Сценарий масленичного праздника “Лакомка”

Сценарий масленичного праздника “Лакомка”. Автор Хормейстер Якимова А.М.


ВВЕДЕНИЕ

Масленица – один из самых ярких и долгожданных праздников наших предков, который остаётся любимым и актуальным по сей день. Как и другие народные праздники, Масленица имеет свою богатую историю, собственные многолетние традиции и обычаи, сохранившиеся и дошедшие до наших дней. Каждый из семи дней этого праздника имеет собственное название и несёт за собой свои традиции. Это делает праздник уникальным и вызывает интерес у учащихся и зрителей любого возраста.

Данная работа представляет собой развёрнутый сценарий проведения масленичного концерта под названием «Лакомка». Название праздника обусловлено традиционным названием третьего дня масленичного гуляния.

Предложенный материал поможет преподавателям и учащимся в эффективном освоении темы «Масленица». Эффект глубокого погружения в тему происходит за счёт непосредственного участия обучающихся в организации и проведении праздника: роли и реплики в сценарии распределены между учащимися, соответственно, весь ход праздника ложится полностью на плечи учеников (преподаватель лишь помогает в моменты репетиционного процесса); учащиеся принимают участие в сборе информации и отборе музыкального материала  по традициям масленичных гуляний; ученики совместно изготавливают чучело Масленицы, что способствует творческому сплочению коллектива. Также, накануне праздничного концерта, рекомендуется провести конкурс блинов для учащихся и их семей, и во время концерта наградить победителей.

Цель работы – изучить и познакомить учащихся и зрителей с традициями и обычаями Масленичной недели.

         Задачи:

  • Освоить навык исполнения обрядовых масленичных песен;
  • Раскрыть природный потенциал и творческую инициативу учащихся;
  • Развить навык сценического поведения;
  • Воспитать устойчивый интерес у учащихся и зрителей к русским народным праздникам и их традициям, на примере праздника Масленица.

Данная работа может быть рекомендована руководителям народно-певческих коллективов, преподавателям ДШИ и ДМШ и иным работникам, ведущих деятельность на базе русского фольклора.

Работа может послужить основой при написании собственного сценария – ход представления, действующие лица, реквизит, музыкальный материал могут быть дополнены/изменены на личное усмотрение автора, исходя из количества и имеющихся навыков и опыта учащихся.

Работа дополнена приложением с музыкальным материалом по обозначенной теме.

СЦЕНАРИЙ

проведения масленичного праздника «Лакомка»

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Тёща
  • Две кумы
  • Учащиеся

Реквизит:

  • Чучело Масленицы, проектор/экран, реквизит для игр

На экране транслируются кадры, сопутствующие репликам ведущего и персонажам.

Ведущий:

– Добрый день, дорогие гости! Вот и наступил самый долгожданный, весёлый, и самый любимый в народе праздник – Масленица. Кажется, совсем недавно мы с вами встречали зиму: радовались первому морозу, долгожданному снегу, праздновали Новый год, Рождество, Святки, но… вот уже пришли последние зимние денёчки, а вместе с ними пришла и Масленица!  

– Целую неделю мы празднуем эти гуляния! И каждый масленичный день по-своему интересен. День первый – ВСТРЕЧА!

(Дети выходят на вступлении песни с чучелом, ставят его в центр и образуют полукруг)

Звучит песня «Едет Масленица дорогая»

Ведущий:

– В первый день Масленицы-понедельник- все готовились к встрече этого праздника. Хозяйки украшали избы, ставили тесто на блины, и, конечно же, в этот день заготавливали чучело Масленицы, а затем с пением возили его на санях по всей деревне. После этого чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор – это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз и дальше всех с горы скатиться, у того и лён выше будет.

Звучит песня «А мы Масленицу дожидаем»

(во время исполнения песни дети подходят и наряжают чучело)

Дети (распределить реплики между учащимися):

– Масленка, Хвядорушка, соломеное горюшко!

-ЛАточки цветастые, лапти головастые!

– Новомодненький платок, ярко-аленький роток,

– Косы заплетёные, брови наведёные!

-Наконец ты к нам пришла!

-Всем веселье принесла!

Ведущий:

– Ну что ж, совстречали Масленицу, пора и заигрывать!

-Второй день масленичной недели – ЗАИГРЫШ! В этот день начинались весёлые игры. Строили балаганы, катались на лошадях, ходили в гости друг к другу. За веселье и потеху по традиции угощали вкусными блинами. Молодежь продолжала веселиться, катаясь с горок и изготавливая снежные крепости. Так же этот день, как и вся масленичная неделя, не обходился без весёлой пляски!

Учащиеся исполняют кадрильную пляску

Ведущий:

– Ну, какой же заигрыш без игр?

Проводится игра «Снежки» (команда по 4-5 человек соревнуются в кол-ве заброшенных в корзину снежков)

Ведущий:

 – Проводили весёлый заигрыш и наступает, пожалуй, самый блинный день масленичной недели – ЛАКОМКА.  Среда – лакомка открывала угощение блинами и другими яствами во всех домах!

–  Вот и в нашем доме сегодня стол ломился от блинных угощений. А всё потому, что прошёл традиционный конкурс блинов, и оценивающая комиссия определила самых искусных блинопёков нашей школы!

Награждение победителей конкурса блинов

Ведущий:

– Знаете, среди нас есть ещё один потрясающий блинопёк. Как думаете, кто это? Это Даша Сопотова. Сейчас она поведает вам свою историю.

Звучит шуточная песня «Я поставила блины»

Ведущий:

– Ну, что ж, ехали мы, ехали по масленичной недельке и доехали до ШИРОКОГО ЧЕТВЕРГА.

– Широкий четверг, разгуляй-четверог, перелом-всё это названия четвертого дня масленичной недели. А широким его зовут, поскольку первые три дня мы празднуем узкую масленицу, а именно с четверга встречаем широкую. Главное действие в четверг — это штурм и дальнейший захват снежного городка. Также с этого дня прекращались все работы и начиналось еще большее веселье. И, конечно же, песни не смолкали ни на один день!

Звучит песня «Из амбара Дуня шла»

Ведущий:

Прошёл разгульный четверг и наступает пятый день Масленицы – ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ.

Выход тёщи

Тёща:

– Здравствуйте, гости дорогие! С праздником вас! С ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЕЙ!

Ведущий:

– Здравствуй, тёщенька! Проходи, гостем будешь!

Тёща:

-Спасибо, да только ненадолго я к вам!  Скоро зятевья дорогие в гости пожалуют, вот я к вам и забежала успеть поздравиться да угостить! (ставит на стол блюдо с блинами). Слышала я как у вас праздник весело проходит! И песни! И пляски! Разрешите и мне вас поразвлечь? Я для вас загадки подготовила:

  1. На Маслёну – разгуляйся!

Пой, играй, в санях катайся!

Вместе с другом, вместе с нами

Угощаемся….   (блинами)

  1. Без него плачемся,

А как появится,

От него прячемся. (солнце)

  1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весна)

  1. Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет. (Снег)

  1. Ярко мой блестит мундир

На столе я командир.

Знают чашки, чайник:

Я-большой начальник! (самовар)

  1. Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас….. (сметана)

  1. Ты с блинами, с пирогами,

Поскорей друзей встречай!

Наливай всем самый вкусный,

 Самый ароматный……(чай)

  1. Я варю его из ягод,

Столько-что всем хватит на год!

Ах, какое объеденье 

Ароматное……(варенье)

  1. Загадаю вам загадку:

Вкусный он и очень сладкий,

Быть здоровым помогает,

Его пчелы собирают….. (мёд)

 

 

Тёща:

– Какие молодцы! Все загадки отгадали! Хорошо с вами, но мне пора бежать гостей встречать! Весёлой вам масленицы!

Ведущий:

– Стремительно летит неделька, вот и суббота подкралась: ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ. В этот день молодая невестка приглашала родных к себе, приготовив самые вкусные угощения.  Молодежь в этот день собиралась в большой избе, пела, шутила и веселилась. Ведь только на Масленицу веселье длилось целую неделю. А потом эту недельку целый год ждать.

Звучит игровая песня «Летал воробей»

Ведущий:

– За весёлыми песнями да шутками незаметно прошла суббота. Вот и наступают ПРОВОДЫ – последний день масленичных гуляний. Уже с утра начиналось катание Масленицы по всей деревне, сопровождавшиеся веселым карнавальным шествием и выступлениями скоморохов.

 А вечером, по традиции, чучело Масленицы сжигали, с верой в то, что вместе с ним сгорят все беды и несчастья. Вы, конечно, знаете, что этот день также называют прощеное воскресенье. Все помнили, что в понедельник наступает Великий Пост, поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. И все обиды в этот день прощались.

(Две кумы идут навстречу друг другу и просят прощения)

Кума 1:

-Здравствуй, кумушка! Прости меня, если ненароком обидела!

Кума 2:

-Бог прощает, и я прощаю! И ты меня прости!

Обнимаются, трижды целуются

Звучит песня «Ты прощай, прощай»

Дети (распределить реплики):

– На смену ледяной Зиме летит Красавица -Весна,

Ну, а за нею по пятам к нам Масленица подошла!

Проводим Зиму честь по чести, пусть восвояси уж идет,

Нам не страшны уже морозы, весеннее тепло нас ждет!

Всех с Масленицей поздравляем, хотим от сердца пожелать:

Жить радостно,

И быть счастливым,

И никогда не унывать!

Звучит песня «Масленка, масленка»

Ведущий:

– С праздником, дорогие друзья! Желаем вам весёлой, «вкусной» и щедрой масленицы! Спасибо, что были сегодня с нами!

Заключение

Подводя итог данной работы важно отметить успешную апробацию данного сценария с учащимися отдела музыкального фольклора ДШИ № 4 города Ангарска. Участие в подготовке к концерту, полная вовлеченность в организационный процесс учащихся поспособствовала достижению высоких результатов в освоении темы «Масленица».

В ходе концерта учащиеся продемонстрировали высокий уровень вокального мастерства, раскрыли свои творческие навыки, лидерские качества, повысили навык сценического поведения и уровень знаний по предмету «Народное творчество» и «Фольклорный ансамбль».

Проведение данного мероприятия вызвало большой эмоциональный отклик у учащихся и их родителей, присутствующих в зале. Интерактивная программа со зрителями в форме загадок разнообразила структуру мероприятия и вызвало интерес и радость как у детей, так и у взрослых. Учащиеся с охотой и личной инициативой принимают участие в организации других народных праздников, стабильно посещают занятия и достигают высоких результатов в освоение образовательных программ, так как занятия фольклором уже является их большим увлечением и любимым делом.

Надеемся, данная работа станет полезной  для  деятелей фольклорного искусства, поможет в изучении традиций масленичных гуляний и станет помощником в реализации новых творческих проектов.

Список используемой литературы:

  • Архарова, Л. И. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы / Л. И. Архарова, Л. К. Гребёнкина, С. Б. Демидова. — Москва : Центр Педагогический поиск, 2005. – 160 с.
  • Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003 г.
  • Дорожкина, Н. И. В гости масленка зовет : сценарий фольклорного праздника / Н. И. Дорожкина // Читаем, учимся, играем. — 2012. — № 12. — С. 94-96.
  • Ивашина, В. В. Сударыня Масленица: встреча за самоваром / В. В. Ивашина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 1. – С. 49-51.
  • Соловьёв, В. М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней / В. М. Соловьёв. – Москва : Белый город, 2004 г.

 

Все конкурсы

Главная страница