«Путь к профессии. Из опыта работы с детьми младшего школьного возраста»

«Путь к профессии. Из опыта работы с детьми младшего школьного возраста»

Выступление на городском методическом объединении педагога дополнительного образования Сидоренко Ларисы Дмитриевны

Автор: Сидоренко Лариса Дмитриевна Педагог дополнительного образования ВКК МБОУ ДО «Дом детского творчества №5» г. Новокузнецк Кемеровской области

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

         Каждому гражданину предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать  – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.     Приобрести эти знания и умения учащиеся могут приобрести на уроках в школе, занятиях в кружках, факультативах или самостоятельно, например, работая с книгой «Выбирайте профессию» автор Прощицкая Е. Н.

          Основательно вопросы выбора профессии интересуют   подростка, когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес и склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструкторской  и т.д

         В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.               Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.  Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми.

               При организации профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста важно учитывать, что у  них в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии учащихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.   При этом необходимо постепенно формировать у детей понимание слова «профессия». Как правило, спрашивая у детей «Что такое профессия?», в ответ часто можно услышать: «Врач, повар, водитель…». Затем  перейти к вопросу: «А какие знания нужны людям, которые ими становятся? (А что нужно знать этим людям, которые выбрали профессию…?)». В итоге постепенно формируется понятие «профессия», позже с детьми можно объединять профессии по способу деятельности («одни учат, другие лечат, третьи ремонтируют, варят и т.п.), качеству физической подготовки, творчеству и др. Таким образом, естественным путем возникает потребность начать об этом разговор с детьми на специальных занятиях по профориентации. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. 

          Задачи профессионального самоопределения для младших школьников: дать общие сведения о трудовой деятельности; о содержании труда самых распространенных профессий;  о правилах поведения в процессе трудовой деятельности; сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду; воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.                    

          Необходимо на занятиях начинать профориентационную работу с детьми с 1  года обучения. Вот такая работа проводится по каждой профессии:

Первый шаг – разминка, где происходит знакомство с профессией:

  • что я знаю, об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся данной профессией;
  • какие учебные предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач, интернета.

Второй шаг – экскурсия, иногда бывают виртуальные, после которой проводится анкетирование, на котором видно как меняются интересы детей. К концу 2 года обучения ребята начинают отдавать предпочтение именно той профессии, которая им нравится.

Третий шаг: дети выполняют творческие работы (рисунки о новых профессиях, мини-сочинения), проводятся игры, беседы с родителями, выпуск газет “Наши родители на работе”.

Четвёртый шаг: совместный труд родителей и детей на приусадебном участке. Происходит гармонизация отношений со старшим поколением, возможность участия ребенка в различных посильных делах по дому, хозяйству и формирования у него реалистического взгляда на необходимость и значимость труда для человека.

          Широкий простор  и большие возможности для игры, детское конструирование и экспериментирование – это три кита, на которых держится современное образование младших школьников. Цель занятий с   ними – удовлетворить детское любопытство и любознательность, потребность в игре, желание сделать что – либо своими руками, познакомиться со свойствами материалов, моделями, их поведением в воде и в воздухе, в статике и динамике, способность взаимодействовать друг с другом.

         Занятия проводятся в игровой форме, на которых  ребята могут побыть в роли  инженера-конструктора и  испытателя. На многих занятиях  мы также  знакомимся с профессиями, для этого использую  разные источники, детскую литературу (например: В.В.Маяковский «Кем быть?»,  «Чем пахнут ремесла?» Дж.Родари).

 

…Столяру хорошо, а инженеру  – лучше,

           Я бы строить дом пошел,

                                      пусть меня научат.

Я сначала начерчу

           дом такой, какой хочу.

Самое главное,

                   чтоб было нарисовано…

                                                

Инженеру хорошо…

А летчику лучше…

           Я бы в летчики пошел

                                        Пусть меня научат.

В будущем  авиатехника станет еще более безопасными, экономичными,   высокоскоростными. Чтобы они такими стали, над этой проблемой работают инженеры – конструкторы. А кто такой инженер – конструктор? В книге «Чудеса на колесах», которую я советую   прочитать ребятам, автор тоже интересуется этим вопросом. Вот, что он пишет: «Инженер – техник-специалист по постройке мостов, дорог, зданий, укреплений, кораблей, машин, самолетов и др.» Инженер должен обладать многими качествами. Одно из них: знать язык чертежа – интернациональный язык, другое немаловажное аккуратность. Например, когда строили первый экземпляр самолета «ТУ »,  машину с трудом «уложили» в 20тыс. чертежей. Если допустим, что чертежи эти выполнены кое–как, то, вероятно, собрать самолет оказалось бы просто невозможным.                     

Например, Дети, сегодня на занятии вы попробуете себя в роли инженера-конструктора, а именно –  разработаете детали и построите модель  самолета истребителя – техники будущего.  

         Конструкторская деятельность детей младшего школьного возраста отличается от профессиональной своим результатом: технические объекты, которые  они конструируют, если и несут новизну, то только субъективную. И тем не менее она включает в себя многие элементы профессионального конструирования. Например, обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа (метод рисунка), попытку выбрать метод конструирования, определить последовательность изготовления деталей, подбор необходимых инструментов, материалов.

Знакомство с конструкторско – технологической  деятельностью – это означает учить  наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Для этого необходимо обеспечить детям возможность систематически упражняться в мышлении, т. е. учить  их оперировать имеющимися знаниями, применять их на практике, переносить в другую ситуацию и знакомить с простейшей конструкторско – технологической  документацией.

          Особый интерес представляют творческие коллективные композиции не только плоскостные, но и объемные. Объем важен для развития мышления ребенка, его пространственной ориентации. Это один из инструментов формирования инженерных навыков.

Как научить детей изобретать? Изобретение – это нахождение умом. Чтобы изобретать, надо путешествовать (мысленно) и общаться.

Главная цель  занятий в объединении – научить ребят наблюдать, подмечать, мыслить, выдвигать идеи, изобретать, рисовать, мастерить, испытывать и обыграть.  Техническое моделирование всегда привлекало внимание детей, в детских играх отражается этот громадный интерес ребят к технике. «Игра в своем развитии перерастает в труд, в практическое овладение техникой» (Н.К. Крупская)

Моделирование неразрывно связано с техническим творчеством. На первых порах моделирование да и любая иная работа детей в области техники, неизбежно носит характер исполнительской, воспроизводящей деятельности. Вначале обучения в объединении  знакомлю  ребят с различными материалами и ручными инструментами, с первоначальными основами графической грамоты и простейшими элементами электротехники. Учу выполнять простейшие технологические операции (по аналогии с производственным процессом). Мало – помалу они переходят к решению все усложняющихся технических и конструкторских задач.   Творческий подход к труду надо воспитывать, прививать с детских лет.  В условиях ускоренного научно- технического прогресса то, что было новым вчера и сегодня, завтра, когда воспитанник придет на производство,  окажется устарелым. Поэтому, основная  задача состоит прежде всего в том, чтобы научить ребят добывать знания самостоятельно, технически мыслить, искать и находить пути рационального решения возникающих перед ними конструкторских и технологических задач. И  тем самым подготовить их к творческому труду на производстве. И моделирование, при правильной его организации, является одним из эффективных средств приобщения  учащихся к техническому творчеству. А соответственно и прививаю интерес  к профессии инженера – конструктора.

 

          Таким образом, правильно организованные занятия по техническому моделированию имеют большое значение не только для трудового обучения, но и для нравственного воспитания учащихся и профессионального самоопределения.

Направления в работе:

           Информация о профессиях, знакомство с профессиями родителей. Беседы и рассказы родителей о своей деятельности на занятиях, в кругу семьи. Ежегодное участие в городском конкурсе «Профессии моего города», в фотоконкурсе  «Мир профессий». Сообщение детей о профессии своих родителей (мини-сочинения, фото). Рабочие профессии (раскладушка – коллективная работа учащихся «Все профессии важны, нам рабочие нужны») Профессии: шахтера, металлурга, строителя, слесаря, токаря, столяра,

 Знакомство младших школьников с профессиями: раскрашивание рисунков с изображениями  деятельности людей разных профессий. Выпиливание силуэтов людей из фанеры: летчика, металлурга, кондитера, столяра.

       Например,  Деев Костя подготовил рассказ о работе своей мамы – она педагог дополнительного образования на «Станции юных натуралистов», руководитель объединения «Живой уголок».  Петухов Даниил – составил рассказ о профессии своей мамы, она учитель начальных классов. Чекменев Алексей написал о профессии своего папы – он работает главным инженером на заводе по производству газоочистного оборудования для угольной промышленности. Вамбольт Александр –  представил фото о профессии папы, он тракторист.  Черных Степан – фото о профессии своей мамы, она крановщик башенного крана. И др. Вамбольт А. выполнил проект «Родословное дерево профессий своей семьи».

        Таким образом,  ребята знакомятся с различными профессиями, узнают много нового и интересного. А занимаясь в объединении «Умельцы» технической направленности, приобретают знания, умения и навыки по  моделированию и конструированию. Детям нравится заниматься в объединении, некоторые ребята занимаются по 5-7лет, представляя результаты своей работы на выставках и конкурсах различного уровня, занимая призовые места.

          Если человек выбирает свое дело в соответствии со своим призванием, то его собственная «искра» разгорится – « и вот тогда и получится настоящий человек» (Прощицкая Е. Н.).

 

Водолазом  хорошо, а пожарным – лучше.

Я б в пожарные пошел, пусть меня научат

 

Быть шофером хорошо, а летчиком – лучше, я бы в летчики пошел, пусть меня научат.

 

Летчику хорошо, а космонавту – лучше,

Я б в космонавты пошел, пусть меня научат.

 

Инженеру хорошо, а доктору – лучше,

я б лечить детей пошел, пусть меня научат.

 

 Докторам хорошо, а рабочим – лучше,

я б в рабочие пошел, пусть меня научат.

 

Столяру хорошо, а инженеру – лучше,

Я бы строить дом пошел, пусть меня научат.

 

Нужные работники – столяры и плотники!

___

Скачать методический материал – Выступление «Путь к профессии. Из опыта работы с детьми младшего школьного возраста»