведущий. Что – то засиделись наши гости, вот загадка для болельщиков:

Чудо-кресло есть у нас, это кресло просто класс

Синее и красное, и очень безопасное.

Если сяду я в него, пристегну ремни.

Ехать можно нам легко. Ждет удача нас в пути.

– Что это за чудо-кресло? (Детское автомобильное кресло) Давайте проведём литературную паузу. (Дети – болельщики читают стихи про детское автомобильное кресло)

 

 

  1. Маленькому Сашеньке,

Если он не в кресле

Ехать очень страшно

И не интересно

Если ж в кресло Саша сел,

То доволен он и смел.

 

  1. Я сегодня был в восторге

Видел кресло у Егорки.

Сбережет оно его

Когда едет он в кино.

 

  1. Мама мне купила кресло,

Кресло не обычное.

Кресло безопасное

С этим креслом не боюсь

Ни какой дороги.

Пусть меня быстрее мчит

Мама по дороге.

 

 

  1. Конкурс «Поскорее пристегнись – на машине прокатись».

Ведущий: Уважаемые, родители и ребята, вы садитесь в педальный транспорт, самостоятельно пристегиваетесь ремнем безопасности. Ваша задача аккуратно проехать «змейкой» между ориентирами и вернуться обратно, передав транспортное средство другому участнику команды. Жетон получает та команда, которая быстрее пройдет дистанцию. (Музыкальное сопровождение аттракциона – «Веселые детские песни о правилах дорожного движения»)

 

Ведущий. Уважаемые родители. Продолжите фразу: «Я выбираю детское удерживающее средство, потому что …» (Из команды родителей 2-3 участника высказывают свое мнение)

 

  1. Конкурс-эстафета «Дальнобойщики»

Ведущий. А теперь посмотрим, какие вы дружные ребята и родители. Предлагаю вам игру «Дальнобойщики». Два участника (по одному из каждой команды) встают на одном конце зала в обруч, поднимают его на уровень груди, пристегиваются ремнем безопасности, они – «дальнобойщики», на другом конце зала – остальные участники команды – это «груз». По сигналу ведущего «дальнобойщики», бегут из одного конца зала в другой, захватывают одного из участников команды обручем, пристегиваются ремнем безопасности вдвоем, («прикрепляют груз»), затем бегут обратно, обегают конус, возвращаются за следующим игроком («грузом») и так далее, пока весь груз не будет перевезен на другой конец зала. (Эстафета проводится в музыкальном сопровождении – «Веселые детские песни о правилах дорожного движения»)

 

Ведущий. Задание для ребят и родителей предлагает инспектор ГИБДД

Инспектор ГИБДД. Уважаемые ребята, посмотрите на экран и определите: «Кто из детей нарушает правила дорожного движения?» (дети рассматривают иллюстрации – 2 шт., называют номера картинок, где дети нарушили правила, и номер картинки, где нарушений нет)

Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию  несколько ситуаций, которые могут случиться на улицах города и проанализировать возможные варианты их последствий. Внимание на экран.

  1. Слайд-иллюстрация (комментарий инспектора) «Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу. Вопрос: Как поступить маме?»
  2. Слайд-иллюстрация (комментарий инспектора) «Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним. Вопрос: Как поступить папе?»

(Родители анализируют ситуации и высказывают свои точки зрения)

 

  1. Конкурс капитанов «Велосипед, велосипед — важнее друга нынче нет!»

Ведущий: «Как вы думаете, что такое – смекалка? Как она помогает людям в жизни?» (ответы детей и взрослых) Вот сейчас мы и проверим, обладаете ли вы этой самой смекалкой. Задание: проехать на велосипеде дорожный 3D макет (напольное игровое оборудование), соблюдая правила дорожного движения. Жетон получает та команда, капитан которой меньше всего сделает ошибок.

 

  1. «Показ модной одежды «Светлячок»

Ведущий. Послушайте загадку:

Тёмным вечером и ночью защитить вас сможет точно.

Ведь шофёру с сотни метров станет сразу вас заметно.

Он значок, брелок и стикер. Что же это? Это…. (фликер)

Ведущий. Что такое фликер? Для чего он нужен? (дети и родители отвечают на вопрос ведущего). Светоотражающие элементы (фликеры) на одежде детей на дорогах помогают быть предельно внимательными водителям. Юным пешеходам очень важно быть заметными на дороге! Поэтому еще одно домашнее задание было, изготовить костюмы со светоотражающими элементами. Наши родители – фантазеры, творчески подошли к данному заданию. Давайте посмотрим, что у них получилось.

(Ребенок читает стихотворение)

Мы шили одежду с мамой и «Светлячок» ее назвали,

Чтоб светились на дороге дети и все водители их замечали.

 

Дефиле детей в светоотражающих костюмах проходит в музыкальном сопровождении.

 

  1. Конкурс «Автомобиль будущего»

Ведущий. А сейчас последний веселый конкурс. За три минуты команды, должны придумать и нарисовать автомобиль будущего, а затем рассказать нам, как он называется и для чего предназначен. Задание дети выполняют вместе с воспитателем, а родители самостоятельно.

Ведущий. Вот и подошла к концу игра. Пока жюри подводит итоги нашего состязания, давайте, все вместе исполним веселый танец (Исполняется танец под песню «Бибика» группы «Барбарики»)

Ведущий. Для подведения итогов игры и награждения участников приглашаются члены жюри. (Жюри оглашает результаты игры и вручает участникам медали «Знатоки правил дорожного движения»)

Ведущий. Приглашаю всех участников игры и болельщиков встать в большой круг и взяться за руки.

Завершая развлечение, подведем итог ученью.

Кто б ты не был стар или млад, знание дорожных правил – ценный клад

Чтоб жить, не зная огорченья, чтобы бегать, плавать и летать,

Ты должен Правила движенья всегда и всюду соблюдать!

Ведущий. Завершить нашу игру мне хочется словами философов: «Жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них». Я уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего мероприятия. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.

 

 

Используемая литература

 

Научно-методическая

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Стеркина, Р.Б. Князева. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
  2. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
  3. Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий / Н.В. Елжова. – изд. 3-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2013.
  4. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей дет. сада / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Лыкова И.А. Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М.: Изд. дом «Цветной мир», 2013.
  6. Организация освоения образовательной области «Безопасность» с детьми 2-7 лет / авт.-сост. Т.Н. Сташкова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014.
  7. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

 

Нормативно-правовая

  1. Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  3. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  5. От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  6. Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

Скачать материал – Сценарий спортивно-игровой программы «Знатоки правил дорожного движения» (с участием родителей, педагогов и детей старшего дошкольного возраста)