«Реализации внедрения ФГОС ДО: результаты, проблемы, перспективы…» (выступление на педсовете)

Автор: Андреева Екатерина Борисовна, заместитель директора школы по дошкольному образованию, МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» Провиденского ГО Чукотский АО

«Реализации внедрения ФГОС ДО: результаты, проблемы, перспективы…» (выступление на педсовете)

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.

Если мы будем следовать этому правилу, ребёнок, вместо того,

чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое

и утешительное чудо природы!»

Мария Монтессори

 

Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека.

В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по – прежнему отводится игре. Генеральными линиями стандарта являются индивидуализация и социализация ребёнка.

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма – когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над ребёнком, а вместе, рядом. Развить в ребёнке главную мотивацию – «Хочу узнать»! Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы. Прививать детям жажду

открытий в получении знаний – вот главная задача дошкольного образования ставшего отныне первой ступенью образования.

 

По новому стандарту детские сады продолжат готовить дошкольников к школе. Но эта подготовка состоит не столько в формировании определенной суммы знаний, как в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

 Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного детства.

          Сегодня мне хотелось бы не только рассказать о проделанной работе по реализации внедрения ФГОС ДО, но и обозначить проблемы, с которыми столкнулся коллектив.

Главными и ответственными направлениями в нашей работе стало создание нормативно-правовых, кадровых, финансово-экономических, материально-технических и информационно – методических условий.

     Была создана рабочая группа, в состав которой вошли воспитатели детского сада.

В сентябре 2016г в соответствии с ФГОС ДО была разработана Основная образовательная программа.

Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального, муниципального уровня, а также локальные акты ДОУ.

Организовано методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС:

  1. Осуществляется диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. Внесены изменения в план курсовой подготовки для повышения уровня квалификации всех педагогов.
  2. Идет постепенное комплектование методического кабинета ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.

3.Методическая служба ДОУ обеспечивает консультативную поддержку педагогов и специалистов.

  1. Изучался опыт внедрения ФГОС в других регионах, через просмотр видеоконференций, СМИ, интернет ресурсов.
  2. Выполняя аналитический раздел плана реализации ФГОС, была организована и проведена процедура самообследования учреждения, которая позволила определить степень готовности для перехода на ФГОС.

Для осуществления задач образовательной программы необходимо создать  базу  научно-методического обеспечения: методическая литература к образовательной программе, дидактический демонстрационный и раздаточный материалы, специализированное программное обеспечение по пяти образовательным областям.

Лозунг «Кадры решают все!» – определяет современное отношение управления к кадровому вопросу. В современном мире залогом успеха любой организации, в том числе и образовательного учреждения, особенно при реализации ФГОС, является обеспечение высокого качества кадрового потенциала, что в свою очередь поможет повысить эффективность деятельности организации, а значит сделать ее наиболее конкурентоспособной.

Руководителю  стало необходимым проанализировать кадровые условия и ответить на вопросы:

— какие опыт и квалификация требуются от педагогов ДОУ для введения ФГОС;

— хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение, повышение квалификации, переподготовка;

— организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС ДО.

Как должен перестроиться педагог? Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность. Научиться перестраивать модель воспитательно-образовательного процесса – не дети для нас, а мы для детей. Всё должно работать на личностное развитие ребёнка, на достижение целевых ориентиров, т.е. личностных качеств, всего того, что останется навсегда.

Педагогам необходимо активнее принимать участие в конкурсах, в публикациях, семинарах.

       Информацию об этапах введения ФГОС желательно освещать на сайте школы.

Одно из важных условий Стандарта – правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

С самого начала мы задавались мыслью: как на ограниченном пространстве наших групп сделать среду, соответствующую требованиям ФГОС: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для того, чтобы активизировать работу по данному направлению мы решили участвовать в общероссийском  конкурсе инновационных проектов, стипендий и грантов.

 В случае выигрыша, грант будет использован на приобретение нестандартного игрового и обучающего оборудования, компьютерного обеспечения.

Мы стараемся создать развивающую эстетическую среду не формализованной и не стереотипной. Групповые комнаты, все помещения, включенные в их зону, стараемся оформлять, придавая им своеобразие, сделать непохожими на другие группы, развивая тем самым у детей творческое отношение к создаваемой окружающей среде. При формировании среды мы считаем необходимым выработать единый подход как к оформлению территории, так и к созданию интерьера в помещениях ДОУ. Конечно же, наша среда далека от идеала.

Нам многое надо еще сделать на территории, ведь именно там дети проводят 30% времени, отведенного на активную деятельность.

Кроме того стало необходимым внедрение в образовательный процесс новых технологий. В содержании образования активизирована работа по созданию бесплатных дополнительных услуг:

– «Читалочка»

-изостудия

-экспериментальная деятельность

Однако на то, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, влияет отношение семьи к ДОО.

В последнее время наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники считают, что традиционные формы взаимодействия не дают ощутимых результатов, снижается интерес к нему со стороны родителей, которые начинают относиться ко всем мероприятиям в детском саду негативно.

Признание авторитета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОО, а именно сотрудничества и доверительности.

Важным условием преемственности становится установление педагогического партнерства между семьей и ДОО.

Решая эту проблему, в работе ДОУ используются следующие формы и методы взаимодействия с родителями:

— родительские собрания-тренинги;

— индивидуальные и групповые консультации;

— развлечения с привлечением родителей;

— информирование родителей о мероприятиях группы;

— анкетирование по вопросам воспитания и обучения дошкольников в семье и ДОО.

При этом работа с семьей продолжает оставаться важной составной частью социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Вступивший в силу ФГОС ДО четко регламентирует особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

– содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

– в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ.

– под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания

образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ОВЗ.

 

При реализации Стандарта мы столкнулись с проблемами, которые требуют более глубокого изучения и детализации. Хотелось бы кратко остановиться на них.

  1. К сожалению, нет единого подхода к оценке качества дошкольного образования. Потребности родителей в дошкольном образовании отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами – от места жительства семьи до уровня её материального благосостояния. Отсюда и разная оценка качества, разное понимание «хорошего» дошкольного образования. Одних устраивает просто питание, присмотр и наличие каких – либо занятий с детьми. Другим необходимы особые условия, определённый перечень занятий и даже объём знаний, которыми должен овладеть ребёнок. Впрочем, все родители без исключения стремятся иметь как можно меньше затруднений при переходе ребёнка к следующей ступени образования. Потребности школы и учителей в образовании ребёнка до школы тоже неясны. Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.
  2. Это проблема организации индивидуальной работы с детьми. Осуществление индивидуализация образования в условиях переполняемости групп осуществляется с трудом.
  3. Кадровая проблема. Современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

— в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

— организации различных видов деятельности воспитанников;

— осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

— методическом обеспечении образовательного процесса;

— реализации информационно-коммуникационных технологий;

— обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

 

Мое выступление будет незаконченным, если я не скажу о дальнейших перспективах в нашей работе по ФГОС. Это:

  1. Продолжение изучения и применение современных инновационных психолого-педагогических систем в образовательном пространстве.

2.Продолжение поиска новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями, направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.

3.Развитие материально-технического обеспечения образовательного процесса, совершенствование окружающей среды ребенка. Для реализации этой задачи необходим капитальный ремонт ДОУ.

  1. Построение целостного образовательного пространства на этапе перехода ребенка из ДОУ в школу.

Сейчас только начало пути. И нужно сделать так, чтобы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования стал реальным инструментом развития и повышения качества дошкольного образования.

 

 

Зам.директора по ДО

МБОУ «ООШ с.Сиреники»:                                   /Андреева Е.Б./

_____________________

Скачать Реализации внедрения ФГОС ДО