Развитие мелкой моторики руки у младших школьников

Развитие мелкой моторики руки у младших школьников

30.03.22

Автор: Учитель начальных классов Тимермуллина Гульнара Шагибаловна

МОАУ Башкирская гимназия- интернат имени М.С. Буракаевой с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

Скачать материал: “Развитие мелкой моторики руки у младших школьников”

____________________________________

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый  класс. На первом этапе обучения ученики чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; трудно уложиться в общий темп работы. Причина этого – неразвитость мелких мышц рук.

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

М.М.Кольцова, занимаясь изучением условий развития речи, экспериментально доказала, что “рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук”, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить”. Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. А если учесть патологическую инертность корковых процессов у умственно отсталых детей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной.

Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.

Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Для решения задач использую следующие средства:

  • Развитие графической моторики.
  • Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Для штриховки используются книги для раскрашивания.
  • Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
  • Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.
  • Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.
  • Раскрашивание картинки.
  • Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание, слуховое восприятие).
  • Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит – развивают речь.

Массаж рук.

Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.

  1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
  2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
  3. Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
  4. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
  5. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
  6. Интенсивное растирание каждого пальца.
  7. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

Пальчиковый тренинг.

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.
  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.
  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.
  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.
  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.
  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – культурное наследие немецкого народа. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

  • Игры (дидактические, театрализованные, “театр в руке”, сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
  • Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
  • Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
  • Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, предлагаю использовать разнообразные приемы не только в школе, но и дома с родителями:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Показ при помощи рук различных изображений (“очки”, ” стул”, “колокольчик”, “зайка” и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
  • Сминание пальцами комочков из бумаги;
  • Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
  • Завязывание и развязывание бантов, узлов;
  • Застегивание пуговиц, молний, крючков;
  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
  • Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
  • Лепка из пластилина.
  • Конструирование
  • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)
  • Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

И в заключении хочу сказать, что использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.

Использованная литература:

  1. Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг». С-Петербург, 1998
  2. Начальная школа № 23/1999. Подготовка руки к письму детей седьмого года жизни.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. М., “Аквариум”, 1998.
  4. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму. М., “Просвещение”, 2007.

Автор статьи : Тимермуллина Гульнара Шагибаловна, учитель начальных классов МОАУ Башкирская гимназия-  интернат имени М.С. Буракаевой с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан