Работа с семьёй – ключевое направление деятельности педагога-психолога в школе. Автор педагог-психолог Минеева А.В.
Система воспитания подрастающего поколения претерпевает серьезные изменения. Назрела потребность сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса, во все его компонентах. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество.
Цель воспитания определяется следующим образом: «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (ст.2.п.2.ФЗ-273). Таким образом, воспитание это непосредственная помощь человеку в развитии, здесь применим весь потенциал нашего обучения, образования, педагогического общения и т.д., но это ещё и создание средовых условий. Цель воспитания не в формировании знаний и компетенций, а формирование чувств и отношений.
Воспитание – это непосредственная помощь человеку в развитии, здесь применим весь потенциал нашего обучения, образования, педагогического общения и т.д., но это ещё и создание средовых условий. Вся среда, которая окружает ребёнка, должна соответствовать тем задачам, которые мы ставим.
На уровне всех субъектов образовательного процесса необходимо переосмысление содержания образования: не только на уровне педагогических работников, но и обучающихся и их родителей, законных представителей. Исходя из этого, задачами педагогического сообщества в части взаимодействия с родителями становится следующее:
- видеть в родителях союзников в части формирования личностных результатов детей, понимающих цели образования на каждой из ступеней;
- совместно с родителями участвовать в создании среды обитания ребёнка, соответствующей целям воспитания, способствующей развитию базовых национальных ценностей;
- минимизировать потребительское отношение родителей к школе, превратив их из получателей образовательных услуг в полноценных партнёров по становлению личности обучающихся, в истинных субъектов образовательного процесса, принимающих и разделяющих целевые ориентиры современного образования.
Родительский труд требует титанических усилий, огромного ежедневного физического и психического напряжения. Семье просто необходимо системная помощь и сопровождение процессов обучения и воспитания детей со стороны школы. Педагог-психолог играет важную роль в принятии родителями качественных изменений в подходах к воспитанию подрастающего поколения и формировании союзнической связи между школой и семьёй.
Проанализировав функциональную карту вида профессиональной деятельности педагога-психолога, которая отражена в профессиональном стандарту “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н), определяется следующее содержание работы с родителями законными представителями, в соответствии с обобщенной трудовой функцией «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» определены следующие трудовые действия, умения, а именно:
- Психологическое просвещение родителей, законных представителей
- Разработка и реализация дополнительных образовательных программ, направленных на развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся
- Психологическое консультирование родителей, законных представителей
- Оказание помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный период в форме рекомендаций родителям, законным представителям
Более детально содержание деятельности представлено в таблице 1.
Таблица 1. Содержание работы педагога-психолога с родителями
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: | НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ: |
Трудовая функция «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» | |
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся | |
Трудовая функция «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» | |
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации | |
Трудовая функция «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса»: | |
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам; по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся | |
Трудовая функция «Психологическая диагностика детей и обучающихся» | |
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся | |
Трудовая функция «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» | |
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов) | Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка | Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся |
Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры | |
Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций | |
Трудовая функция «Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)» | |
Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный период |
Наиболее действенными формами работы педагога-психолога, на мой взгляд, являются непосредственные встречи с родителями обучающихся, как индивидуальные, так и групповые.
В 2023-2024 учебном году мною был реализован цикл родительских собраний, целью которых является повышение психологической компетентности родителей, законных представителей обучающихся; развитие понимания и чувства ответственности за образовательный результат детей.
В содержание встреч включены следующие аспекты:
- Возрастные особенности обучающихся: физиологические, психологические и социальные;
- Стили семейного воспитания и их влияние на личность ребёнка, на поведение в обществе;
- Гендерное развитие и последствия ошибок в воспитании мальчиков и девочек;
- Личностный результат образования на определённой ступени и способы его достижения.
Востребованными со стороны родителей являются индивидуальные консультации педагога-психолога. Наиболее часто встречающиеся запросы со стороны родителей обучающихся при индивидуальном консультировании следующие:
- Построение детско-родительских отношений.
- Трудности взаимодействия со сверстниками, педагогами.
- Снижение мотивация к обучению, ослабление позиция школьника.
- Развитие волевая регуляция и самостоятельность.
- Невыполнение социальных норм поведения в обществе, девиантное, деструктивное поведение.
- Повышенная тревожность ребёнка и неуверенность в себе и др.
При решении задач обучения и воспитания конкретного обучающего важно повернуть сознание родителя с позиции «сделайте с ним, что-нибудь», «это школа не может справиться», на позицию субъектности, позицию ответственного отношения к проблемам школьного обучения и воспитания: «А что я как родитель смогу поменять и сделать?», «А что мы вместе со школой можем сделать?», на позицию зрелого родителя «Какова моя родительская задача в изменении ситуации к лучшему?».
На каждой ступени образования свои особые личностные результаты, обусловленные возрастными, гендерными и индивидуальными особенностями обучающихся. Выбор тактик воспитательного воздействия родителей также должен быть продиктован знанием этих особенностей и понимаем последствий своих воспитательных действий. И, конечно же, целью и задачами образования.
Вижу ключевой задачей школьного психолога направлять и сопровождать родителей по мере свой профессиональных возможностей.