Сценарий масленичного праздника “Лакомка”. Автор Хормейстер Якимова А.М.
ВВЕДЕНИЕ
Масленица – один из самых ярких и долгожданных праздников наших предков, который остаётся любимым и актуальным по сей день. Как и другие народные праздники, Масленица имеет свою богатую историю, собственные многолетние традиции и обычаи, сохранившиеся и дошедшие до наших дней. Каждый из семи дней этого праздника имеет собственное название и несёт за собой свои традиции. Это делает праздник уникальным и вызывает интерес у учащихся и зрителей любого возраста.
Данная работа представляет собой развёрнутый сценарий проведения масленичного концерта под названием «Лакомка». Название праздника обусловлено традиционным названием третьего дня масленичного гуляния.
Предложенный материал поможет преподавателям и учащимся в эффективном освоении темы «Масленица». Эффект глубокого погружения в тему происходит за счёт непосредственного участия обучающихся в организации и проведении праздника: роли и реплики в сценарии распределены между учащимися, соответственно, весь ход праздника ложится полностью на плечи учеников (преподаватель лишь помогает в моменты репетиционного процесса); учащиеся принимают участие в сборе информации и отборе музыкального материала по традициям масленичных гуляний; ученики совместно изготавливают чучело Масленицы, что способствует творческому сплочению коллектива. Также, накануне праздничного концерта, рекомендуется провести конкурс блинов для учащихся и их семей, и во время концерта наградить победителей.
Цель работы – изучить и познакомить учащихся и зрителей с традициями и обычаями Масленичной недели.
Задачи:
- Освоить навык исполнения обрядовых масленичных песен;
- Раскрыть природный потенциал и творческую инициативу учащихся;
- Развить навык сценического поведения;
- Воспитать устойчивый интерес у учащихся и зрителей к русским народным праздникам и их традициям, на примере праздника Масленица.
Данная работа может быть рекомендована руководителям народно-певческих коллективов, преподавателям ДШИ и ДМШ и иным работникам, ведущих деятельность на базе русского фольклора.
Работа может послужить основой при написании собственного сценария – ход представления, действующие лица, реквизит, музыкальный материал могут быть дополнены/изменены на личное усмотрение автора, исходя из количества и имеющихся навыков и опыта учащихся.
Работа дополнена приложением с музыкальным материалом по обозначенной теме.
СЦЕНАРИЙ
проведения масленичного праздника «Лакомка»
Действующие лица:
- Ведущий
- Тёща
- Две кумы
- Учащиеся
Реквизит:
- Чучело Масленицы, проектор/экран, реквизит для игр
На экране транслируются кадры, сопутствующие репликам ведущего и персонажам.
Ведущий:
– Добрый день, дорогие гости! Вот и наступил самый долгожданный, весёлый, и самый любимый в народе праздник – Масленица. Кажется, совсем недавно мы с вами встречали зиму: радовались первому морозу, долгожданному снегу, праздновали Новый год, Рождество, Святки, но… вот уже пришли последние зимние денёчки, а вместе с ними пришла и Масленица!
– Целую неделю мы празднуем эти гуляния! И каждый масленичный день по-своему интересен. День первый – ВСТРЕЧА!
(Дети выходят на вступлении песни с чучелом, ставят его в центр и образуют полукруг)
Звучит песня «Едет Масленица дорогая»
Ведущий:
– В первый день Масленицы-понедельник- все готовились к встрече этого праздника. Хозяйки украшали избы, ставили тесто на блины, и, конечно же, в этот день заготавливали чучело Масленицы, а затем с пением возили его на санях по всей деревне. После этого чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор – это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз и дальше всех с горы скатиться, у того и лён выше будет.
Звучит песня «А мы Масленицу дожидаем»
(во время исполнения песни дети подходят и наряжают чучело)
Дети (распределить реплики между учащимися):
– Масленка, Хвядорушка, соломеное горюшко!
-ЛАточки цветастые, лапти головастые!
– Новомодненький платок, ярко-аленький роток,
– Косы заплетёные, брови наведёные!
-Наконец ты к нам пришла!
-Всем веселье принесла!
Ведущий:
– Ну что ж, совстречали Масленицу, пора и заигрывать!
-Второй день масленичной недели – ЗАИГРЫШ! В этот день начинались весёлые игры. Строили балаганы, катались на лошадях, ходили в гости друг к другу. За веселье и потеху по традиции угощали вкусными блинами. Молодежь продолжала веселиться, катаясь с горок и изготавливая снежные крепости. Так же этот день, как и вся масленичная неделя, не обходился без весёлой пляски!
Учащиеся исполняют кадрильную пляску
Ведущий:
– Ну, какой же заигрыш без игр?
Проводится игра «Снежки» (команда по 4-5 человек соревнуются в кол-ве заброшенных в корзину снежков)
Ведущий:
– Проводили весёлый заигрыш и наступает, пожалуй, самый блинный день масленичной недели – ЛАКОМКА. Среда – лакомка открывала угощение блинами и другими яствами во всех домах!
– Вот и в нашем доме сегодня стол ломился от блинных угощений. А всё потому, что прошёл традиционный конкурс блинов, и оценивающая комиссия определила самых искусных блинопёков нашей школы!
Награждение победителей конкурса блинов
Ведущий:
– Знаете, среди нас есть ещё один потрясающий блинопёк. Как думаете, кто это? Это Даша Сопотова. Сейчас она поведает вам свою историю.
Звучит шуточная песня «Я поставила блины»
Ведущий:
– Ну, что ж, ехали мы, ехали по масленичной недельке и доехали до ШИРОКОГО ЧЕТВЕРГА.
– Широкий четверг, разгуляй-четверог, перелом-всё это названия четвертого дня масленичной недели. А широким его зовут, поскольку первые три дня мы празднуем узкую масленицу, а именно с четверга встречаем широкую. Главное действие в четверг — это штурм и дальнейший захват снежного городка. Также с этого дня прекращались все работы и начиналось еще большее веселье. И, конечно же, песни не смолкали ни на один день!
Звучит песня «Из амбара Дуня шла»
Ведущий:
– Прошёл разгульный четверг и наступает пятый день Масленицы – ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ.
Выход тёщи
Тёща:
– Здравствуйте, гости дорогие! С праздником вас! С ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЕЙ!
Ведущий:
– Здравствуй, тёщенька! Проходи, гостем будешь!
Тёща:
-Спасибо, да только ненадолго я к вам! Скоро зятевья дорогие в гости пожалуют, вот я к вам и забежала успеть поздравиться да угостить! (ставит на стол блюдо с блинами). Слышала я как у вас праздник весело проходит! И песни! И пляски! Разрешите и мне вас поразвлечь? Я для вас загадки подготовила:
- На Маслёну – разгуляйся!
Пой, играй, в санях катайся!
Вместе с другом, вместе с нами
Угощаемся…. (блинами)
- Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся. (солнце)
- Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весна)
- Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет. (Снег)
- Ярко мой блестит мундир
На столе я командир.
Знают чашки, чайник:
Я-большой начальник! (самовар)
- Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас….. (сметана)
- Ты с блинами, с пирогами,
Поскорей друзей встречай!
Наливай всем самый вкусный,
Самый ароматный……(чай)
- Я варю его из ягод,
Столько-что всем хватит на год!
Ах, какое объеденье
Ароматное……(варенье)
- Загадаю вам загадку:
Вкусный он и очень сладкий,
Быть здоровым помогает,
Его пчелы собирают….. (мёд)
Тёща:
– Какие молодцы! Все загадки отгадали! Хорошо с вами, но мне пора бежать гостей встречать! Весёлой вам масленицы!
Ведущий:
– Стремительно летит неделька, вот и суббота подкралась: ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ. В этот день молодая невестка приглашала родных к себе, приготовив самые вкусные угощения. Молодежь в этот день собиралась в большой избе, пела, шутила и веселилась. Ведь только на Масленицу веселье длилось целую неделю. А потом эту недельку целый год ждать.
Звучит игровая песня «Летал воробей»
Ведущий:
– За весёлыми песнями да шутками незаметно прошла суббота. Вот и наступают ПРОВОДЫ – последний день масленичных гуляний. Уже с утра начиналось катание Масленицы по всей деревне, сопровождавшиеся веселым карнавальным шествием и выступлениями скоморохов.
А вечером, по традиции, чучело Масленицы сжигали, с верой в то, что вместе с ним сгорят все беды и несчастья. Вы, конечно, знаете, что этот день также называют прощеное воскресенье. Все помнили, что в понедельник наступает Великий Пост, поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. И все обиды в этот день прощались.
(Две кумы идут навстречу друг другу и просят прощения)
Кума 1:
-Здравствуй, кумушка! Прости меня, если ненароком обидела!
Кума 2:
-Бог прощает, и я прощаю! И ты меня прости!
Обнимаются, трижды целуются
Звучит песня «Ты прощай, прощай»
Дети (распределить реплики):
– На смену ледяной Зиме летит Красавица -Весна,
Ну, а за нею по пятам к нам Масленица подошла!
Проводим Зиму честь по чести, пусть восвояси уж идет,
Нам не страшны уже морозы, весеннее тепло нас ждет!
Всех с Масленицей поздравляем, хотим от сердца пожелать:
Жить радостно,
И быть счастливым,
И никогда не унывать!
Звучит песня «Масленка, масленка»
Ведущий:
– С праздником, дорогие друзья! Желаем вам весёлой, «вкусной» и щедрой масленицы! Спасибо, что были сегодня с нами!
Заключение
Подводя итог данной работы важно отметить успешную апробацию данного сценария с учащимися отдела музыкального фольклора ДШИ № 4 города Ангарска. Участие в подготовке к концерту, полная вовлеченность в организационный процесс учащихся поспособствовала достижению высоких результатов в освоении темы «Масленица».
В ходе концерта учащиеся продемонстрировали высокий уровень вокального мастерства, раскрыли свои творческие навыки, лидерские качества, повысили навык сценического поведения и уровень знаний по предмету «Народное творчество» и «Фольклорный ансамбль».
Проведение данного мероприятия вызвало большой эмоциональный отклик у учащихся и их родителей, присутствующих в зале. Интерактивная программа со зрителями в форме загадок разнообразила структуру мероприятия и вызвало интерес и радость как у детей, так и у взрослых. Учащиеся с охотой и личной инициативой принимают участие в организации других народных праздников, стабильно посещают занятия и достигают высоких результатов в освоение образовательных программ, так как занятия фольклором уже является их большим увлечением и любимым делом.
Надеемся, данная работа станет полезной для деятелей фольклорного искусства, поможет в изучении традиций масленичных гуляний и станет помощником в реализации новых творческих проектов.
Список используемой литературы:
- Архарова, Л. И. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы / Л. И. Архарова, Л. К. Гребёнкина, С. Б. Демидова. — Москва : Центр Педагогический поиск, 2005. – 160 с.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003 г.
- Дорожкина, Н. И. В гости масленка зовет : сценарий фольклорного праздника / Н. И. Дорожкина // Читаем, учимся, играем. — 2012. — № 12. — С. 94-96.
- Ивашина, В. В. Сударыня Масленица: встреча за самоваром / В. В. Ивашина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 1. – С. 49-51.
- Соловьёв, В. М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней / В. М. Соловьёв. – Москва : Белый город, 2004 г.